Какие цвета сочетаются друг с другом на волосах

Опубликовано: 04.05.2024

Каждый [охотник] желает знать, как гармонично сочетать оттенки. Пробуем магию цветового круга.

Круг Иттена — это схема из 12 цветов. Все оттенки во внешнем круге получены из трёх цветов, расположенных в центре.


Давайте разберёмся, из чего состоит круг Иттена и для чего он нужен художникам и дизайнерам.


Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.

Как устроен круг Иттена

В центре есть треугольник из основных цветов — синего, жёлтого и красного, — смешивая которые, можно получить любые оттенки, доступные человеческому глазу. Эти цвета в схеме также называются первичными. Если смешать по два из трёх первичных цветов, получаются вторичные цвета. Жёлтый с синим при смешении дают зелёный, жёлтый с красным — оранжевый, а синий с красным — фиолетовый.

Ещё в круге есть третичные цвета. Они получаются при смешивании первичного и вторичного цвета, которые соседствуют друг с другом на схеме. Например, жёлтый и зелёный дают третичный цвет — жёлто-зелёный, жёлтый и оранжевый дают жёлто-оранжевый и так далее. В результате во внешнем круге на схеме мы видим 12 цветов, из которых три первичных, три вторичных и шесть третичных.

Если посмотреть на внешний круг, можно увидеть, что цвета в нём расположеы в спектральном порядке, как на радуге: от красного, который по физическим характеристикам имеет самую большую длину волны, до фиолетового, у которого она самая короткая.

Как и когда появился круг Иттена

В истории было много попыток систематизировать цвета: есть цветовой круг Ньютона, Гёте и Оствальда. Но именно круг Иттена стал самым популярным. В бумажном виде эта схема продается теперь в любом художественном магазине.

Йоханнес Иттен — швейцарский художник и преподаватель Баухауса , известный своим вкладом в изучение колористики в начале прошлого века. В книге «Искусство цвета» Иттен подробно описал принципы работы с цветом и уже знакомый нам круг.

Наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов и цветовых гармониях, цветовом языке и цветовой культуре. Также искусство сочетания цветов.

Высшая школа строительства и художественного конструирования (1919 — 1933 годы) в Германии. Это заведение связывают с зарождением дизайна как самостоятельной дисциплины, отделенной от искусства.

Свою схему Иттен построил, опираясь на труды предшественников — физиков, химиков, психологов и художников. Он сумел собрать все существующие теории в простую и логичную систему.

Зачем нужен круг Иттена

Цветовой круг помогает подбирать гармоничные цветовые сочетания. Пожалуй, сейчас это самый популярный инструмент графических дизайнеров и художников. Опираясь на схему, можно выбрать палитру для интерфейса сайта, фирменного стиля или иллюстрации.

Круг устроен так, что максимально контрастные цвета расположены дальше всего друг от друга. А близкие цвета, соответственно, являются смежными на схеме. Всё цветовое пространство круга можно условно поделить пополам: от зелёного до малинового цвета идут холодные оттенки, а от красного до жёлто-зелёного — теплые.

Цвета в круге выстраиваются в стройную систему, и это здорово. Потому что простые фигуры, наложенные на такую схему, будут показывать гармоничные сочетания.

Основные комбинации на круге Иттена

Вариантов сочетаний цветов по кругу Иттена очень много. Давайте рассмотрим несколько из них, которые используются чаще всего.

1. Если провести через центр круга прямую линию, получится комплементарное сочетание — оно максимально контрастное.


Сочетание дополнительных цветов активное и энергичное. Если использовать их в равных пропорциях, они могут перебивать друг друга. Такое сочетание хорошо подходит для расстановки акцентов: для этого один из цветов берут как базовый, а другого добавляют немного, чтобы выделить отдельные объекты на изображении.

2. Если нужен менее сильный контраст, можно использовать сочетание из трёх цветов — контрастную триаду . В этой комбинации один из дополнительных цветов заменяется на два соседних.


Это хорошая альтернатива комплементарному сочетанию: здесь сочетание по-прежнему контрастное, но уже не такое резкое. Если вам нужно чуть приглушить контраст дополнительных цветов или просто расширить палитру с двух до трёх цветов, можно выбирать такой вариант.

3. Равносторонний треугольник образует классическую триаду: три цвета в его углах будут давать сбалансированное сочетание. Этот вариант подойдёт, если вам нужно больше разнообразия в цветовой гамме.


Если вы задумали использовать один конкретный цвет и хотите подобрать к нему ещё два, которые будут кардинально различаться, схема с равносторонним треугольником поможет сделать это быстро и избежать ошибок.

4. Ещё один вариант комбинации из трёх цветов — аналоговая триада. Здесь задействованы цвета, расположенные на круге рядом. Это сочетание без интенсивных контрастов.


Эта палитра — спокойная и сдержанная. Аналоговое сочетание подойдёт, если вам нужны мягкие переходы между цветами без резких акцентов.

5. Когда трёх цветов недостаточно, можно выбрать четыре. Например, квадрат, наложенный на круг Иттена, образует сочетание тетрады : все четыре цвета гармонируют между собой.


По сути, здесь представлено сочетание из двух пар дополнительных цветов. Сочетание четырёх цветов в тетраде позволяет создавать красочное и разнообразное изображение.

6. Ещё одно сочетание двух пар комплементарных цветов — прямоугольная схема. В отличие от тетрады, здесь сочетаются более близкие оттенки.


Если нужно четыре цвета, но не требуется такой широкий спектр, как в квадратной схеме, то этот вариант подойдёт. Здесь будет достигнут контраст за счёт сочетания комплементарных пар, но сами эти пары ближе друг к другу на спектре.

Что делать с тысячами других оттенков

В круге всего 12 цветов, а дизайнеру приходится оперировать бесчисленным множеством оттенков. Круг Иттена — это упрощённая схема, а не полноценное решение. Но её можно использовать и более широко.

Представим, что нужен контраст к бирюзовому. На круге его нет, но мы понимаем, что этот цвет — зелёно-голубой. Значит, контрастный цвет на круге будет максимально удалён от границы этих двух цветов. Максимально удалённая точка — граница между красным и красно-оранжевым. Смешение этих цветов будет контрастно к бирюзовому.


А уж какой именно оттенок бирюзового и красно-оранжевого выбрать — это работа дизайнера. Кстати, есть ещё два параметра: насыщенность и яркость. Цвет может быть бледным или сочным, тёмным или светлым. Например, красный бывает совсем ненасыщенным, то есть розовым. Или очень тёмным, бордовым. Это тоже влияет на восприятие картинки.

Автоматические инструменты для выбора палитры

Технологии облегчают жизнь современным дизайнерам и художникам. Например, подобрать сочетание конкретных оттенков можно на расширенном цветовом круге. Он позволяет точно задать тон, насыщенность, яркость и найти подходящие цвета, используя те же самые схемы круга Иттена, которые мы рассмотрели.

Для более сложной работы с множеством цветом есть удобный инструмент у Adobe. Он основан на таких же правилах сочетания, но позволяет быстро редактировать параметры каждого цвета в палитре и смотреть, как от этого меняется гармоничная гамма.

Что делать дальше

Круг Иттена помогает быстро подбирать подходящие сочетания для разных случаев. В бумажной или цифровой версии им пользуются как новички, так и опытные дизайнеры и художники. Это полезный инструмент, который упрощает работу. Конечно цветовосприятие можно тренировать и научиться подбирать цветовые сочетания самостоятельно. Со временем появится навык, позволяющий не зависеть от наличия схемы под рукой.

Хотите поупражняться в колористике под руководством опытных преподавателей? Записывайтесь на наш курс графического дизайна.

В любой ситуации мы хотим выглядеть красиво, ярко, стильно, ведь внешний вид – это залог успеха. Однако правильно сделанный выбор вещей для своего стиля – это только половина истории для девушки, которая ищет свой идеальный образ.

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Посмотрите на графический круг. На нем видно треугольник с тремя цветами в центре круга. Это первичные цвета –желтый, красный, и синий, из которых происходят вторичные: зеленый (желтый + синий), оранжевый (красный + желтый), фиолетовый (красный + синий).

Вокруг него есть еще один круг с 12 цветами, которые включают основной, вторичный и третичные цвета. Черный и белый не являются цветами, так как они подходят ко всему. Согласно кругу Иттена, идеальные комбинации получаются, сочетая противоположные позиции. Например, комбинируем: желтый + фиолетовый, красный + зеленый и так далее.

Однако есть другие параметры и критерии для соответствия в одежде и аксессуарам. И они могут быть не простые. Некоторые сопоставления не имеют смысла, как синий и коричневый или черный. Но на самом деле, это зависит от оттенков: синий, королевский цвет, хорошо сочетается с черным (особенно когда речь идет о повседневной одежде для мужчин).

Как пользоваться – основные правила

Комплементарная (взаимодополняющая) комбинация цветов.Два цвета находятся на противоположных сторонах цветового круга. Это обеспечивает высокую контрастность и яркое сочетание цветов, вместе цвета будут выглядеть ярче и заметнее.

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Аналогичный комплекс. Три цвета (до 5) находятся рядом на цветовом круге. Это цветовое сочетание универсально, но может быть и подовляющим. Чтобы сбалансировать такую цветовую схему, выбирайте один доминирующий цвет и используйте другие в качестве акцентов

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Триады. Три цвета, которые равномерно расположены на цветовом круге. Это высококонтрастная цветовая схема, достаточно универсальная, создает смелые, яркие цветовые палитры.

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Раздельное- комплементарное. Выбираем цвета как в комплементарном, противоположные цвета, но используем соседние.

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Квадрат. 4 цвета равномерно расположены на цветовом круге. Такие схемы являются смелыми и будут работать лучше всего, если один цвет доминирующий, а другие использовать в качестве акцентов. Чем больше в палитре цветов, тем сложнее балансировать

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Монохроматический. Три тона и оттенка одного базового цвета. Обеспечивает тонкое и консервативное сочетание цветов. Универсальное соединение цветов, которое легко применять в дизайнерских проектах для получения гармонии.

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Ахроматическая комбинация. Сочетание черного, белого и серого между собой и любым другим цветом.

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Как понять, какие цвета сочетаются с нашим оттенком кожи, волосами и глазами, чтобы найти тот цвет, который подходит именно вам.

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Цветовая гармония очень интересна, поэтому давайте узнаем о таких понятиях как тон кожи, подтон и обертон.

Тон относится к темной и светлой коже, в том числе и смуглой.

Подтоном понимается температура кожи, разделяют ее на 2 категории: теплая и холодная.

Обертон – поверхностный слой кожи, который может иметь желтые или розовые оттенки.

Сейчас обратите внимание на подтон. Как его узнать?

Сначала посмотрите, являются ли кровеносные сосуды на запястьях зеленоватыми или голубоватыми. В первом случае ваш оттенок теплый, вовтором – холодный. Если они выглядят и голубоватыми и зеленоватыми, ваш оттенок нейтральный.

Теперь выбираем правильные цвета для своего гардероба.

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Тем, у кого теплый оттенок: кремовый, бежевый, коралловый, бирюзовый, желтый, бордовый, зеленый (цвет хаки) и темно-фиолетовый. Не подойдет лимонно-желтый, оранжевый, красный, светло-голубой, розовый и серый цвета. И наоборот, с ними люди с холодным оттенком выглядят в нихвеликолепно. «Холодный оттенок» не должны носить натуральные цвета, такие как коричневый и все его оттенки.

Деловой стиль

Большую часть своего времени вы проводите на работе, поэтому гардероб должен быть не скучным, но строгим и сдержанным. Берите основные цвета нейтральные – бежевый белый, серый синий, черный, темно-зеленый. С ними легко составить различные комбинации с другими цветами. Избегайте ярких оттенков, которые выходят за пределы этикета, лучше обратите внимание на пастельные и приглушенные тона. Это подчеркнет ваши достоинства и скроет недостатки.

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Вечерние образы.

Для вечерних нарядов нет ограничений в выборе базового цвета. Если главное выделится Также уместно темные и светлые цвета, теплые и холодные оттенки.

Помните. Некоторые приемы и мероприятия заранее озвучивают дресс-код.

Классические вечерние цвета – черный и красный, как в самой одежде так и аксессуарах. Яркие вещи миксуйте с нейтральными. из массы и выглядеть незабываемо, в хорошем смысле, выбирайте яркие оттенки.

Идеальное сочетание – эффектный оттенок + несколько дополнительных, они обогатят основной цвет.

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Повседневный стиль

Повседневный гардероб составляйте из коричневых, синих, зелных оттенков. Добавляйте пастельные и яркие акценты. Хоть белый и черный не практичны, не исключайте их, если они ваши любимые.

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

  • Светлый + светлый = сильно и приятно (особенно в пастельных тонах).

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

  • Светлый + темный цвет= оптический вид. Темный цвет будет визуально сужать часть тела.

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

  • Светлый цвет+яркий=сложно и привлекательно

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

  • Темный+темный=идеальный наряд для любого случай (как показывает Виктория Бэкхем)

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

  • Темный + яркий = гламурно, идеально подходящий для ночи

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

  • Светлый+темный+яркий цвета= никогда не останетесь незамеченными

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

  • Светлый+светлый +яркий = в монохроматический образ добавляем акценты с помощью пары туфель, сумки или аксессуаров

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Сетлый + темный+яркий. Дополнительным цветом может быть аксессуар или один предмет одежды.

Цветовой круг Иттена. Как пользоваться при выборе одежды

Такой круг Иттена можно купить в книжном магазине или для рукоделия. Есть разные приложения для смартфонов, которые могут помочь в выборе одежды и сделать шоппинг легче и приятнее.

С какой обувью носить брюки кюлоты. Весна-лето-осень-зима
« Предыдущая запись

У каждого человека волосы имеют разные естественные пигменты. Для получения желаемого цвета при окрашивании колористы пользуются кругом Освальда и придерживаются основных правил смешивания цветов для коррекции естественного и искусственного тонов.

Основные понятия колористики

Глобальная наука о цветах называется цветоведением. Она изучает их совместно с психологией, физикой, историей и эстетикой. Цветоведение представляет цвета, как явление культуры и социальности.

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков

Колористика — это один из отделов науки цветоведение, который более глубоко изучает цвета, затрагивая теории его восприятия и применения в разных сферах жизни. В парикмахерской деятельности колористика представляет собой техники и правила смешивания цветов.

К ее основным понятиям относятся:

Особенности выбора цветов по цветотипам внешности

Колористика позволяет точно смешать цвета для получения необходимого цвета и правильно подобрать его под цветотип человека.

Цветовой круг, сочетание в колористике цветов которого проводится по определенным правилам, позволяет создать холодные и теплые оттенки и тона. К теплым относятся все цвета, которые могут переходить в оранжевый, то есть имеют желтый или золотистый подтон. К холодным относятся все цвета, которые постепенно переходят в фиолетовый, то есть имеют синий подтон.

Существует 4 цветотипа внешности, каждому из которых подходят определенное окрашивание волос:

Рекомендованные цвета можно корректировать по желанию, но необходимо придерживаться естественного цветового тона, светлоты и насыщенности.

3 основных цвета в колористике и их сочетание

Колористика различает 3 основных цвета:

  • синий;
  • красный;
  • желтый.

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков

Они образуют естественный цвет волос, а также корректируют их оттенок во время окрашивания:

  1. Синий. Он является самым холодным и отличается самой большой глубиной. При окрашивании его используют для создания тени. Этот пигмент преобладает в темных волосах.
  2. Желтый. Он является самым теплым и основным в светлых волосах и блондах. При окрашивании его добавление увеличивает светлость и яркость цвета.
  3. Красный. В натуральных волосах этот цвет создает средний подтон и используется в сочетании с синим в отношении 1:1.

Цветовой круг, сочетание в колористике цветов которого создает дополнительные цвета, содержит только тона цветов. Для придания цвету волос насыщенности, светлости или яркости необходимо вмешать в основу дополнительные пигменты. При смешивании 3 первичных цветов получается серый цвет. В зависимости от концентрации пигментов меняется светлость и насыщенность.

Правила смешивания красок для парикмахеров

Мастера колористики и парикмахеры должна следовать определенным правилам подготовки к окрашиванию и смешивания цветов:

  • При смешивании необходимо использовать пластиковую, керамическую или стеклянную посуду. Категорически запрещено разводить краски в металлической емкости.
  • Необходимо четко соблюдать рассчитанные пропорции ингредиентов и время выдержки полученного состава на волосах.
  • Запрещено смешивать краски разных фирм. Все составы должны быть идентичны и отличаться только сериями в линейке средств.
  • Не рекомендуется смешивать более 3 красителей при недостаточном опыте мастера.
  • В одном составе нельзя использовать пигменты: зеленый-красный, синий-оранжевый, желтый-фиолетовый.

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков

Цветовой круг, сочетание в колористике цветов которого также регламентируется некоторыми правилами, используют непосредственно перед смешиванием:

  • Цвета, стоящие друг напротив друга могут нейтрализовать друг друга.
  • Нейтрализуют только холодные цвета, используя теплые.
  • Теплые цвета, находящиеся друг за другом по часовой стрелке совмещать можно.
  • Холодные цвета, находящиеся друг за другом против часовой стрелки нельзя совмещать.
  • Смешивать сразу теплые оттенки с холодными нельзя.

В каких пропорциях смешивать краски?

При смешивании пигментов необходимо учитывать желаемый цвет волос. Их можно брать в одинаковом количестве или увеличив долю одной из красок.

Особое внимание необходимо выделить активатору, или окислителю красок. Он содержит пероксид водорода в различных концентрациях: от 1 до 12. Выбор активатора зависит от структуры волос, естественного тона и глубины цвета. Чем ниже процент содержания пероксида, тем меньшей степенью обесцвечивания обладает окислитель.

Краску необходимо брать в зависимости от длины волос:

  • 60 мл на короткие локоны;
  • 120 мл на средние локоны;
  • 180 мл на длинные локоны.

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков

Смешивать ингредиенты рекомендуется по стандартной схеме:

Время воздействия рассчитывается по формуле: объем активатора + 15 мин.

Теория цвета В. Освальда

Согласно теории Освальда, белый свет раскладывается на некоторое многообразие цветов, которое он представил в виде двух конусов, соединяющихся основаниями. Острые концы этих фигур представляют ахроматические цвета до разложения: черный и белый.

Окружность оснований представлена насыщенными цветами спектра от красного до фиолетового. Цветовой круг был создан для использования в колористике, как упрощенная схема Освальда. Сочетание цветов в нем и переходы друг в друга зависят от сегментов, разделяющих круг на 3 части.

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков

В каждой из них расположены главные красители: желтый, красный и синий. Внутри каждого сегмента — промежуточные цвета, которые являются родственными друг другу. Цвета из соседних частей круга считаются родственно-контрастными.

Как работать с цветовым кругом Освальда

Круг Освальда является вспомогательным инструментом при окрашивании.

Его необходимо применять, используя несколько правил:

  • Для увеличения насыщенности тона из круга выбирают цвет, расположенный в том же сегменте.
  • Для изменения тона, оттенка или тени нужно совмещать 2 родственно-контрастных цвета.
  • Для нейтрализации нежелательного отблеска или оттенка берется цвет, находящийся на конце диагонали круга, проведенной от уже взятого цвета.

Стоит помнить, что идеальное сочетание родственно-контрастных цветов получается при смешивании одинакового количества основного и контрастирующего оттенка.

Первичные цвета

Первичные цвета являются основополагающими: их не получают смешиванием с другими цветами. При их смешивании в количестве 1:1:1 получаются цвета ахроматического ряда.

Доминантным считается синий пигмент. Добавление его в красящий состав делает локоны темными и насыщенными. Красный — пигмент средней силы. При добавлении к синему он делает локоны более светлыми, к желтому — более темными. Желтый — самый слабый пигмент. При добавлении в краску он усиливает яркость и светлость цвета.

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков

На локонах после обесцвечивания первичные цвета дают промежуточные: голубой, розовый и светло-желтый.

Вторичные цвета

Эти цвета получаются при смешивании первичных:

  • Синий и желтый образуют зеленый краситель.
  • Синий и красный образуют фиолетовый краситель.
  • Желтый и красный образуют оранжевый краситель.

Они образуют ахроматический ряд при их объединении в одинаковом количестве. Вторичные пигменты требуются для корректировки тона локонов.

Третичные цвета

Они образуются при объединении в один состав первичного и вторичного пигментов. Такой способ нейтрализует нежелательные подтона прядей. Их также часто используют при цветном мелировании и колорировании, а также для корректировки оттенка или тени волос.

Гармоничные цвета

Гармоничными считаются пигменты, которые подбираются с помощью цветового круга по нескольким принципам:

  • 2 цвета подбираются:
  • с помощью диагонали круга, проходящей через его центр;
  • из одного сегмента.
  • 3 цвета подбираются:
  • По принципу равностороннего треугольника, вписанного в круг Освальда, его вершины — гармоничные цвета для смешивания.
  • По принципу прямоугольного треугольника, вершины которого — гармоничные цвета. Гипотенуза треугольника должна являться диаметром круга.
  • 4 цвета подбираются:
  • По принципу прямоугольника, вписанного в круг Освальда;
  • По принципу квадрата, вписанного в круг.
  • По принципу одного сегмента.

Монохромные цвета

Монохромные — это цвета одной гаммы, которые обладают разными уровнями светлости и интенсивности.

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков

Оттенки и тени, получаемые при объединении монохромного ряда, необходимы для незначительной цветокоррекции отблесков и базового тона.

Ахроматические цвета

Белый, черный и серый цвета образуются при замешивании первичных пигментов в разных количествах. Используется ахроматический ряд для мелирования или придания волосам эффекта седины.

Пепельные оттенки

Такие оттенки получить сложно из-за содержания желтого пигмента в волосах. Для придания им серо-жемчужного подтона колорист используется способ нейтрализации цвета с помощью противоцветов.

Уровень глубины тона

Степень глубины — это естественный цвет волос до процедуры окрашивания. Это понятие используется в таблице комбинирования оттенков. Его определяют визуально, сравнив густую прядь у корней с образцом.

Цифра, соответствующая более близкому цвету к натуральному, является глубиной основного тона. Разделения на тона осуществляется от 1 до 10, то есть от самого темного к самому светлому.

Фон осветления и его нейтрализация

Это понятие показывает концентрацию меланина в стержне локона после вытеснения синего пигмента окислителем. Оставшееся количество красного и желтого красителей указывает на фон осветления. На красящих средствах этот показатель указывается второй цифрой.

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков

Каждый фон осветления характерен для определенной глубины:

5 — красно-оранжевый. Нейтрализация с помощью сине-зеленого пигмента.

Фон осветления дает возможность:

  • вовремя скорректировать и убрать нежелательные отблески и оттенки;
  • повысить насыщенность цвета и его глубину;
  • увеличить степень светлости волос.

Основные техники колористики

Цветовой круг, сочетание в колористике цветов которого используется не только парикмахерами, имеет упрощенную таблицу комбинирования цветов. Она разработана на основе теории Освальда специально для колористов.

Профессиональные красящие средства имеют определенную последовательность и обозначение цветов. Первое число на упаковке — уровень глубины тона: от 10 до 1. Второе обозначение указывает на наличие вспомогательных пигментов, при этом учитывается каждая цифра в числе:

Таблица комбинирования пигментов:

При использовании таблицы:

  • подбирают естественный тон;
  • определяют его интенсивность и глубину;
  • выбирают соседние тона;
  • замешивают краски.

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков

Таблица позволяет определить, какой пигмент может остаться на локонах после окрашивания.

Омбре

Техника омбре позволяет получить плавный переход от очень темной краски к светлой. Гамма пигментов подбирается в зависимости от цветотипа клиента.При выполнении техники омбре берется главный цвет и дополнительные красители: светлее и темнее базового.

Блондирование

Данная техника отличается от омбре равномерным нанесением на прядь красящих составов с разными оттенками блонда. Такая техника подходит женщинам, имеющим цвет волос не темнее светло-коричневого.

Мелирование

Мелирование подходит всем женщинам. Техника основана на проведении осветления только некоторых прядей. Их количество может варьироваться до 60% от общего объема локонов. После окрашивания необходимо осмотреть пряди и скорректировать нежелательные оттенки с помощью цветового круга.

Составы красок для волос

Практически любые красящие средства для волос содержат:

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков

  1. Щелочные соединения: аммиак или моноэтаноламин.Они необходимы для создания среды с повышенным рН. Это позволяет разрыхлить верхние слои стержня волоса и усилить процесс окисления красителя. Оба вещества относятся к вредным при вдыхании.
  2. База. Она необходима для: смягчения действия раздражающих кожу головы агентов; создания удобной консистенции для нанесения;увлажнения волос.
  3. Водорода пероксид. Это вещество — сильный окислитель. Он необходим для активизации процессов окисления красителей и подготовки кутикулы для окрашивания. По механизму действия, перекись схожа с аммиаком.
  4. Оксидационные пигменты. Они бывают в виде аминов ароматического ряда, аминофенолов или оксобензолов. При взаимодействии с окислительным агентом превращаются в стабильное цветное вещество.

Осветляющие средства

Данные средства необходимы только для удаления натурального пигмента из локонов, поэтому в составе чаще всего есть только основа и перекись водорода. Для смягчения действия пероксида используется фосфорная кислота. В зависимости от нужной степени осветления краски имеют разное содержание пероксида.

Перманенты

Данная категория красящих средств является самой агрессивной по воздействия на волосы. Перманентные краски максимально вытесняют естественный пигмент из локонов с помощью аммиака или его заменителей. Такие средства, как правило, состоят из красящей массы и активатора.

В составе присутствуют:

  • стабилизаторы красящих соединений;
  • корректирующие оттенок добавки;
  • поверхностно-активные вещества;
  • ухаживающие компоненты для восстановления волос.

Полуперманентные краски

Такие средства отличаются от перманентных менее агрессивным воздействием. Они содержат меньшее количество перекиси и не имеют щелочных соединений, поэтому не изменяют натуральный тон локонов. Такие краски смываются быстрее, чем стойкие.

Оттеночные средства

Оттеночные средства для волос отличаются безопасностью для здоровья локонов. В них не содержатся аммиак и перекись водорода.

В составе средств находятся только готовые окисленные красители, поэтому они не въедаются в структуру волоса и смываются очень быстро. Они используются для придания свежести и блеска существующему тону или нового оттенка.

Использование цветового круга Освальда позволяет получить желаемый цвет даже начинающим парикмахерам, а опытным мастерам — оригинальные окрашивания волос. Не стоит самостоятельно смешивать красящие составы, лучше обратиться за помощью к профессиональному колористу, который поможет подобрать необходимый оттенок, исключив неблагоприятные последствия окрашивания волос.

Видео об основах колористики

С чего начинается изучение цвета и стать хорошим колористом:


Подбор цветов в одежде, интерьере или макияже – это целое искусство. В настоящее время классические монохромные ансамбли уже не имеют такой актуальности, как раньше. Сейчас дизайнеры предлагают все большее разнообразие цветов, вплоть до контраста. Это касается и интерьера комнат, и комплектов одежды. Женская одежда Серенада предоставит вам широкий выбор возможностей для обновления своего гардероба и позволит выглядеть самой загадочной неповторимой особой в праздничные новогодние дни.

Но, к сожалению, не многие имеют от природы тонкое чутье, которое помогает им интуитивно выбирать и комбинировать различные цветовые гаммы между собой. Остальным приходится опираться на уже существующие правила и схемы сочетания цветов и их оттенков. О критериях выбора цветового решения для любых случаев мы сегодня и поговорим.

Сочетание цветов между собой

сочетание бежевого цвета фото

Начать стоит с классических базовых цветов. Белый – он подходит практический к любому цвету, независимо от оттенка. Что касается контрастного ему черного, здесь так уже не скажешь. Черный цвет может гармонировать далеко не с любым оттенком. Так, темные цвета в сочетании с черным будут создавать слишком мрачный и угрюмый образ. Этот цвет сочетается с красным, желтым, салатовым, розовым, сиреневым и другими яркими красками.

Бежевый цвет также отлично будет гармонировать с любыми оттенками – синим, зеленым, фиолетовым, красным, желтым и коричневым. А лучше всего с ним смотрятся серебристый, сиреневый, малиновый, золотистый и персиковый цвета.

сочетание розового цвета фото

Серый цвет рекомендуется комбинировать с яркими оттенками – синим, красным, розовым, желтым, красным, а также фиолетовым цветами.

Синий цвет создает прекрасную композицию в сочетании с голубым, желтым, красным и серым тонами. Зеленый цвет хорошо смотрится с желтым, салатовым, оранжевым и коричневым цветами. Один из оттенков комбинации синего и зеленого – бирюзовый, отлично сочетается с зеленым, синим, голубым, коричневым, желтым, оранжевым и фиолетовым цветами. Голубой прекрасно смотрится с розовым, коралловым, лиловым, сиреневым, бежевым и бирюзовым цветами.

сочетание оранжевого цвета фото

Цвет хаки рекомендуется сочетать с персиковым, золотистым, красным, фиолетовым, сине-зеленым и сливовым. А вот оливковый цвет может создавать красивые ансамбли с коричневым, сине-зеленым, баклажановым, хаки, красным, оранжевым и бордовым.

Коричневый цвет рекомендуется комбинировать с желтым, бежевым, зеленым и бледно-голубым. Можно также поэкспериментировать с такими оттенками, как оливковый, сиреневый и золотистый.

Красный отлично сочетается с такими оттенками, как черный, синий и желтый. Красный цвет считается дерзким и сложным в подборе гармоничной комбинации. Здесь также все может зависеть от оттенка.

Бордовый – один из оттенков красного, хорошо смотрится с серым и бежевым цветами. Также к этому цвету отлично подходят ягодные оттенки – черничный, ежевичный. А вот малиновый рекомендуют комбинировать с темно-зеленым, желтым, розовым и оранжевым.

сочетание синего цвета фото

Оранжевые тона лучше всего смотрятся с бежевым, желтым, горчичным, черным и фиолетовым цветами. Желтые краски можно сочетать с черным, зеленым, синим, красным и фиолетовым. Не рекомендуется создавать дисгармонию цветов, комбинируя с желтым сиреневый, розовый, серый и голубой оттенки. Золотистый оттенок хорошо гармонирует с красным, оранжевым, фиолетовым, оливковым и пурпурным цветами.

Хорошо смотрятся друг с другом розовый и серый цвета. Розовый также можно комбинировать с бледно-голубым и серым тонами. Коралловый прекрасно гармонирует с бледно-желтым, бежевым, золотистым, оранжевым, хаки, коричневым и темно-коричневым, серым, сиреневым, алым, лиловым и темно-синим.

сочетание зеленого цвета фото

Фиолетовый цвет можно использовать в комбинации с розовым и оранжевым. Однако наиболее гармонично друг с другом смотрятся фиолетовый и желтый. Лиловый цвет красиво сочетается с темно-синим и серым тонами. Сиреневый неплохо смотрится с лимонным, розовым, синим, фиолетовым, лиловым и голубым. Цвет фуксии и пурпурный оттенок создают красивую комбинацию с фиолетовым, оранжевым, желтым, насыщенным синим и зеленым цветами.

Основные правила сочетания цветов

круг сочетания цветов фото

Существует два основных критерия, на которые стоит ориентироваться при подборе цветового решения для одежды или дизайна помещения. Итак.

  • Для гармоничного образа рекомендуется использовать не менее одного, и не более трех цветов. Если остановиться на одном цвете, это будет смотреться слишком однообразно и уныло, особенно, если цвет темный или бледный. Выбрав же большое количество красок можно создать ощущение радуги и свести на нет всю красоту и стильность внешнего вида.
  • Для того чтобы цвета гармонировали и красиво сочетались между собой, необходимо выбирать краски, близкие друг другу по основе, либо контрастные цвета. В противном случае такой ансамбль будет выглядеть нелепо. К контрастным цветам относятся те, которые находятся в противоположных частях цветового круга. И близкими считаются тона, являющиеся оттенками одного базового цвета.
  • Не стоит сочетать друг с другом слишком яркие цвета. С такими оттенками лучше всего будут смотреться более бледные тона, иначе можно добиться только внешней дисгармонии красок. Важно, чтобы один цвет был базовый, а другой дополнял его и подчеркивал, либо смягчал его яркость.
  • Рекомендуется комбинировать между собой холодные, либо только теплые оттенки.

Стилисты придерживаются еще одного важного правила: нельзя сочетать между собой такие цвета, как:

Каждый [охотник] желает знать, как гармонично сочетать оттенки. Пробуем магию цветового круга.

Круг Иттена — это схема из 12 цветов. Все оттенки во внешнем круге получены из трёх цветов, расположенных в центре.


Давайте разберёмся, из чего состоит круг Иттена и для чего он нужен художникам и дизайнерам.


Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.

Как устроен круг Иттена

В центре есть треугольник из основных цветов — синего, жёлтого и красного, — смешивая которые, можно получить любые оттенки, доступные человеческому глазу. Эти цвета в схеме также называются первичными. Если смешать по два из трёх первичных цветов, получаются вторичные цвета. Жёлтый с синим при смешении дают зелёный, жёлтый с красным — оранжевый, а синий с красным — фиолетовый.

Ещё в круге есть третичные цвета. Они получаются при смешивании первичного и вторичного цвета, которые соседствуют друг с другом на схеме. Например, жёлтый и зелёный дают третичный цвет — жёлто-зелёный, жёлтый и оранжевый дают жёлто-оранжевый и так далее. В результате во внешнем круге на схеме мы видим 12 цветов, из которых три первичных, три вторичных и шесть третичных.

Если посмотреть на внешний круг, можно увидеть, что цвета в нём расположеы в спектральном порядке, как на радуге: от красного, который по физическим характеристикам имеет самую большую длину волны, до фиолетового, у которого она самая короткая.

Как и когда появился круг Иттена

В истории было много попыток систематизировать цвета: есть цветовой круг Ньютона, Гёте и Оствальда. Но именно круг Иттена стал самым популярным. В бумажном виде эта схема продается теперь в любом художественном магазине.

Йоханнес Иттен — швейцарский художник и преподаватель Баухауса , известный своим вкладом в изучение колористики в начале прошлого века. В книге «Искусство цвета» Иттен подробно описал принципы работы с цветом и уже знакомый нам круг.

Наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов и цветовых гармониях, цветовом языке и цветовой культуре. Также искусство сочетания цветов.

Высшая школа строительства и художественного конструирования (1919 — 1933 годы) в Германии. Это заведение связывают с зарождением дизайна как самостоятельной дисциплины, отделенной от искусства.

Свою схему Иттен построил, опираясь на труды предшественников — физиков, химиков, психологов и художников. Он сумел собрать все существующие теории в простую и логичную систему.

Зачем нужен круг Иттена

Цветовой круг помогает подбирать гармоничные цветовые сочетания. Пожалуй, сейчас это самый популярный инструмент графических дизайнеров и художников. Опираясь на схему, можно выбрать палитру для интерфейса сайта, фирменного стиля или иллюстрации.

Круг устроен так, что максимально контрастные цвета расположены дальше всего друг от друга. А близкие цвета, соответственно, являются смежными на схеме. Всё цветовое пространство круга можно условно поделить пополам: от зелёного до малинового цвета идут холодные оттенки, а от красного до жёлто-зелёного — теплые.

Цвета в круге выстраиваются в стройную систему, и это здорово. Потому что простые фигуры, наложенные на такую схему, будут показывать гармоничные сочетания.

Основные комбинации на круге Иттена

Вариантов сочетаний цветов по кругу Иттена очень много. Давайте рассмотрим несколько из них, которые используются чаще всего.

1. Если провести через центр круга прямую линию, получится комплементарное сочетание — оно максимально контрастное.


Сочетание дополнительных цветов активное и энергичное. Если использовать их в равных пропорциях, они могут перебивать друг друга. Такое сочетание хорошо подходит для расстановки акцентов: для этого один из цветов берут как базовый, а другого добавляют немного, чтобы выделить отдельные объекты на изображении.

2. Если нужен менее сильный контраст, можно использовать сочетание из трёх цветов — контрастную триаду . В этой комбинации один из дополнительных цветов заменяется на два соседних.


Это хорошая альтернатива комплементарному сочетанию: здесь сочетание по-прежнему контрастное, но уже не такое резкое. Если вам нужно чуть приглушить контраст дополнительных цветов или просто расширить палитру с двух до трёх цветов, можно выбирать такой вариант.

3. Равносторонний треугольник образует классическую триаду: три цвета в его углах будут давать сбалансированное сочетание. Этот вариант подойдёт, если вам нужно больше разнообразия в цветовой гамме.


Если вы задумали использовать один конкретный цвет и хотите подобрать к нему ещё два, которые будут кардинально различаться, схема с равносторонним треугольником поможет сделать это быстро и избежать ошибок.

4. Ещё один вариант комбинации из трёх цветов — аналоговая триада. Здесь задействованы цвета, расположенные на круге рядом. Это сочетание без интенсивных контрастов.


Эта палитра — спокойная и сдержанная. Аналоговое сочетание подойдёт, если вам нужны мягкие переходы между цветами без резких акцентов.

5. Когда трёх цветов недостаточно, можно выбрать четыре. Например, квадрат, наложенный на круг Иттена, образует сочетание тетрады : все четыре цвета гармонируют между собой.


По сути, здесь представлено сочетание из двух пар дополнительных цветов. Сочетание четырёх цветов в тетраде позволяет создавать красочное и разнообразное изображение.

6. Ещё одно сочетание двух пар комплементарных цветов — прямоугольная схема. В отличие от тетрады, здесь сочетаются более близкие оттенки.


Если нужно четыре цвета, но не требуется такой широкий спектр, как в квадратной схеме, то этот вариант подойдёт. Здесь будет достигнут контраст за счёт сочетания комплементарных пар, но сами эти пары ближе друг к другу на спектре.

Что делать с тысячами других оттенков

В круге всего 12 цветов, а дизайнеру приходится оперировать бесчисленным множеством оттенков. Круг Иттена — это упрощённая схема, а не полноценное решение. Но её можно использовать и более широко.

Представим, что нужен контраст к бирюзовому. На круге его нет, но мы понимаем, что этот цвет — зелёно-голубой. Значит, контрастный цвет на круге будет максимально удалён от границы этих двух цветов. Максимально удалённая точка — граница между красным и красно-оранжевым. Смешение этих цветов будет контрастно к бирюзовому.


А уж какой именно оттенок бирюзового и красно-оранжевого выбрать — это работа дизайнера. Кстати, есть ещё два параметра: насыщенность и яркость. Цвет может быть бледным или сочным, тёмным или светлым. Например, красный бывает совсем ненасыщенным, то есть розовым. Или очень тёмным, бордовым. Это тоже влияет на восприятие картинки.

Автоматические инструменты для выбора палитры

Технологии облегчают жизнь современным дизайнерам и художникам. Например, подобрать сочетание конкретных оттенков можно на расширенном цветовом круге. Он позволяет точно задать тон, насыщенность, яркость и найти подходящие цвета, используя те же самые схемы круга Иттена, которые мы рассмотрели.

Для более сложной работы с множеством цветом есть удобный инструмент у Adobe. Он основан на таких же правилах сочетания, но позволяет быстро редактировать параметры каждого цвета в палитре и смотреть, как от этого меняется гармоничная гамма.

Что делать дальше

Круг Иттена помогает быстро подбирать подходящие сочетания для разных случаев. В бумажной или цифровой версии им пользуются как новички, так и опытные дизайнеры и художники. Это полезный инструмент, который упрощает работу. Конечно цветовосприятие можно тренировать и научиться подбирать цветовые сочетания самостоятельно. Со временем появится навык, позволяющий не зависеть от наличия схемы под рукой.

Хотите поупражняться в колористике под руководством опытных преподавателей? Записывайтесь на наш курс графического дизайна.

Читайте также: