Какие цвета нейтрализуют друг друга в окраске волос

Опубликовано: 17.09.2024

ПУ 8. Колористика (цветовой круг).

Корректирование цвета при помощи микстона.

Колористика — основа основ

Мы живем в мире цвета. Цвет окружает нас повсюду, поэтому переоценить влияние цвета на нашу повседневную жизнь просто невозможно. Цветовые сочетания и комбинации взаимодействуют с нами, формируя наше настроение, психо-эмоциональное состояние и отношение к окружающему миру. Цвет в одежде, цвет в интерьере, цветовые сочетания на Вашем лице и волосах…


Перечислять можно до бесконечности. И Вы согласитесь с тем, что манипулируя цветом можно добиться потрясающих результатов, как в положительную, так и в отрицательную сторону. Поскольку мы с Вами имеем отношение к индустрии красоты, то мы, конечно, будем говорить о позитивном воздействии цвета на человека, в данном случае — на Вас и Ваших клиентов.

Успешный мастер — парикмахер в своей повседневной работе обязан знать все, ну, или практически, все о цвете. Ведь, в данном случае, цвет волос — это самый выразительный элемент каждой женщины. Безграмотно подобранное цветовое решение может на корню загубить красоту, данную от природы. В то же время правильно подобранный цвет волос и какие-либо отдельные цветовые нюансы способны преобразить любую золушку.


Знания колористики — это азбука для современного мастера. Владея базовыми знаниями мастер — парикмахер превращается в художника, для которого волосы клиента — это чистое полотно, на котором можно писать художественные поэмы или создавать шедевры изобразительного искусства. Полет Вашей фантазии здесь безграничен!

Что же такое колористика?

Точнее можно сказать так: какие знания получает мастер — колорист в свое распоряжение.

Прежде всего — это знания о теории цвета. Круг Освальда — основа основ, краеугольный камень, на котором базируются все цветовые процессы окрашивания волос. По какому принципу создаются новые цвета и оттенки, как цвета могут сочетаться друг с другом, как цвет волос сочетается с общим цветовым типажом Вашего клиента — все это объясняет цветовой круг Освальда и все это изучается на наших курсах колористики.



Постижение тонкостей и нюансов колористики — это бесконечный увлекательный процесс познания, открытия для себя новых горизонтов с новыми возможностями для Вас и Ваших клиентов.






КРАСИТЕЛИ ВТОРОГО ПЛАНА

Микстона – обязательное дополнение к парикмахерской палитре, с их помощью можно создавать новые цветовые нюансы, а главное – убирать нежелательные оттенки. Правда, чтобы быть с микстонами на «ты» нужно знать ряд технических приемов, о которых мы и расскажем в этом разделе.

Микстона – интенсивные красители как правило спектральных цветов : красного, синего, желтого, зеленого, фиолетового, оранжевого. Могут быть серого и розового цветов, а также бесцветными. В парикмахерской практике к использованию этих красителей прибегает в следующих случаях.

· Для нейтрализации нежелательных оттенков или получения промежуточных цветовых нюансов.

· Для получения более ярких насыщенных оттенков или, наоборот для разбавления цвета.

· Для предварительной пигментации обесцвеченных и пористых волос, насыщения их отсутствующими теплыми пигментами. В этом случае микстона используются самостоятельно или в смеси с красителями натурального ряда.

Далее мы рассмотрим правила использования микстонов и подробно расскажем о нюансах их применения в первых двух случаях (процедура препигментации подробно описана в разделе «Подготовка к окрашиванию»).

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТТЕНКОВ И ПОЛУЧЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ЦВЕТОВ

Прежде чем говорить о нейтрализации нежелательных оттенков, нужно понять, каким образом они появляются на волосах. Дело вот в чем. Оттенок волос складывается из двух составляющих: 1) Преобладающего оттенка в волосах (натурального или косметического) и 2) оттенка выбранного красителя. При окрашивании натуральных волос цвет красителя накладывается на фон осветления, при окрашивании ранее окрашенных волос – на имеющийся косметический цвет. Появление нежелательного оттенка в большинстве случаев можно предсказать, внимательно оценив цвет волос перед окрашиванием.
Рассмотрим пример. У клиентки русые волосы с золотистым оттенком, и она пришла в салон, чтобы получить пепельный оттенок. Какой результат окрашивания можно ожидать? В золотистом оттенке волос преобладает желтый пигмент – пепельный оттенок в своей основе имеет синий пигмент – желтый при смешивании с синим дает зеленый – и вот, в результате окрашивания волосы клиентки приобретают зеленый отлив.
Чтобы разобраться в правилах нейтрализации нежелательных оттенков вернемся к классификации цветов и понятию цветового круга (подробнее о них читайте в разделе «Теория цвета»)
Напомним, что цвета бывают ахроматические и хроматические.

Ахроматические цвета («бесцветные» — греч) – это цвета, отличающиеся друг от друга по светлоте, а именно белый , черный и все оттенки серого.

Хроматические цвета – все спектральные и неспектральные цвета, кроме ахроматических. Они отличаются друг от друга по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Их можно поделить на первичные, вторичные и третичные и т д. Мы будем говорить о первичных и вторичных цветах. Именно к этой группе относится большинство микстонов.

Первичные цвета – это цвета, которые нельзя получить при смешивании других цветов. В парикмахерской палитре первичных цвета три: красный, желтый и синий. Если взять их в большой концентрации и перемешать между собой, то получится цвет, близкий к черному.Если перемешать менее концентрированные цвета, то получится цвет, близкий к серому, то есть нейтральный.


1. Первичные цвета
2. Вторичные цвета

Вторичные цвета – это цвета которые получаются путем смешивания двух первичных (оранжевый, фиолетовый, зеленый ). Красный + желтый = оранжевый. Красный + синий = фиолетовый. Синий + желтый = зеленый.


В основе правил нейтрализации нежелательных оттенков лежит закон сочетания взаимопоглощающих первичных и вторичных цветов. В цветовом круге эти цвета распологаются друг напротив друга: красный напротив зеленого, синий напротив оранжевого, желтый напротив фиолетового. При смешивании они дают нейтральный цвет, потому что содержат в себе три основных цвета. Фиолетовый + желтый = красный + синий + желтый. Оранжевый + синий желтый + красный + синий. Зеленый + красный = желтый + синий + красный.



3-5 — пары дополнительных цветов: синий находится напротив оранжевого (3), красный — напротив зеленого (4), желтый — напротив фиолетового (5), (6) — цветовой круг.

Как видите, с нейтрализацией нежелательных оттенков все просто. Чтобы устранить зеленый нюанс, мастеру потребуются красный микстон, чтобы убрать желтый нужно взять фиолетовый микстон, а чтобы убрать оранжевый – синий микстон. Разобраться в правилах нейтрализации вам поможет приведенная ниже таблица.

Колористика как искусство окрашивания волос понятна даже непрофессионалам. Достаточно усвоить ее терминологию и законы, помогающие создать чудесный тон на любой базе. Приглашаем изучить основы колористики и применить полученные знания на себе. Результат вам обязательно понравится!

Содержание

От чего зависит цвет волос?

Обучение основам колористики в окрашивании волос всегда начинается с азов – первичных оттенков. От них-то и зависит оттенок. В учебниках по колористике для начинающих указано, что цвет прядей включает в себя три первичных оттенка в разных пропорциях. Красный, желтый и синий – вот основные цвета в колористике волос.

Это только кажется, что волосы русые, каштановые или светлые. На самом деле их тон и глубина цвета задаются смешением двух видов натуральных пигментов меланина.

  • Феомеланин. Его частицы красные и синие. Чем больше феомеланина, тем темнее волосы.
  • Эумеланин. Частицы красные и желтые. У рыжеволосых эумеланина гораздо больше, чем феомеланина.

Смешение красного, синего и желтого цветов в разных комбинациях - это и есть колористика. Можно создать удивительные, уникальные оттенки: блонд с легким сиреневым нюансом, не существующий в природе холодный коричневый и многие другие. Немного похоже на чудо, не правда ли?


Итоговый цвет окрашивания зависит не только от естественного меланина. В колорировании волос важную роль играют следующие факторы:

  • Структура волоса. В его среднем слое, кортексе, могут быть пустоты, влияющие на насыщенность тона. Седой волос практически белый как раз из-за того, что внутри он полый.
  • Состояние кутикулы. Распушение чешуек кутикулы (пористость) приводит к снижению яркости цвета.
  • Краситель. Очень важно подобрать краску и время выдержки с учетом типа волос и их и базового пигмента.

Правила колористики: основы теории цвета

Основы колористики для начинающихобязательно включают в себя изучение цветового круга, также известного как звезда Освальда. Круг образуют как первичные (базовые) цвета, с которыми мы уже познакомились, так и вторичные.


Вторичные цвета получаются при наложения первичных друг на друга. Смешайте желтый и синий - получится зеленый. Добавьте красный в синюю базу – и вот уже образовался совершенно новый цвет, фиолетовый. Обратите внимание на расположение цветов в круге, любой из них создается путем смешения соседних цветовых секторов. А весь спектр можно разделить на две большие группы: холодные оттенки и теплые оттенки.

У цветового круга есть свои законы, они же – основные правила колористики при окрашивании волос:

  1. Миксовать холодные и теплые оттенки запрещено, они не сочетаются друг с другом.
  1. Если провести воображаемую линию между двумя противопоставленными в цветовом круге цветами, вы найдете оттенки-нейтрализаторы. Так, фиолетовый пигмент нейтрализует желтый тон. Зеленый пигмент "гасится" красным, и наоборот.
  1. Теплый цвет нельзя нейтрализовать оттенками из теплой палитры. Для удачной нейтрализации нужно обратиться к цветам из холодной части спектра.

Акцент на нейтрализации сделан неспроста. Меняя цвет ранее окрашенных волос или сталкиваясь с появлением красного, желтого или зеленоватого подтона, нужно точно знать, какой оттенок из цветового круга вам нужен. В противном случае вас неминуемо ждут неприятные сюрпризы.

Основы колористики: основные понятия для начинающих

Базовые принципы колористики при окрашивании волос в тандеме с качественной краской создают красивый и уникальный цвет волос. Действовать нужно, конечно, взвешенно, точно понимая три момента:

  • какой уровень глубины тона требуется;
  • какое цветовое направление вас интересует;
  • с каким тоном осветления предстоит работать.

Не переживайте, если пока термины звучат для вас как китайская грамота. Изучим их подробнее!

Уровень глубины тона волос

Уровень глубины тона - это каждый "шаг" от очень темного брюнета до очень светлого блонда. Колористы используют для определения уровня глубины специальную шкалу.

Если у вас под рукой есть тюбик красителя Garnier, поищите на упаковке цифровое обозначение цвета краски. В качестве примера возьмем тон 5.62 из палитры Color Sensation. Уровень глубины тона в данном случае зашифрован цифрой 5. Чем выше цифра, тем светлее уровень глубины тона:

  • 1 – черный;
  • 2 – очень темный каштановый;
  • 3 – темно-каштановый;
  • 4 – каштановый;
  • 5 – светло-каштановый;
  • 6 – темно-русый;
  • 7 – русый;
  • 8 – светло-русый;
  • 9 – светло-светло русый;
  • 10 – блонд;
  • 11 – ультраблонд.

Цветовое направление

Конечно, с одним только уровнем глубины тона интересный оттенок окрашивания получить невозможно. Поэтому и натуральные волосы, и краски с искусственным пигментом имеют еще основной оттенок – так называемое цветовое направление.

У красителей Garnier оно зашифровано второй цифрой в коде, сразу после глубины тона:

  • 0 – натуральный тон;
  • 1 – пепельный оттенок (сине-фиолетовый пигмент);
  • 2 – матовый оттенок (зеленый пигмент);
  • 3 – золотистый тон (желтый пигмент);
  • 4 – медный тон (красный пигмент);
  • 5 – махагоновый тон (красно-фиолетовый пигмент);
  • 6 – тон бургунди (сине-фиолетовый пигмент);
  • 7 – красно-коричневый тон.

А что же скрывает третья цифра? Она обозначает дополнительный подтон, легкий нюанс, придающий цвету уникальный характер:

  • 1 – пепельный;
  • 2 – перламутровый;
  • 3 – золотой;
  • 4 – медный;
  • 5 – махагон;
  • 6 – красный;
  • 7 – мокко.

Теперь цифровую загадку красителя 5.62 Garnier Color Sensation разгадать не составит труда: 5 – светлый шатен по уровню глубины тона; 6 – оттенок бургунди; 2 – с перламутровым переливом. А всё вместе – неповторимый и сочный Царский гранат.

Тон осветления

Вернемся к нашим старым знакомым – пигментам меланина. Во время обесцвечивания натуральные пигменты разрушаются, причем первыми уходят синие частицы феомеланина. Но полностью меланин уничтожить не получится. Всегда остается некий базовый тон, или фон осветления. Да, тот самый желтый или даже красноватый тон, от которого невозможно избавиться, не разрушив волос до основания.

Впрочем, колористика научилась справляться и с этой проблемой: современные краски надежно и без вреда для волос перекрывают тон осветления.

Состав красителей: что важно знать при окрашивании волос в домашних условиях

Стойкие краски для волос позволяют осветлить или затемнить волосы, изменить оттенок, а также закрасить до 100% седых волос. Стойкая краска - это сочетание краски (пигмента), аммиака и оксида (проявителя). При взаимодействии этих компонентов начинается химическая реакция, которая позволяет кардинально изменить натуральный цвет волос.


Краски могут содержать 6%, 9%, 12% проявителя. Это очень важно, так как именно процент проявителя определяет уровень осветления натурального пигмента:

  • при использовании красок с 6% проявителя натуральный пигмент осветляется до двух тонов;
  • при 9% проявителя до 3 – 3,5 тонов, при 12% проявителя до 4 – 4,5 тонов;
  • используя краски с 6% проявителя, можно затемнить волосы любое количество тонов.

Существуют определенные правила, следуя которым, любая женщина в домашних условиях может получить желаемый результат:

  • если волосы уже окрашены, осветлить их невозможно, каждое последующее осветление более светлой краской возможно только через процедуру обесцвечивания. После этого наносится новый тон краски;
  • рыжие оттенки прекрасно получаются на светлых волосах, не темнее, чем русый или светло-русый натуральный цвет, а также на осветленных волосах;
  • любое изменение цвета волос, окрашенных в яркие тона (медные, красное дерево, красные), должно сопровождаться предварительным обесцвечиванием;
  • седые волосы (лишенные пигмента) труднее поддаются окрашиванию, чем пигментированные. Необходимо помнить, что светлые тона красок закрашивают седину не более, чем 70%. Поэтому при большом количестве седины лучше выбирать те тона красок, которые полностью закрасят седину (тона от светло-русого и темнее).

Как изменить цвет волос: различные виды окрашивания


Знания основных правил колористики недостаточно для успешных экспериментов с домашним окрашиванием волос. Как быть, если у вас очень темные волосы, а цель — создать белоснежный total blond высокого уровня тона? А если нужно просто освежить мелирование и убрать желтизну?

Рассказываем, какие способы изменения цвета существуют и какой эффект они дают.

Осветление


Проводится на натуральных волосах красками с идущим в комплекте проявителем. Осветляющие красители способны поднять уровень тона на 4 единицы. К примеру, от русого до блонда за одну домашнюю процедуру. Неплохо, правда?

Так работают стойкие красители Garnier Color Sensation и Garnier Color Naturals. Поднимая уровень тона, они одновременно придают волосам новый оттенок. Цветовой выбор головокружительно велик, от изысканного пастельно-розового до ослепительного ледяного блонда (910 Пепельно-серебристый блонд) и от благородного песчаного (8.1 Песчаный берег) до кофейного (5.15 Пряный эспрессо).

Обесцвечивание


Профессионалы проводят обесцвечивание на агрессивных порошках, буквально вытравливающих натуральный пигмент из стержня волоса. В домашних условиях такие порошки могут навредить, но значительно поднять уровень тона можно и без них. На помощь придут специальные красители.

Обесцвечивание можно смело доверить краскам EO Суперблонд из палитры Garnier Color Naturals и EO Деколорант из палитры Garnier Color Sensation. В отличие от большинства красок, они действуют как обесцвечивающий продукт, поднимая уровень до 6 тонов. Одинаково хорошо работают на окрашенных и натуральных волосах. Формулы красителей включают в себя ухаживающие масла, обеспечивающие мягкость и деликатность процедуры.

Перманентное окрашивание


К нему прибегают при обильной (более 50%) седине или для кардинального изменения цвета волос. Во время процедуры в ход идут стойкие красители, зачастую содержащие аммиак. При реакции с проявителем краска проникает в стержень волоса глубже слоя кутикулы и замещает натуральный пигмент искусственным. Цвет останется с вами до тех пор, пока вы не решите отстричь окрашенную длину.

Современные перманентные средства содержат сбалансированный коктейль ухаживающих компонентов, сохраняющих качество и красоту волос в процессе и после окрашивания. Так, в формулах Garnier Color Natural за питательный уход и защиту волос от повреждений и сухости отвечают масла оливы, авокадо и карите.

Полуперманентное окрашивание

Полуперманентные красители не содержат аммиака, а значит, они не проникают глубже уровня кутикулы и не повреждают структуру волоса. Оттенок смоется уже через месяц-полтора. Все это время волосы будут выглядеть восхитительно, а затем окрашивание можно повторить без опасений за здоровье волос.


Для домашнего полуперманентного окрашивания создана краска Garnier Olia c цветочным маслом в составе. Она улучшает качество волос, комфортна для кожи головы и включает в свою палитру множество трендовых оттенков. Советуем присмотреться к 9.11 Дымчатое серебро, 9.132 Светлый дымчато-бежевый и 4.15 Морозный шоколад.

В палитре безаммиачных красителей Garnier Color & Shine также есть из чего выбрать. Например, здесь есть смелый оттенок 6.6 Дикая клюква, теплый и яркий тон 6.23 Лесной орех, элегантный Морозный каштан. А главная особенность краски – сияющий финиш и ухоженность волос после окрашивания.

Благодаря деликатному воздействию полуперманентное окрашивание незаменимо в тех случаях, когда на волосах начинают проступать нежелательный желтый или красный подтон.

Тонирование

Тонирование волос идет вторым шагом после обесцвечивания. Лишенные натурального пигмента волосы показывают свой природный фон осветления – желтый и не слишком эстетичный. Задача тонирующего красителя заключается в нейтрализации фона осветления и придании волосам красивого оттенка.


На первый взгляд кажется, что между тонированием и полуперманентным окрашиванием нет никакой разницы. К тому же тонирование тоже проводится на безаммиачных красках. И все же различия есть.

Полуперманентное окрашивание затрагивает все полотно волос, другое название техники – окрашивание тон в тон. Тонирование, в свою очередь, применяется в сложных техниках: в шатуше, балаяже, омбре и других типах мелирования, когда нужно придать оттенок только кончикам или отдельным прядям.

Колористика — наука о цвете, цветовых контрастах. Теория цвета — важный инструмент в парикмахерском деле, в окрашивании волос. Сегодня вы узнаете основы колористики, строение волоса, составляющих цвета. Во второй части статьи мы поговорим о фонах осветления, глубине тона, о применении полученных знаний на практике.

Строение волоса

Волос относится к придаткам кожи. Он нечувствителен, потому как лишен нервных окончаний. Условно его разделяют на 2 части:

  • видимую (волосяной стержень);
  • невидимую (корень).

В процессе окрашивания волос задействована только видимая часть волоска, сразу перейдем к ее изучению. Волосяной стержень состоит из медуллы (сердцевины), кортекса (коркового вещества) и кутикулы (внешней оболочки).

Строение волоса

Медулла — центральная часть волосяного стержня. Она представляет собой 2–4 слоя крупных неороговевших клеток кубической формы. Медулла выступает в роли терморегулятора: не допускает перегрев и переохлаждение в разное время года. Медулла невсегда сплошная, может прерываться. Это наблюдается в тонких волосах, где она на трети волосяного стержня отсутствует.

Кортекс — основная часть волосяного пространства. Корковое вещество представлено веретенообразными эпителиальными клетками. Качественные показатели составляющих кортекса отражаются на упругости, прочности, эластичности волос. Окислительные процессы при окрашивании, осветлении протекают непосредственно в корковом веществе.

Структура кортекса также обуславливает оттенок, качество волоса. Связано это с его составляющими:

  • кератином или ороговевшими клетками, соединенными мембранно-клеточным комплексом. Подобный «каркас» придает волосяному стержню формы, делает его упругим и эластичным;
  • меланином, собственно пигментными частицами;
  • воздухом. Воздушные частицы — это «растворитель» натурального пигмента внутри волосяного стержня. Чем меньше воздуха, тем насыщеннее тон, а в седом волоске его больше всего.

Кутикула — это внешняя оболочка волоска, состоящая из 8–10 слоев. Слои сложены из чешуек (плоского бесцветного кератина), расположенных в шахматном порядке, словно соты, черепица. Связь между слоями также представлена мембранно-клеточным комплексом. Слои плотно соприкасаются друг с другом и обеспечивают надежную защиту от негативных факторов внешней среды.

Внешний вид волоса говорит о состоянии кутикулы:

  • тусклые, пористые волосы — признак поврежденной внешней оболочки и раскрытых чешуек;
  • здоровый блеск свидетельствует, что чешуйки достаточно плотно прилегают, не повреждены.

От чего зависит цвет

Цвет шевелюры напрямую связан с меланином (натуральным пигментом). Меланин делится на эумеланин и феомеланин.

Пигменты волоса

Эумеланин — пигментные частицы удлиненной формы, крупного размера, красного и синего цвета. Количество гранул отражается на глубине тона, цветовом нюансе. Для брюнеток характерно большее количество эумеланина. Или наоборот, чем его меньше, тем шевелюра светлее.

Важный момент! В натуральных волосах есть эу- и феомеланин одновременно. На цветовое отражение влияет их количество, каких частиц больше. У природных блондинок преобладает феомеланин, а в черных прядях содержится больше эумеланина.

Феомеланин — молекулы меланина округлой формы и незначительного размера. Они бывают красного и желтого цвета. Избавиться от феомеланина — задача нелегкая. Удалить его полностью практически невозможно, плюс грозит разрушением волосяного стержня.

Частицы феомеланина обуславливают фон осветления. Они влияют на конечный оттенок после окрашивания. Яркий пример — рыжие, желтые или красные нотки в цвете при осветлении. В медных волосах вы увидите огромное количество красно-желтых гранул, а в черных их немного.

С возрастом синтез меланина прекращается, происходит обесцвечивание прядей. Такое явление получило название поседение. Использование агрессивных химических составов при покраске шевелюры приводит к потере волос, связано это с разрушением феомеланина.

Основы теории цвета

В колористике выделяют первичные, вторичные и третичные цвета. Этого достаточно, чтобы в полной мере передать цвет волос.

Первичных цветов только 3 (красный, желтый и синий). Их нельзя получить из других цветов, они основные, базовые.

Смешивая первичные цвета, вы получаете цвета второго порядка (так называемые вторичные). К ним относятся: фиолетовый — это сочетание красного и синего, оранжевый — красного с желтым, а зеленый — желтый с синим.

Если же смешать вторичные цвета с базовыми, то получатся третичные.

Теория цвета, холодные и теплые цвета

Условная линия, разделяющая теплые и холодные оттенки, проходит через зеленый и красный, как указано на схеме выше. Таким образом, фиолетовый, синий относятся к холодным тонам, а желтый, оранжевый — это теплые. Зеленый, красный бывают холодными и теплыми.

Помните, работа с цветом при покраске прядей имеет свою специфику. Основные правила сочетания цветов:

  1. Цвета, противостоящие друг другу в цветовом круге, одинаковой степени интенсивности и способны нейтрализовать друг друга.
  2. Для нейтрализации холодных тонов используются теплые, но не наоборот. Добавляя к теплым тонам холодные, вы получите грязный цвет.
  3. Если клиент с окрашенными локонами холодного оттенка желает получить теплую гамму, сначала нейтрализуйте холод в тоне.
  4. Теплые оттенки, стоящие друг за другом по часовой стрелке, совместимы.
  5. Холодные оттенки, стоящие друг за другом против часовой стрелки, несовместимы.
  6. Сочетать теплые и холодные оттенки не удастся, они несовместимы.

Цветовой круг

Уровень глубины тона

Уровнем глубины тона называется основной цвет волос до покраски, без дополнительных оттенков. На этот показатель влияет исключительно количество меланина в волосяном стержне.

Для удобства и взаимопонимания мастера колористики определили 10 уровней глубины тона и обозначили их цифрами от 1 до 10. Это базовые тона, по цифровому номеру можно судить о его светлости: 1 — самый темный, 10 — самый светлый.

Уровень глубины тона

Базовые тона составляют натуральный цветовой ряд, это первая цифра номера любого красителя. Производители красок частично корректируют цифровое обозначение цвета, расширяя или сокращая его. Для этого существует вторая, третья цифра.

Чтобы определить глубину тона, достаточно визуального осмотра. Возьмите прядь на затылке, ближе к корням, уплотните ее, подобно примеру в палитре, и выберите близкий образец. Его номер соответствует глубине тона вашей шевелюры.

Фон осветления и его нейтрализация

Еще один важный для окрашивания прядей параметр — фон осветления (ФО). Это цветовое выражение меланина после проведенного окисления, который сохранился внутри волосяного стержня.

Окрашивание — это процесс окисления меланина перекисью водорода (H2O2). Из перекиси водорода выделяется атомарный кислород (О), он вытесняет из натурального волоса синий пигмент. В итоге остается красный и желтый. По их сочетанию судят о фоне осветления.

Интенсивность окисления зависит от концентрации молекул перекиси в составе для окрашивания. Чем она выше, тем сильнее реакция и эффект осветления.

Важный момент! Каждой глубине тона свойствен свой фон осветления.

Рассмотрим, как связан фон осветления и глубина тона:

  • 1, 3, 4 тонам соответствует красный фон осветления: очень темно-красный, темно-красный, красный фон осветления соответственно. Вспоминаем, что для нейтрализации красного используется противостоящий цвет в цветовом круге. Это зеленый. Поэтому выбираем зеленый микстон, корректор.
  • 5, 6, 7 УГТ имеют оранжевый фон осветления. Для нейтрализации оранжевого используют синий. 5 и 7 уровни — смешанные, имеют двойной фон осветления, поэтому корректор будет сложным. Пятому тону соответствует оранжево-красный фон осветления, поэтому используется сине-зеленый корректор (микстон). Седьмой тон шевелюры имеет оранжево-желтый ФО, подбираем корректор сине-фиолетовый.
  • На 8, 9, 10 уровнях глубины тона проявляется только желтый ФО: желтый, светлый желтый, очень светлый желтый соответственно. С повышением глубины тона желтый уменьшается, светлеет. Нейтрализуем желтый фон осветления фиолетовым корректором.

Фон осветления

Возможные действия с фоном осветления:

  • нейтрализация — если клиент желает получить холодный (натуральный) оттенок;
  • дополнительное осветление, повышение глубины цвета — если полученный при обесцвечивании цвет недостаточно светлый;
  • усиление ФО, когда он совпадает с выбранным красителем. Если желаемый цвет глубокий красный, средний медный, светло-золотистый, то необходимости в нейтрализации нет, наш ФО поспособствует проявлению желаемого цвета, сделает результат насыщенным, глубоким.

Запомните главное правило колориста: краска краску не осветляет! Искусственный цвет не способен растворить исходный искусственный пигмент.

Рассмотрим на практике: клиент выбрал краску светлых оттенков, но волосы окрашены темным стойким красителем. Нанесение выбранного красителя на предыдущий не даст желаемого осветления. Для успешного результата необходимо удалить искусственный пигмент из волосяного стержня (получить только ФО), а потом использовать светлую краску.

Что такое цветовое направление

Цветовое направление — это оттенок на локонах, проявившийся в результате окрашивания, не путайте с пигментом (базовым цветом прядей). Например, девушка с медными локонами после покраски — медный считается направлением цвета.

Цветовой нюанс — это дополнительный оттенок, он выделяется в картах красок цифрой или буквой. В маркировке красителей обозначение цветового нюанса стоит после глубины тона (8G, 8/41, 9,60). Третья цифра в маркировке красителя — дополнительный цветовой нюанс, легкий перелив.

Палитры красок от разных производителей могут отличаться обозначением цветового направления, выбранного оттенка. После цифры глубины цвета, вы можете увидеть не цифру, а букву. Это начальная буква названия оттенка на английском (родном для производителя) языке.

Цветовое направление

Обратите внимание! Две одинаковые цифры после обозначения глубины тона указывают на интенсивность выбранного оттенка. Например, 8/44 — интенсивный медный, 8/77 — экстракоричневый.

Колористика — важная наука для парикмахера. Не зная ее основы, добиться желаемого успеха в окрашивании не удастся.

Примеры окрашивания волос в разные цвета:

Колористика волос

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Окрашивание волос достаточно сложный процесс, который попадает под закономерности колористики, химии, физики и многих других наук. Но помимо этого колористика волос имеет целый ряд своих допущений и особенностей.

Применение цветового круга

В колористике волос используется цветовой круг, применяемый для изобразительного искусства, а все смешения цветов подчиняются законам субтрактивного смешения цветов.

Цветовой круг

Цветовой круг

Первичные цвета

Согласно теории цвета в своей основе цветовой круг имеет три первичных цвета (синий, желтый и красный), из которых путем смешивания можно получить все остальные цвета.

Первичные цвета

Первичные цвета

Синий является самым сильным из основных цветов и единственным основным холодным цветом (с точки зрения психологии и физиологии). Его добавление в любой из цветов может привнести глубину, более темный оттенок любому цвету, а также ощущение прохлады. Все цвета с преобладанием синего — холодные, в то время как цвета с преобладанием желтого и красного — теплые.

Красный — средний по силе воздействия первичный цвет. Его добавление к цветам на основе синего заставляет их казаться более светлыми. Добавление красного в цвета на основе желтого делают их более темными.

Желтый самый слабый из первичных цветов. Его добавление во все цвета придаст им яркость и более светлый оттенок.

Вторичные цвета

Вторичные цвета образуются путем смешения в равной пропорции двух первичных цветов. Таким образом: желтый с красным дадут в результате оранжевый цвет, красный с синим — фиолетовый, а синий с желтым — зеленый.

Вторичные цвета

Вторичные цвета

Если же добавлять цвета не в равных пропорциях, то получаются оттенки вторичных цветов. Так если добавить чуть больше синего, то мы получим сине-зеленый, который будет более темным, чем обычный зеленый цвет. А вот если добавить чуть больше желтого в зеленый, то мы получил желто-зеленый, который будет визуально светлее - обычного зеленого цвета.

Третичные цвета

Третичные цвета получают путем смешения в равных пропорциях одного вторичного и одного первичного цвета. Благодаря этому образуются такие цвета, как: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.

Третичные цвета

Третичные цвета

Дальнейшие смешения цветов позволят получить еще больше цветовых вариаций, который называются сложными цветами.

Цветовой круг

Цветовой круг

При изучении колористики волос используют определенное ограниченное количество цветов на цветовом круге для упрощения понимания и работы. Обычно это цветовой круг с первичными, вторичными и третичными цветами на 12 секторов в различных вариациях исполнения. В нем первичные цвета располагаются в равном удалении под углом 120°, а остальные цвета заполняют промежутки между ними.

Нейтрализация цветов в колористике

Это процесс, который происходит при смешении трех первичных цветов в одинаковой пропорции, что дает образование ахроматического или, как еще говорят, нейтрального цвета (черного или серого в зависимости от насыщенности цветов). Стоит отметить, что в парикмахерской колористике за ахроматическую (нейтральную) шкалу принят натуральный коричневый или натуральный ряд цветов волос. Поэтому все законы нейтрализации цвета в конечном итоге сводятся к получению нейтрального — натурального цвета. Полезно рассматривать цвете волос с точки зрения различных комбинаций первичных цветов. Например, натуральный коричневый имеет основные цвета в следующих пропорциях: одна часть синего, две части красного и три части желтого. Черный и белый нельзя сделать, смешивая первичные цвета вместе. Они исключаются из основной теории цвета. Белый может быть использован для рассветления цвета, а черный может использоваться для его углубления.

Цвета, располагающиеся друг напротив друга в цветовом круге (на противоположных сторонах диаметра круга, проходящего через центр), при смешении в равных пропорциях также приводят к нейтрализации (образованию нейтрального цвета). Эти цвета называются дополняющими или комплементарными. Таким образом результат смешения фиолетового цвета с желтым, красного с зеленым, синего с оранжевым дают один и тот же результат — нейтральный цвет.

Нейтрализация цветов

Нейтрализация цветов

Нейтрализация цветов используется при борьбе с нежелательными оттенками на волосах, однако стоит отметить, что на практике никто не добавляет равное количество дополняющего цвета. Добавляются всегда малые количества, которые просто приглушают яркость нежелательного оттенка (уводя его в коричневый), а не образуют серые цвета.

Если художники имеют дело с белым полотном или листом бумаги, на которые краска ложится без изменений оттенка, то с волосами ситуация сложнее. У него есть свой собственный пигмент или пигмент предыдущего окрашивания, который будет влиять на конечный оттенок. В колористике волос результат окрашивания можно смело свести к простому и одновременно сложному уравнению:

Имеющийся цвет волос (фон осветления) + Искусственный цвет = Конечный цвет волос.

Для правильного решения любой подобной задачи необходимо:

  • правильно определить имеющийся уровень глубины тона, и каким оттенком он будет нам мешать;
  • определиться с желаемым оттенком;
  • определить, необходимо ли дополнительное осветление волос;
  • решить, необходимо ли нейтрализовать нежелательный оттенок и выбрать нейтрализующий цвет;
  • учесть рекомендации производителя по коррекции цветов и т.п.

Если волосы были ранее окрашенными, то данная формула может значительно усложниться (так как нужно учитывать искусственный пигмент, который есть на волосах сейчас, и необходимость его осветления перед нейтрализацией).

Подводные камни смешивания цветов при окрашивании волос

При получении нужных цветов красками для волос также опираются на законы смешивания цветов, описанные ранее и в принципе они работают, но только в определенных рамках. И это надо учитывать. Дело в том, что пигменты красок для волос - ложатся не на бумагу. А проникают в структуру волос и здесь закономерности формирования цветов могут идти немного по другому.

Колористика на бумаге и волосах отличаются

Колористика на бумаге и волосах отличаются

Так, например, никто не синтезирует все номера палитры красок из трех первичных цветов. Синтетические пигменты могут быть изначально и сложных оттенков: зеленого, фиолетового, серого и т.п. Мало того, разные производители могут работать с немного разными пигментными веществами и это может влиять на получаемые цвета. Например у одного такой пигментный состав, что краска дает слегка холодноватые оттенки на волосах (- палитры с холодной базой). А у другого наоборот — вся палитра красок с теплым оттенком (палитра с теплой базой). И это особенность пигментного состава, который заложил производитель. Зачастую все линейки красок одного производителя имеют один и тот же пигментный состав. Как пример Estel Essex и Estel Delux и имеют в своей основе одни и те же пигменты, а отличаются другими ингредиентами, входящими в состав краски. Для производителя экономически не выгодно менять пигменты, если они не были запрещены и проще делать разные линейки красок плюс-минус на одних пигментах, чем менять пигментный состав и разрабатывать все заново. Обычно у производителя после выпуска первой линейки красок есть уже готовый набор формул всех цветов палитры и закуплены все пигменты. И если мастера не устраивает цветовая база палитры, то тогда скорее всего нужно менять бренд красителя, чем надеяться, что производитель что-то доработает в цветовых нюансах всей палитры красок в целом. Только в крайне редких случаях у одного производителя может быть одна линейка красок с одной цветовой формулой (с теплой базой), а другая с другой (с холодной) и обычно это скорее всего говорит о том, что разные линейки красок делались на разных заводах на контрактной основе, чем о том, что производитель делал разработку всех формул цветов заново для новой линейки продуктов.

Кроме этого, смешивая микстона желтого и синего цветов в равных пропорциях можно получить зеленый на бумаге, но вот на волосах результат может быть непредсказуемым. Так как проникаемость в волосы желтого и синего пигментов микстонов разные, то при нанесении их смеси на волосы скорее всего вы получите синий цвет в итоге. Именно он быстрее зайдет в волос и не пустит желтый цвет вовнутрь. А вот как раз зеленый микстон получают в лаборатории, искусственно подбирая специальные пигменты и их пропорции, и предлагают в некоторых брендах отдельно уже готовым цветом. Поэтому всегда нужно помнить, что есть определенный набор цветов (обычно ярких как микстона), которые проблематично получать при помощи стандартных смешений и тут скорее всего на каждом бренде надо экспериментировать, чтобы в этом убедиться.

Разные цвета могут заходить в волос по разному

Разные цвета могут заходить в волос по разному

Более того, на сильно осветленный белоснежный пористый волос краска одного и того же номера может браться у разных брендов по разному из-за разного состава. У одних, например, цвета содержащие золото и медь (фактически желто-оранжевый ряд цветов) могут использоваться для предварительной пигментации волос перед нанесением цвета и проявляться так, как положено — желто-оранжевым оттенком, а у других, напротив, именно эти цвета на пористых белоснежных волосах могут проявляться с холодным отливом и вообще не подойдут для предварительной пигментации. Скорее всего, этот бренд будет рекомендовать парикмахерам другие правила применения палитры для этой процедуры — подобранные экспериментальным путем. Поэтому технологии работы с краской одних производителей могут частично не переноситься на другие и требовать доработок.

tyubiki-kraski

В прошлой статье мы обсудили, что обозначают цифры на тюбике профессиональной краски для волос, а сегодня поговорим, для чего в краску добавляются пигменты, которые обозначаются цифрами после точки или дроби.

На первый взгляд, ответ очевиден: для того, чтобы придавать волосам тот или иной оттенок. Отчасти так оно и есть, но это далеко не все функции красящих пигментов. Взаимодействуя с натуральным или искусственным пигментом волос, пигменты красителя усиливают либо нейтрализуют их. Что это значит?

Не вдаваясь в детали теории цвета, примем как данность, что в природе все оттенки (кроме ахроматических черного и белого) происходят от трех основных цветов — красного, желтого и синего.

image 562312120515429265174

Хороший человек, художник, теоретик и педагог Иоганнес Иттен в начале 20 века потратил свое время и все это для нас продумал, обозначив вот такой схемой, которую именуют цветовой круг Иттена.

cf x 70a48637

На схеме наглядно прорисовано, что откуда берется и куда девается (или нейтрализуется).

Красный +Желтый = Оранжевый
Красный + Синий = Фиолетовый
Синий + Желтый = Зеленый

7

Шесть цветов: красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый.

Большинство из клиентов парикмахерских, особенно, если это ненатуральные блондинки, крайне негативно воспринимают как минимум три из них: зеленый, желтый и оранжевый.
Тут даже не надо объяснять, почему.

А нужно-то всего разобраться, почему проявляется желтый, оранжевый или зеленый пигмент в волосах, и чем его нейтрализовать. Вот здесь нам и пригодятся те самые дополнительные пигменты, которые зашифрованы в цифрах на тюбике с профессиональной краской после точки или дроби.

На цветовом круге Иттена цвета расположены друг против друга. Это и есть принцип нейтрализации!

Синий расположен напротив оранжевого, значит, именно синие пигменты в составе краски нейтрализуют «рыжину» или оранжевый пигмент в волосах.

Желтый расположен напротив фиолетового, и это значит, что именно фиолетовый гасит желтизну и дает нам натуральный блонд.

Красный расположен напротив зеленого, а значит, именно зеленые пигменты в краске погасят красноватый отлив, а красные пигменты нейтрализуют в волосах зелень.

Нейтрализует в данном случае — сделает волосы максимально приближенными по цвету к натуральным на том же уровне осветления.

Как это работает на практике?

Мы уже не раз обсуждали процесс взаимодействия окислителя с натуральными волосами, результатом чего становится проявление пигментов характерных данному фону осветления.

Фоны осветления и преобладающий пигмент:

6f1f12157886

1 уровень - черный
2 уровень - коричневый
3 уровень - коричнево- красный
4 уровень - красно- коричневый
5 уровень - красный
6 уровень - красно- оранжевый
7 уровень - оранжевый
8 уровень - желтый
9 уровень - светло желтый
10 уровень — золотистый

Самый сложный для работы — 7 уровень натуральных волос, и вот почему: 7 базовый уровень (средне-русый) выглядит довольно светлым. Казалось бы, ну чего проще стать светлее буквально на 2 тона! Взять красочку 9.0, смешать с 6% окислителем, выдержать на волосах и радоваться прекрасному, натуральному блонду, но на практике такая формула дает оттенок только что вылупившегося цыпленка разной степени интенсивности, а все потому, что седьмой базовый уровень натуральных волос при взаимодействии с окислителем 6% (шаг 2 тона) выдает нам тот самый желтый фон, который физиологичен, как дыхание и сон!

dsc08035

И если не нейтрализовать желтые пигменты, которые естественны для 9 базового уровня (напоминаю, мы красимся в 9.0, где преобладающий пигмент желтый), то ничего, кроме цыпленка, не получится. Смотрим на цветовой круг Оствальда и понимаем, для нейтрализации желтого нам нужен фиолетовый, значит ли это, что для данного примера идеальный вариант будет краска не 9.0, а, например, 9.6 (шестерка после точки это фиолетовые пигменты)? Да, вполне. Фиолетовый погасит желтизну и даст нам тот самый натуральный девятый фон.


А если взять 9.1? (Обычно единица это пепел — серо-синие пигменты), что будет, если нанести на желтую базу синие пигменты? Да, зеленый, спасибо «товарищу» Иттену за его схему.

Мы специально даем расшифровку каждой цифры в наших примерах, потому что, как уже обсуждалось в статье «Что обозначают цифры на тюбике профессиональной краски?», нет абсолютных значений цифр. У каждой конкретной марки может быть своя цифровая система обозначения содержания пигментов в краске. Прежде, чем купить краску, изучите палитру фирмы, они, как правило, всегда есть в профессиональных магазинах.

cf korroktor krug

Как это сделать и на что нужно обратить внимание, подробно разбиралось в статье «Что обозначают цифры на тюбике профессиональной краски?».

Еще пример: для того, чтобы освежить свой натуральный цвет 7.0 (окраска тон в тон, достаточно окислителя 1,9, если нет седины, и 3%, если седины до 25-30%), необходимо взять не 7.0, а 7.1. Почему? Окислитель даст оранжевый фон, который необходимо погасить чем? Верно, синим.

Надеюсь, эта статья поможет вам разобраться в тонкостях профессиональных красок для волос, а если нет, пишите свои вопросы в комментариях или на форуме, в разделе «Волосы», мы постараемся ответить вам как можно быстрее.

Читайте также: