Как красят волосы в африке

Опубликовано: 02.05.2024

Африка известна людям с давних времен. Ее считали полуостровом, и только значительно позднее было установлено, что это материк, по величине не уступающий Европе и Азии. Большая часть Африки расположена в тропическом поясе. Населяют ее народы разных рас; из них самая многочисленная группа - негроидная. Негры отличаются темным цветом кожи, густыми вьющимися волосами, своеобразными чертами лица. У них большие глаза, приплюснутой формы нос, мясистые губы. Негры бывают разного роста.

Как у многих племен, живущих охотой, рыбной ловлей, скотоводством, у мужчин ценились смелость, выносливость, ловкость. Кроме того, они должны были уметь петь и танцевать. В женщинах ценили прежде всего приветливость, уравновешенность, трудолюбие, женственность.

Основные виды и формы причесок

Прически африканского населения, несмотря на примитивность исполнения, были весьма разнообразны и оригинальны. Процессу причесывания мужчины часто уделяли значительно больше времени, чем женщины, хотя и те и другие иногда предпочитали полностью сбривать волосы. Форма причесок изменялась в зависимости от личных качеств, пола, положения в обществе. Так, детям, девочкам и мальчикам, волосы сбривали, оставляя на темени небольшие забавные хохолки. Девушки и юноши заплетали волосы в мелкие косички в палец толщиной, укладывали их плотно друг к другу, рядами.

Самой распространенной была такая прическа: клок волос на макушке прикрывали небольшим глиняным горшочком круглой формы, остальные волосы тщательно сбривались.

Прически зависели и от образа жизни племени. Так, мужчины племени туркана, отделив часть волос на темени, водружали небольшую лепешку из глины на середине головы. Сверху в нее втыкали страусовые перья. В племени существовало поверье, что если воин не носил это оригинальное сооружение, то ветер и солнце могли "выгнать" из его головы все заложенное в нее духами. Чтобы) лепешка не уменьшалась, к ней все время добавляли слои свежей глины. Мужчины-турканы носили на своем копье, с которым почти не расставались, выдолбленные из дерева подголовники для сохранения формы прически. Подголовники напоминали маленькие скамеечки, богато украшенные резьбой или рисунками. Часто они обтягивались кожей, были легки и удобны. Благодаря этим своеобразным "подушкам" во время отдыха и сна прическа, находившаяся на весу, хорошо сохранялась.

У мужчин племени боран прическа напоминала иглы ежа. Волосы посередине головы коротко подстригались и смазывались смолой, благодаря чему они торчали в разные стороны. Боковые пряди были значительно длиннее; их взбивали деревянным частым гребнем, так что они превращались в подобие шара. Поверх таких причесок надевали огромные белые чалмы со спускающимся с одного бока концом.

Носили прически и с несколькими горизонтальными и вертикальными проборами, с частичным выбриванием волос - при этом волосы коротко подстригались, рисунок был произвольный (рис. 1).

Существовали специальные прически для готовящихся вступить в брак. Одна из брачных причесок представляла волосяное облако. Сверху надевали небольшую плетеную корзиночку из ивовых прутьев или волокон дикого льна. Эту своеобразную шляпу-прическу носили молодые мужчины во время пребывания в лесной хижине в ожидании брачного обряда. По возвращении из леса в деревню волосы срезали. Голову чисто выбривали, кожу смазывали маслом, жиром животных.

Иногда прически напоминали поленницу дров - при этом волосы накручивались на деревянные палочки и укладывались рядами. Для прочности все волосы "поленницы" смазывали навозом или красной глиной, смолой, соком трав.

У африканских племен с давних времен сохранился обычай "породнения прическами". Он заключался в том, что под музыку и пение пять или шесть человек родственников одновременно сбривали наголо волосы. Все срезанные волосы укладывали в специальный сосуд или глиняный кувшин, заливали составом из глины, песка и воды, тщательно перемешивали. Полученную массу делили и в виде маленьких плоских блинов водружали на макушку как символ родства и дружбы. Иногда эти глиняные нашлепки передавались из поколения в поколение. Если в семье умирал отец - глава семьи, то его глиняную шапочку со сбритыми волосами по наследству получал старший сын как продолжатель рода. Часто мужчины придавали своим прическам форму рогов диких коз, игл дикобраза, гребня петуха, гривы льва, диска солнца, крыльев насекомых. Для устойчивости прически использовали вяжущие составы - глины, навоз животных, смолы. Богатые носили высокие конусообразные прически из мелких косичек, накрепленных на ивовые прутики, корзинки. Прически окрашивались растительными красителями, украшались страусовыми перьями, пушистыми волокнами, плодами и ракушками. Многие украшения были символами благополучия, мира. Особенно украшались глиняные прически: в них втыкали яркие помпоны из пуха и бисера, длинные рыбьи кости, обструганные палочки. Разноцветные перья птицы колибри носили на празднествах.

Прически зависели также от образа жизни населения. Так, прически земледельцев отличались большей фантазией, оригинальностью, смелостью, чем собирателей плодов и охотников. Религиозные верования также оказывали известное влияние на внешность людей.

Рис. 1

Рис. 1

Народы Южной Африки стремились подражать могучим буйволам и быкам. Прически они сооружали напоминающие рога этих животных. Все волосы разделялись на две части, плотно скручивались в жгут, укреплялись вверх, вниз или в стороны. В Эфиопии прическам придавали вид головы павиана, которого считали священным животным. Волосы выбривали, придавали форму шлема, украшали кораллами. Встречалась прическа с валиком, который туго свертывали, покрывали куриным пометом, смешанным с золой. Диаметр валика достигал 6-7 см. Валик крепился по центру головы от лба до шеи. Земледельцы Западной Африки обмазывали волосы глиной, сажей или животным жиром, затем много месяцев сооружали прическу, похожую на жесткую шляпу. Сердцевина пальмового листа, мох служили добавлением к естественным волосам. Носили прическу, похожую на виноградную лозу: при этом волосяные пряди свертывали в небольшие комочки, закрепляя их золой, маслом земляного ореха, украшали раковинами каури, медными пластинками, перьями, пуговицами.

Рис. 2

Рис. 2

Знатные люди носили ровно подстриженные волосы, гладкие, смазанные глинами, смолами, маслом или жиром, украшенные деревянными палочками, плодами, цветами, шнурами и лентами.

Были прически, напоминавшие огромных гусениц, расширяющиеся в середине. "Гусеница" сооружалась из собственных и искусственных волос и возвышалась над головой на 30-40 см, украшенная бусами или цветными нитями. В праздничные дни прически обсыпали цветными порошками, окрашивали при помощи глин и сока трав.

Рис. 3

Рис. 3

Женские прически были хотя и разнообразны, но в сравнении с мужскими выглядели значительно проще. Иногда женщины просто сбривали или выщипывали полностью волосы на голове, иногда оставляли островки в виде борозд или круга. Кроме того, заплетали многочисленные тонкие косички (рис. 2 и 3). Искусство причесывания передавалось женщинами из поколения в поколение. Как молодые, так и старые в совершенстве владели этим мастерством, разница проявлялась только в укладке. Так как процедура причесывания требовала много времени, то в некоторых племенах появились профессиональные парикмахеры. Свою профессию они обычно совмещали с врачеванием. Время причесывания назначали старейшины племени, мастер располагался на поляне. Он мыл волосы, расчесывал большим деревянным гребнем, часто не распуская прежней укладки или заплетенных косичек.

Женщины племени рендилле сооружали на голове прическу наподобие петушиного гребня огромного размера. Он начинался на затылке, пересекал всю голову по центру и заканчивался надо лбом. Такая прическа сооружалась в честь рождения первого сына, и только после того, как сын достигал зрелости, можно было изменить ее на более простую. Вдовы скручивали волосы в тугие пучки на затылке и покрывали голову куском ткани. Имея от природы вьющиеся волосы, многие женщины стремились выпрямить их при помощи горячих ножей. Праздничные прически были сложными и нарядными. Они имели шарообразную, конусообразную форму. Волосы окрашивали в разные цвета при помощи сока трав, листьев, различных глин, угля и песка.

Головные уборы, украшения, косметика

Так как климат Африки преимущественно жаркий, одежда населения состояла из легких накидок, набедренных повязок, прямых юбок. На торжества надевали шкуры животных, юбочки из разноцветных перьев птиц, длинные плащи из травяных волокон.

Головные уборы не отличались разнообразием. Имея от природы густые волосы, африканцы надевали головные уборы только в торжественных случаях. Наиболее распространенными были высокие тиары, в несколько раз превышавшие размер головы. Они изготовлялись из длинного куска ткани, а также из пальмовых листьев, укрепленных на небольшом обруче, охватывающем голову. Носили также тюрбаны, короны из перьев. Самыми дорогими и нарядными считались перья птицы фрегат. Так, черные, белые или коричневые перья могли носить только те, кто принадлежал к определенной возрастной группе. Мужчины, несмотря на жару, надевали круглые меховые шапочки, шляпы конической формы из соломы и стеблей. Часто к головным уборам приделывали многоярусные подвески. Женщины покрывали голову пестрой тканью, носили плоские легкие соломенные шляпы, высокие головные уборы из перьев. На свадьбу сплетали из тонких серебряных нитей сеточки, прикрепляя их на голове при помощи гребней. В Конго девушки и женщины повязывали голову широкой лентой. При этом свои жесткие волосы прятали под конусообразный головной убор, который не снимали при посторонних. Дома ходили в маленьких расшитых бисером и блестками шапочках, наподобие тюбетейки. Головной убор первой жены вождя представлял оригинальный венок, состоящий из нескольких ярусов. Широкая полоса, обрамляющая лоб, была украшена клыками собак, сплеталась в корзиночку при помощи смолы; верх корзиночки украшался цветными перьями и длинными костяными шпильками.

В головных уборах очень ценились перья райских птиц. При этом цвет перьев зависел от пола. Женщины предпочитали красные тона, а мужчины - черно-голубые.

Перья ценились очень высоко. На одно перо можно было выменять свинью или топор. Украшения делились на мужские и женские, они были обязательным дополнением повседневного и праздничного костюмов. Мужские украшения делались из черепков, раковин, скорлупы яиц, застывших смол. Самых смелых воинов награждали ожерельями из клыков животных. Женщины носили оловянные бусы, глиняные и соломенные украшения. Драгоценные металлы-золото и серебро - не употребляли. Украшением являлись большие "воротники", которые делались из белого металла или бус разнообразной формы. Верхняя часть воротника прикрывала часть подбородка, а нижняя - спускалась на грудь. Ожерелья отличались красочностью и оригинальностью материалов. В некоторых использовались высушенные семена растений, позвоночники крокодилов и рыб, ярко раскрашенные минеральными красками, инкустированные разноцветным бисером или скорлупой яиц.

В племени банту бытовали украшения из меди. Искусство плавки знали не все. И те, кто знали секрет обработки металлов, считались знатными людьми в деревне. Мужчины и женщины носили на предплечьях, на ногах и руках браслеты в форме змеи. На празднествах к ножным браслетам прикрепляли тыквы, в них насыпали горох, и они становились своеобразными музыкальными инструментами. Воины украшали свои одежды массой колокольчиков. Пальцы рук и ног унизывали кольцами. Часто женщины носили шейные кольца из металла, плотно обвивавшие шею и упиравшиеся в подбородок. С возрастом количество колец на шее увеличивалось. В Бенине знатные женщины носили агатовые и коралловые ожерелья - аккори. Ими награждали в особых случаях сами правители племени. В случае утери подарка обладателя его строго наказывали.

Особенно широко были распространены разного рода амулеты, талисманы, которым приписывалась магическая сила, предохранявшая от различных бед. Амулеты раздавали колдуны и шаманы племени. Амулет прикрепляли к одежде или носили на шейном шнурке. Каждый член племени имел несколько амулетов. Иногда украшения использовали и вместо денег при обмене на различные товары.

Среди африканского населения была распространена косметика и раскрашивание тела-татуировка. Она наносилась на лицо, ноги, руки, грудь, спину, ягодицы. Особенно усердно покрывали свое тело рисунками колдуны и шаманы. Каждое племя имело свои узоры, по которым можно было узнать соплеменника. Татуировка, или тембо, племен матамбе и маконде напоминала символические знаки египтян- иероглифы. Татуировка передавалась от отца к сыну, из поколения в поколение. Постепенно был утрачен смысл и значение рисунков-символов, осталась только традиция раскрашивания тела. Узоры наносили на кожу острием раковины или костью. Затем втирали синий порошок или древесный уголь. После заживления шрамов рисунок приобретал четкость. Цвет и рисунок зависели от обряда и празднества. В Заире при совершении обряда инициации тела девушек обмазывали желтой глиной или красной краской. В случае смерти члена племени все женщины покрывали лицо черной краской, а тело - красной. Краски были растительные.

Среди знати был распространен обычай деформации частей лица- ушей, носа, губ. Многие подпиливали передние зубы в виде острых зубцов разной высоты. Все население использовало пахучие травы, ароматические масла и настои для натирания кожи, придания ей блеска.

В заключение можно сказать, что африканцы придавали большое значение искусству причесывания и все время совершенствовали его.

Дикие Хозяйки

Африканские реснички

Африканские женщины красили волосы совершенно невероятными способами. Например, покрывали голову толстым слоем красной глины. Та высыхала и отваливалась кусками, оставляя после себя мелкую пыль. Ею были припорошены все волосы - начиная от корней и заканчивая кончиками. В итоге африканская дама становилась ярко-рыжей. Или. зеленой. Это происходило, если вместо глины наносились водоросли. Предпочтение отдавалось наиболее ярким их разновидностям. Чем более изумрудным получался оттенок волос, тем модница становилась привлекательнее и желаннее.


Накладные ресницы автоматически делали женщину королевой красоты. Для того чтобы заслужить этот титул, африканки вытворяли невиданные вещи.

Прежде всего добывался волос какого-нибудь животного. Чаще всего зебры. Особые счастливицы становились обладательницами кисточки львиного хвоста. Их него выдирались жесткие волоски, которые приклеивались к векам. Иногда такие «ресницы» были так тяжелы, что женщина с трудом открывала глаза. Это и неудивительно - ведь длина приклеенных волосков достигала 15-20 см.

Красные ресницы

В Восточной Африке для окраски волос использовались маленькие жучки, похожие на муравьев. Их собирали, сушили, толкли, и в результате получался порошок ярко-рыжего цвета. Его красящий пигмент легко проникал в волос, окрашивая его как минимум на несколько месяцев.

Этот способ окраски был известен на протяжении многих сотен лет. После того как на Черном континенте появились белые люди, краска из жучков стала известна в Европе. Туда она попала под названием «миност». Одно время он был таким же продуктом торговли, как специи, слоновая кость и драгоценные породы дерева.


Охота на дорогостоящих жучков шла везде, где только можно. И очень скоро эти насекомые стали встречаться крайне редко. За несколько десятилетий миност из обычного товара превратился в дефицит, а потом исчез совсем.

Самое широкое распространение миност получил в Германии, Нидерландах и Англии. Здешние женщины отличались белой кожей и светлыми, можно сказать, блеклыми волосами. Их делали чуть ярче.

Конечно, о ярко-рыжем цвете речь не шла. Но небольшая концентрация миноста помогала добиться красивого золотистого оттенка. Причем красились не только волосы, но и брови.

Французская перекись

Смуглые черноволосые женщины вели еще более жестокий бой с природой. Особенно на этом поприще отличались француженки. До некоторых пор их удовлетворяла собственная масть. Но потом ее стали прятать под светлые парики, которые к тому же пудрились рисовой пудрой. В результате голова становилось белой.

Так продолжалось более полутора столетий. А потом был изобретен способ обесцвечивать свои собственные волосы. Эта заслуга приписывается разным людям. По одной теории обесцвечивание изобрел парижский аптекарь. Он случайно вылил перекись водорода на своего черного кота. Через несколько часов у того на шкурке появились желтые подпалины.


По другой теории, обесцвечивание придумал придворный косметолог французской маркизы. Та отчаянно завидовала своей белокурой королеве и мечтала превратиться в блондинку. Косметолог был настолько издерган капризами своей хозяйки, что работал сутки напролет. В конце концов опыты увенчались успехом. Оказалось, что перекись может выбелить волосы. Посветлевшая маркиза произвела фурор при дворе, и практически все дамы последовали ее примеру - очень долго французские аристократки щеголяли желтой шевелюрой. Она считалась признаком дворянского происхождения. Не брезговали перекисью даже мужчины. По канонам их-красоты шевелюра должна быть светлой, а борода и брови - угольно-черными.

Конец XIX - начало XX века ознаменовались эмансипацией. Юбки стали короче, исчез корсет, в моду вошли занятия спортом. И, конечно же, было налажено промышленное изготовление косметики, в том числе и краски для волос. К ней прилагалась перекись в специальных бутылочках. Те были украшены этикетками, на которых значился процент и инструкция к применению.

Несмотря на это, очень часто случались казусы. Самостоятельное использование перекиси приводило к тому, что женщины подчистую сжигали волосы. Те просто - напросто отваливались, тогда на помощь приходили шляпки, парики и шиньоны.

Лишь в 50-х годах появилась известная и привычная для нас краска в тюбике. С тех пор тенденции окрашивания многократно изменились. Было изобретено мелирование, потом тонирование. Сейчас мода делает новый виток – в настоящее время очень популярны натуральные цвета, без явно выделенных прядей.

Если вам посчастливилось, то вы избежали опасностей подростковой тяги к радикальным и ничуть не украшающим вас сменам цвета волос, зачастую выполненным руками лучшей подруги. Если удача была совсем на вашей стороне, то вашего цвета волос не касались и парикмахеры. Что ж, мазаль тов всем счастливицам, но большинство из нас похвастаться этим не в состоянии. Все мы так или иначе хайлайтили, балаяжили и тонировали свои волосы столько раз, что голова идёт кругом. Окрашивания, благодаря столь большому числу женщин, не представляющих без них свою жизнь, стали важной частью женской красоты, а путь к ярким волосам с обложки вошёл в мировую историю. Но насколько далеко мы ушли этом деле за годы развития человечества и как красили волосы женщины на протяжении истории? Сейчас вы об этом узнаете.

1500 год до н. э.

Учитывая развитость Древнего Египта, совсем не удивительно, что египтянки тоже возились с волосами, а в частности использовали хну , чтобы скрыть седину ( да, переживания из-за седины были актуальны уже тогда ).

Спустя годы, греки и римляне начал использовать экстракты растений, чтобы окрашивать пряди. Они также изобрели перманентную чёрную краску. Для этого они использовали смесь оксида меди и гидроксида кальция, но быстро осознали, что смесь токсична и переключились на краску из личинок, ферментированных в чане на протяжении пары месяцев.

300 год до н. э.

В отличие от Египтян, ценивших тёмные волосы, Греки предпочитали светлые. Для окрашивания они использовали смесь древесного пепла и уксуса.

Чтобы расширить выбор доступных для волос цветов прошёл ещё не один век. Во времена Римской Империи, служительницы древнейшей профессии носили жёлтые волосы , чтобы подчеркнуть свой род деятельности. Большинство носили парики, но некоторые использовали смесь из пепла сожжённых растений и орехов, чтобы достичь нужного оттенка. В это же время цивилизации Галлов и Саксонов красили свои волосы, чтобы подчеркнуть статус или даже устрашить врага на поле боя .

500 – 1500 гг.

Рыжий цвет волос Елизаветы I был натуральный, а вот для макияжа она использовала свинец, что впоследствие привело к проблемам со здоровьем.

Рыжие волосы впервые появились в результате генной мутации в тёмные века, а первый задокументированный случай рыжих волос произошёл в Шотландии. На протяжении многих лет рыжие люди становились жертвами обвинений в колдовстве , но всё поменялось, когда королева Елизавета I, обладающая натуральным рыжим цветом волос, вступила на трон, сделав этот цвет приемлимым в обществе.

19 век

Перкин открыл мальвеин, в попытках синтезировать хинин для борьбы с малярией.

Следующим глобальным событием, изменившим историю окрашивания волос навсегда, стало случайное открытие, совершённое английским химиком Уильямом Генри Перкином. Пытаясь найти лекарство от малярии, Перкин в 1863 году создал первую искусственную краску для волос. Розовато-лиловый оттенок, напоминающий цветок мальвы так и назвали – Мальвеин. В скором времени, профессор химии Август Хоффман смог получить из мальвеина изменяющую цвет волос молекулу ( фенилендиамин ) и она по сей день лежит в основе большинства перманентных красок для волос .

Помимо основания одной из главных косметических компаний в мире Евгений Шулер известен, как один из родоначальников современной рекламы.

В этом году Евгений Шулер создал первую коммерческую краску для волос и назвал её Oréale . Позднее она, как и компания, которую он основал станут известны как L'Oréal.

Большинству Джин Харлоу известна не своими ролями, а благодаря фильму Авиатор, где её сыграла Гвен Стефани.

Вы когда-нибудь задумывались, откуда происходит термин «платиновая блондинка» ? Можете поблагодарить за это Говарда Хьюз и Джин Харлоу. В 1931 году Хьюз выпустил фильм Платиновая Блондинка , который в итоге стал одной из самых успешных пиар акций, позволив Говарду неплохо заработать на цвете волос молодой звезды Джин Харлоу. Поклонницы не стали терять время и начали красить свои волосы, чтобы стать более похожими на неё. В связи с этим командой Хьюза была организована сеть клубов «Платиновая Блондинка», которые обещали 10000 долларов любому парикмахеру, который смог бы повторить её оттенок.

На создание компании по производству красок для волос Лоуренса Гельба вдохновило его путешествие во Францию с другом и бизнес-партнёром Джймсом Ромео.

До этого года превращение в блондинку оборачивалось серьёзными повреждениями для волос. Формулы по обесцвечиванию усовершенствовались сначала Лоуренсом Гельбом в 1930-х, но по-настоящему революционное открытие произошло в 1950 году. Именно тогда, Clairol – компания, основанная Гельбом совместно с его женой Джейн Клейр, представили свету краску, которая позволяла осветлить волосы, не выбеливая их . Краска Для Волос Мисс Клэрол, позволявшая женщинам красить волосы дома открыто ( что важно, так как женщины в то время предпочитали не афишировать факт того, что они красили волосы ) стал хитом продаж.

60-70-е

1968 стал последним годом, когда в США требовалось указывать цвет волос в паспорте.

К кону 60х, окрашивание волос стало настолько распространённой процедурой, что в США даже отменили указание цвета волос в паспорте, так как эта графа стала попросту бесполезной. К 70-м публичное отношение к окрашиванию волос также начало меняться. Слоганы наподобие лореалевского «Ты заслуживаешь этого!» воодушевляли женщин красить волосы всё больше и больше , и новая общественная парадигма закрепилась на длительное время.

В 80е индустрия красок для волос заручилась поддержкой звёзд Голливуда, таких как: Сибилл Шеперд, Хизер Локлир и Линда Эванс.

Сегодня практически каждая знаменитость пытается продать вам свой цвет волос, а началось это именно в 80-е, когда и распространились эндорсменты ( рекламные контракты со знаменитостями, предусматривающий публичное одобрение и поддержку товара ). Бренды, производящие краски для волос заручились поддержкой звёзд Голливуда , что стало естественным продолжением влияния кино на популяризацию окрашивания волос.

Настоящее время

Окрашивание волос никуда не уйдёт и будущее окрашиваний будет столь же богатым, как и прошлое.

В современном мире волосы окрашивают практически все и делают это по-своему: выбирая как натуральные оттенки, так и самые яркие и неправдоподобные. Почему женщины продолжают красить волосы, тратя деньги и терпя жжение и запах? Ответа на этот вопрос нет, но ясно одно: эмоциональная связь с волосами никуда не уйдёт и будущее окрашиваний будет настоль же богатым, как и прошлое.


Женская красота – понятие субъективное. Сегодня, например, европейские стандарты красоты служат главным ориентиром на пути к восхитительному образу. И модницы с большим рвением, порой забыв об уникальных природных данных, стараются приблизить себя к первым мировым красавицам. А завтра, перелистнув страницу, побегут вслед за азиатскими или арабскими стандартами. В то время как в Африке красота всегда была непохожей на другие течения моды и стиля. Там властвуют свои секреты привлекательности, которые тысячелетиями почитают африканские женщины. И не обратить внимание на африканок и не поддаться силе притягательного жаркого образа, попав в Кению, мы точно не сможем.

Африканки от природы лысые


У кенийцев практически нет волос. Главная биологическая особенность этого народа – короткие, ломкие волосы-холмики. «Оренбургский пуховый платок» приходит на ум, когда видишь их головы.

В мире существует шкала от 1 до 4, по которой можно определить тип волос, начиная с гладких до кудрявых. Но в Кении первых двух категорий в природе не встретишь. В толпе сливаются завитушки, объемные волосы, которые убирают в завитом состоянии 75% длины.

При близком рассмотрении они свернуты спиралью в виде «кольца дыма» над головой. Расчесывать такие волосы сложно и вредно для их структуры. «Хрустальные локоны» разобьются при физическом контакте. Кудряшки различаются завитком, по форме похожи на английские буквы S и Z и подобны хлопку на ощупь.

Кому от природы повезло чуть больше, гордятся своими, как петли, волосами в форме штопора. Потому что кудри хорошо отделяются друг от друга на разные по диаметру и выглядят энергичными и упругими. Из них уже можно соорудить прическу.

Африканки не брезгуют искусственными волосами



Их волосы можно назвать проблемными в укладке. Поэтому на кенийском рынке особенно популярны химические средства, «релаксанты», для распрямления непослушных кудрявых волос, с которыми иной раз не справится даже выпрямитель. Если волосы еще и жесткие, а времени их выпрямлять ежедневно не хватает, то без релаксантов не обойтись. После такой процедуры локоны смотрятся ухоженными и приятными, хотя сильное химическое воздействие делает их еще более ломкими и пористыми. Вот почему африканки кажутся богинями из рекламного ролика о шампуне «лошадиная сила».



Но самые распространённые «обманки» у кениек — это искусственные волосы: пряди, косички, жгуты, шиньоны. Мир афро волос доступен для всех в любом супермаркете. Словом, захотела девушка новую прическу, пошла в ближайший магазин и купила набор из волос «неделька». На улицах даже с фонариком в руках практически невозможно распознать, где настоящий, а где «фабричный» продукт. Школьницы, молодые девушки, женщины сверкают гривой шелковистых длинных и гладких волос.

Ловкость рук и никакого мошенничества



Традиция плетения кос в Африке уходит далеко в прошлое. Косы, бесспорно, — удобная прическа в жаркой стране. Но кенийцы смогли придать брейдингу – методу плетения для мужчин и женщин — особый африканский стиль и мировую славу. Брейд в простом понимании – коса из трех прядей. Африканцы научились мастерски заплетать брейды из большого числа искусственных прядей, делая их сложносочиненными, например, «восьмерки», «жгуты» и «змейки», и разноцветными, вплетая яркие нити. Если заплести африканский брейд, то три месяца можно не беспокоиться о прическе.

Кстати, любимые молодежные дреды по технике плетения – альтернатива брейдам. Пряди заплетают в виде колтунов, которые не расчесывают годами, лишь один раз в месяц отросшие волосы вправляют в дреды и делают незначительную корректировку по длине.

Мода – и в Африке мода

Времена меняются, и европейская мода добралась и до африканского континента. Согласно проведенному исследованию компаний Лореаль, в среднем жительница Кении в месяц тратит денег на свою прическу чуть больше, чем на еду. Интересно узнать, почему?

Оказывается, африканки так ценят внешний вид волос и ухоженную прическу, что способны пойти на большее, чем косы, «релаксанты» и шиньоны. Они полностью бреют голову и надевают парик! Да-да, парик (удовольствие стоит от 500$) – это еще один модный способ, палочка-выручалочка на гладкой, тонкой основе, для всех желающих похвастаться натуральными шелковистыми, европейскими волосами как у афроамериканских звезд Голливуда.



Для женщины волосы – важный атрибут красоты вне времени и вкусовых предпочтений. Красота африканок уникальна не только из-за цвета кожи, яркой палитры одежды и украшений, но и за счет прически. И по сей день она хранит в себе неразгаданную, манящую тайну. Кенийцы – труженники не только в быту, но и на пути к красоте, их не пугают вечная борьба с генетикой и недостаток финансов. Наоборот, трудности сильнее закаляют характер и подчеркивают уникальность.

Яркие образы местных жителей Кении, попадая в багаж к туристам со всего мира как символ праздника и хорошего настроения, вдохновляют делать прически уже у себя дома и не бояться красочных экспериментов. А почему бы и нет?

Африка известна людям с давних времен. Ее считали полуостровом, и только значительно позднее было установлено, что это материк, по величине не уступающий Европе и Азии. Большая часть Африки расположена в тропическом поясе. Населяют ее народы разных рас; из них самая многочисленная группа - негроидная. Негры отличаются темным цветом кожи, густыми вьющимися волосами, своеобразными чертами лица. У них большие глаза, приплюснутой формы нос, мясистые губы. Негры бывают разного роста.

Как у многих племен, живущих охотой, рыбной ловлей, скотоводством, у мужчин ценились смелость, выносливость, ловкость. Кроме того, они должны были уметь петь и танцевать. В женщинах ценили прежде всего приветливость, уравновешенность, трудолюбие, женственность.

Основные виды и формы причесок

Прически африканского населения, несмотря на примитивность исполнения, были весьма разнообразны и оригинальны. Процессу причесывания мужчины часто уделяли значительно больше времени, чем женщины, хотя и те и другие иногда предпочитали полностью сбривать волосы. Форма причесок изменялась в зависимости от личных качеств, пола, положения в обществе. Так, детям, девочкам и мальчикам, волосы сбривали, оставляя на темени небольшие забавные хохолки. Девушки и юноши заплетали волосы в мелкие косички в палец толщиной, укладывали их плотно друг к другу, рядами.

Самой распространенной была такая прическа: клок волос на макушке прикрывали небольшим глиняным горшочком круглой формы, остальные волосы тщательно сбривались.

Прически зависели и от образа жизни племени. Так, мужчины племени туркана, отделив часть волос на темени, водружали небольшую лепешку из глины на середине головы. Сверху в нее втыкали страусовые перья. В племени существовало поверье, что если воин не носил это оригинальное сооружение, то ветер и солнце могли "выгнать" из его головы все заложенное в нее духами. Чтобы) лепешка не уменьшалась, к ней все время добавляли слои свежей глины. Мужчины-турканы носили на своем копье, с которым почти не расставались, выдолбленные из дерева подголовники для сохранения формы прически. Подголовники напоминали маленькие скамеечки, богато украшенные резьбой или рисунками. Часто они обтягивались кожей, были легки и удобны. Благодаря этим своеобразным "подушкам" во время отдыха и сна прическа, находившаяся на весу, хорошо сохранялась.

У мужчин племени боран прическа напоминала иглы ежа. Волосы посередине головы коротко подстригались и смазывались смолой, благодаря чему они торчали в разные стороны. Боковые пряди были значительно длиннее; их взбивали деревянным частым гребнем, так что они превращались в подобие шара. Поверх таких причесок надевали огромные белые чалмы со спускающимся с одного бока концом.

Носили прически и с несколькими горизонтальными и вертикальными проборами, с частичным выбриванием волос - при этом волосы коротко подстригались, рисунок был произвольный (рис. 1).

Существовали специальные прически для готовящихся вступить в брак. Одна из брачных причесок представляла волосяное облако. Сверху надевали небольшую плетеную корзиночку из ивовых прутьев или волокон дикого льна. Эту своеобразную шляпу-прическу носили молодые мужчины во время пребывания в лесной хижине в ожидании брачного обряда. По возвращении из леса в деревню волосы срезали. Голову чисто выбривали, кожу смазывали маслом, жиром животных.

Иногда прически напоминали поленницу дров - при этом волосы накручивались на деревянные палочки и укладывались рядами. Для прочности все волосы "поленницы" смазывали навозом или красной глиной, смолой, соком трав.

У африканских племен с давних времен сохранился обычай "породнения прическами". Он заключался в том, что под музыку и пение пять или шесть человек родственников одновременно сбривали наголо волосы. Все срезанные волосы укладывали в специальный сосуд или глиняный кувшин, заливали составом из глины, песка и воды, тщательно перемешивали. Полученную массу делили и в виде маленьких плоских блинов водружали на макушку как символ родства и дружбы. Иногда эти глиняные нашлепки передавались из поколения в поколение. Если в семье умирал отец - глава семьи, то его глиняную шапочку со сбритыми волосами по наследству получал старший сын как продолжатель рода. Часто мужчины придавали своим прическам форму рогов диких коз, игл дикобраза, гребня петуха, гривы льва, диска солнца, крыльев насекомых. Для устойчивости прически использовали вяжущие составы - глины, навоз животных, смолы. Богатые носили высокие конусообразные прически из мелких косичек, накрепленных на ивовые прутики, корзинки. Прически окрашивались растительными красителями, украшались страусовыми перьями, пушистыми волокнами, плодами и ракушками. Многие украшения были символами благополучия, мира. Особенно украшались глиняные прически: в них втыкали яркие помпоны из пуха и бисера, длинные рыбьи кости, обструганные палочки. Разноцветные перья птицы колибри носили на празднествах.

Прически зависели также от образа жизни населения. Так, прически земледельцев отличались большей фантазией, оригинальностью, смелостью, чем собирателей плодов и охотников. Религиозные верования также оказывали известное влияние на внешность людей.

Рис. 1

Рис. 1

Народы Южной Африки стремились подражать могучим буйволам и быкам. Прически они сооружали напоминающие рога этих животных. Все волосы разделялись на две части, плотно скручивались в жгут, укреплялись вверх, вниз или в стороны. В Эфиопии прическам придавали вид головы павиана, которого считали священным животным. Волосы выбривали, придавали форму шлема, украшали кораллами. Встречалась прическа с валиком, который туго свертывали, покрывали куриным пометом, смешанным с золой. Диаметр валика достигал 6-7 см. Валик крепился по центру головы от лба до шеи. Земледельцы Западной Африки обмазывали волосы глиной, сажей или животным жиром, затем много месяцев сооружали прическу, похожую на жесткую шляпу. Сердцевина пальмового листа, мох служили добавлением к естественным волосам. Носили прическу, похожую на виноградную лозу: при этом волосяные пряди свертывали в небольшие комочки, закрепляя их золой, маслом земляного ореха, украшали раковинами каури, медными пластинками, перьями, пуговицами.

Рис. 2

Рис. 2

Знатные люди носили ровно подстриженные волосы, гладкие, смазанные глинами, смолами, маслом или жиром, украшенные деревянными палочками, плодами, цветами, шнурами и лентами.

Были прически, напоминавшие огромных гусениц, расширяющиеся в середине. "Гусеница" сооружалась из собственных и искусственных волос и возвышалась над головой на 30-40 см, украшенная бусами или цветными нитями. В праздничные дни прически обсыпали цветными порошками, окрашивали при помощи глин и сока трав.

Рис. 3

Рис. 3

Женские прически были хотя и разнообразны, но в сравнении с мужскими выглядели значительно проще. Иногда женщины просто сбривали или выщипывали полностью волосы на голове, иногда оставляли островки в виде борозд или круга. Кроме того, заплетали многочисленные тонкие косички (рис. 2 и 3). Искусство причесывания передавалось женщинами из поколения в поколение. Как молодые, так и старые в совершенстве владели этим мастерством, разница проявлялась только в укладке. Так как процедура причесывания требовала много времени, то в некоторых племенах появились профессиональные парикмахеры. Свою профессию они обычно совмещали с врачеванием. Время причесывания назначали старейшины племени, мастер располагался на поляне. Он мыл волосы, расчесывал большим деревянным гребнем, часто не распуская прежней укладки или заплетенных косичек.

Женщины племени рендилле сооружали на голове прическу наподобие петушиного гребня огромного размера. Он начинался на затылке, пересекал всю голову по центру и заканчивался надо лбом. Такая прическа сооружалась в честь рождения первого сына, и только после того, как сын достигал зрелости, можно было изменить ее на более простую. Вдовы скручивали волосы в тугие пучки на затылке и покрывали голову куском ткани. Имея от природы вьющиеся волосы, многие женщины стремились выпрямить их при помощи горячих ножей. Праздничные прически были сложными и нарядными. Они имели шарообразную, конусообразную форму. Волосы окрашивали в разные цвета при помощи сока трав, листьев, различных глин, угля и песка.

Головные уборы, украшения, косметика

Так как климат Африки преимущественно жаркий, одежда населения состояла из легких накидок, набедренных повязок, прямых юбок. На торжества надевали шкуры животных, юбочки из разноцветных перьев птиц, длинные плащи из травяных волокон.

Головные уборы не отличались разнообразием. Имея от природы густые волосы, африканцы надевали головные уборы только в торжественных случаях. Наиболее распространенными были высокие тиары, в несколько раз превышавшие размер головы. Они изготовлялись из длинного куска ткани, а также из пальмовых листьев, укрепленных на небольшом обруче, охватывающем голову. Носили также тюрбаны, короны из перьев. Самыми дорогими и нарядными считались перья птицы фрегат. Так, черные, белые или коричневые перья могли носить только те, кто принадлежал к определенной возрастной группе. Мужчины, несмотря на жару, надевали круглые меховые шапочки, шляпы конической формы из соломы и стеблей. Часто к головным уборам приделывали многоярусные подвески. Женщины покрывали голову пестрой тканью, носили плоские легкие соломенные шляпы, высокие головные уборы из перьев. На свадьбу сплетали из тонких серебряных нитей сеточки, прикрепляя их на голове при помощи гребней. В Конго девушки и женщины повязывали голову широкой лентой. При этом свои жесткие волосы прятали под конусообразный головной убор, который не снимали при посторонних. Дома ходили в маленьких расшитых бисером и блестками шапочках, наподобие тюбетейки. Головной убор первой жены вождя представлял оригинальный венок, состоящий из нескольких ярусов. Широкая полоса, обрамляющая лоб, была украшена клыками собак, сплеталась в корзиночку при помощи смолы; верх корзиночки украшался цветными перьями и длинными костяными шпильками.

В головных уборах очень ценились перья райских птиц. При этом цвет перьев зависел от пола. Женщины предпочитали красные тона, а мужчины - черно-голубые.

Перья ценились очень высоко. На одно перо можно было выменять свинью или топор. Украшения делились на мужские и женские, они были обязательным дополнением повседневного и праздничного костюмов. Мужские украшения делались из черепков, раковин, скорлупы яиц, застывших смол. Самых смелых воинов награждали ожерельями из клыков животных. Женщины носили оловянные бусы, глиняные и соломенные украшения. Драгоценные металлы-золото и серебро - не употребляли. Украшением являлись большие "воротники", которые делались из белого металла или бус разнообразной формы. Верхняя часть воротника прикрывала часть подбородка, а нижняя - спускалась на грудь. Ожерелья отличались красочностью и оригинальностью материалов. В некоторых использовались высушенные семена растений, позвоночники крокодилов и рыб, ярко раскрашенные минеральными красками, инкустированные разноцветным бисером или скорлупой яиц.

В племени банту бытовали украшения из меди. Искусство плавки знали не все. И те, кто знали секрет обработки металлов, считались знатными людьми в деревне. Мужчины и женщины носили на предплечьях, на ногах и руках браслеты в форме змеи. На празднествах к ножным браслетам прикрепляли тыквы, в них насыпали горох, и они становились своеобразными музыкальными инструментами. Воины украшали свои одежды массой колокольчиков. Пальцы рук и ног унизывали кольцами. Часто женщины носили шейные кольца из металла, плотно обвивавшие шею и упиравшиеся в подбородок. С возрастом количество колец на шее увеличивалось. В Бенине знатные женщины носили агатовые и коралловые ожерелья - аккори. Ими награждали в особых случаях сами правители племени. В случае утери подарка обладателя его строго наказывали.

Особенно широко были распространены разного рода амулеты, талисманы, которым приписывалась магическая сила, предохранявшая от различных бед. Амулеты раздавали колдуны и шаманы племени. Амулет прикрепляли к одежде или носили на шейном шнурке. Каждый член племени имел несколько амулетов. Иногда украшения использовали и вместо денег при обмене на различные товары.

Среди африканского населения была распространена косметика и раскрашивание тела-татуировка. Она наносилась на лицо, ноги, руки, грудь, спину, ягодицы. Особенно усердно покрывали свое тело рисунками колдуны и шаманы. Каждое племя имело свои узоры, по которым можно было узнать соплеменника. Татуировка, или тембо, племен матамбе и маконде напоминала символические знаки египтян- иероглифы. Татуировка передавалась от отца к сыну, из поколения в поколение. Постепенно был утрачен смысл и значение рисунков-символов, осталась только традиция раскрашивания тела. Узоры наносили на кожу острием раковины или костью. Затем втирали синий порошок или древесный уголь. После заживления шрамов рисунок приобретал четкость. Цвет и рисунок зависели от обряда и празднества. В Заире при совершении обряда инициации тела девушек обмазывали желтой глиной или красной краской. В случае смерти члена племени все женщины покрывали лицо черной краской, а тело - красной. Краски были растительные.

Среди знати был распространен обычай деформации частей лица- ушей, носа, губ. Многие подпиливали передние зубы в виде острых зубцов разной высоты. Все население использовало пахучие травы, ароматические масла и настои для натирания кожи, придания ей блеска.

В заключение можно сказать, что африканцы придавали большое значение искусству причесывания и все время совершенствовали его.

Читайте также: