Как красили волосы в венеции

Опубликовано: 01.05.2024

В XIII-XV веках выдвигается Италия: ее удобное географическое положение способствовало развитию торговли, расцвету городов. В Италии создавались благоприятные условия для возникновения капиталистических отношений. Мелкие ремесленники, кустари-одиночки уже не могли обеспечить возросший спрос населения на различные товары. Этим объясняется появление капиталистических предприятий - мануфактур, использовавших наемный труд рабочих. Италия становится своеобразным центром развития ткацкой промышленности: в Неаполе, Флоренции, Венеции, Генуе, Милане, Риме появляются цеха сукноделов, прядильщиков, красильщиков, вышивальщиков. Патриархальная феодальная аристократия постепенно вытесняется новым классом - буржуазией, которая умело управляет производством, стремится захватить политическую власть.

Рис. 40

Рис. 40

В эпоху Возрождения Италия испытывала влияние мод соседних стран. Северные земли придерживались французских мод; южные сохраняли свою индивидуальность; город-государство Венеция, поддерживающая торговые отношения с Востоком, находилась под влиянием восточных мод. Законодательницей итальянских мод в конце XIV - начале XV века становится Флоренция. В начале XV века приоритет переходит к Венеции, а с 1530 года и до конца XVI века итальянцы следуют испанской моде. Предпочтение отдается сочетанию ярких красок, сочных цветов. Освобожденные от церковных запретов, горожане изощрялись в костюмах и прическах, которые богато украшались драгоценностями. Жизнерадостная мода Возрождения заставила итальянцев забыть о тяжелых головных уборах oсредневековья. Женские волосы, считавшиеся прежде греховным соблазном, сделались предметом воспевания и поклонения художников и поэтов.

Рис. 40а

Рис. 40а

Выдвижение Флоренции как законодательницы моды в XV веке объясняется тем, что в области суконной промышленности она не имела конкурентов, а по производству шелков занимала одно из первых мест в мире. В годы, когда во Флоренции жил Леонардо да Винчи, она сделалась центром гуманистической культуры. Слава о ней гремела на весь мир, ее называли Новыми Афинами. С Флоренцией связаны имена титанов Возрождения, таких, как Андреа Вероккьо, который одновременно был ювелиром, резчиком, ученым- математиком, живописцем и музыкантом. Вероккьо считается учителем великого Леонардо да Винчи. Здесь и жили и творили Сандро Боттичелли, Лоренцо ди Креди, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино, Пьеро ди Козимо, Леонардо Гирландайо. Все они в своих произведениях реалистично передавали окружающую их жизнь.

Во второй половине XV - начале XVI века законодательницей мод становится Венеция. Новые моды сложились в богатых купеческих семьях и распространились среди высшей знати. Венеция сохранила традиции ренессансной культуры, свободомыслия, антифеодальные настроения. В Академии искусств и Дворце дожей были собраны редкие коллекции произведений искусства.

С Венецией связано творчество Веронезе и Тициана, Джорджоне и Тинторетто, Гварди и Тьеполо. Здесь сложилась своя школа живописи, произведения ее художников стали известны всему миру.

Рис. 41

Рис. 41

Основные виды и формы причесок. Мужские флорентийские прически всех сословий были одинаковы по силуэту. Они делались из длинных, пышно завитых волос. Самым распространенным силуэтом прически стал шарообразный. Молодые люди завивали волосы в локоны и носили их распущенными или пышно взбитыми (рис. 40, 40а). Длина локонов достигала плеч. На лбу выстригалась ровная челка. Иногда волосы разделялись прямым пробором или зачесывались назад. Завивка была различной - волнообразной или мелкой, крутой. Волосы укладывались в широкий валик концами внутрь. Такой валик иногда обрамлял все лицо, а иногда шел от виска к виску через затылок. При этом макушка головы была гладкой.

В этих прическах значительную роль играла стрижка. Иногда волосы подстригались "лестницей" и круто завивались на папильотки. Другой разновидностью стрижки были ровные волосы, подстриженные эллипсообразно. Концы их подвертывались внутрь. Носили: и прямые, незавитые волосы. По-прежнему можно было увидеть "пейзанскую" стрижку, как в средние века. Все эти прически прочно укрепились в быту и не менялись на протяжении многих лет. Оставались они и после того, как законодательницей мод стала Венеция.

В это время самой распространенной стала эллипсообразная прическа, получившая название "колба" (рис. 41). В это же время носят и более короткие прически, украшают голову цепочками, драгоценными камнями. С появлением высокого воротника прически значительно укорачиваются.

Лица чисто выбривались, и только по достижении зрелых лет мужчины отпускали бороды и усы. Уходу за бородой и усами придавалось особое значение. Главным условием красоты бороды являлся ее равномерный цвет. Поэтому волосы на лице постоянно подкрашивали. Так, с появлением первой седины бороду полностью обесцвечивали, придавая ей белизну, зачастую с голубым оттенком. Единой формы бороды не было. Каждый исходил из индивидуальных вкусов. Некоторые носили одни лишь усы. Но с 70-х годов XV века стали носить бакенбарды, которым придавали округлую форму и завивали. Молодые люди носили одни усы или только одни бакенбарды, достигавшие середины уха.

Флорентийские женские прически поражали замысловатостью. Возвратились прически, забытые во времена средневековья. Прически в разных областях Италии были различны, но всех их объединяло одно - длинные распущенные волосы. Их перестали скрывать под головными уборами. Прически всех сословий отличались легкими, изящными линиями. Подражая античным образцам, дамы свертывали волосы наподобие греческих узлов. Но со временем простота линий была утеряна. На смену ей пришли затейливость и витиеватость, изысканность и декоративность. Прически стали индивидуальны, в них отражался вкус и фантазия исполнителя. Эти прически, состоящие из кос, локонов, требовали уже высокого мастерства. Сложные комбинации из волос обильно украшали лентами и нитями жемчуга. В начале XV века во Флоренции появляются легкие, изящные прически. Самая популярная из них - "флорентийская коса" (рис. 42), типичная только для флорентиек. Для нее все волосы разделялись прямым пробором, зачесывались полукругами на щеки, на затылке заплеталась коса, ровная по толщине. Ее перевязывали лентами, шнурами, бусами. Косу часто вкладывали в своеобразный кожаный футляр или сетку, которая заканчивалась кисточкой. Важным элементом прически были длинные локоны, свисающие по обеим сторонам лица. Иногда волосы собирали на затылке в пучок, перевязывали крестообразно и распускали по спине широкой, слегка волнистой прядью. В таких прическах делали прямой пробор, височные пряди коротко подстригались и, слегка подвитые, напускались на щеки. Все эти прически требовали очень густых волос, и дамы прибегали к искусственным косам, локонам.

Рис. 42

Рис. 42

Девушки причесывались просто, заплетая на затылке одну косу и укладывая ее венчиком вокруг головы, или заплетали две косы, распускали завитые волосы по плечам. Прически украшали шелковыми лентами, цветами, нитками жемчуга, серебряными блестками. Иногда носили волосы в изящных серебряных сеточках, расшитых жемчужинами, подвязывали лентами, жгутами на затылке. Волосы завивали крупными волнами.

Рис. 43

Рис. 43

Замужние женщины также заплетали волосы в косы, укладывая их в виде ракушек спиралями над ушами. Часто волосы покрывали бархатными шапочками, вуалями, сетками из лент, бархатных нитей, плетений. Иногда на прически сверху сетки надевали шелковый толстый валик в форме кольца. Объемные валики крепили на высокие шапки закругленной формы. На некоторых портретах можно увидеть прическу с футляром для косы из белого шелка, обмотанным черной лентой крест-накрест. Футляр был ровным на протяжении всей длины, поэтому можно предположить, что волосяные пряди, пропущенные в него, не всегда были такой же длины, а образовавшуюся пустоту заполняли каким-либо материалом, например шелковыми лентами.

Рис. 43а

Рис. 43а

Прически итальянок менялись под действием испанских мод. Современник писал, что гладкая прическа очень подходила к умным, прекрасным лицам флорентийских патрицианок, придавала им вид превосходства и уверенности в себе. Часто распущенную длинную прядь, перевитую лентами, также называли косой, так как волос из-под ленты видно было мало.

Прически венецианских дам были различны, но их можно было объединить в два основных типа: завитые локоны, закрепленные шпильками, перевитые украшениями; прически с косами, уложенные по-разному.

В конце XIV века в Венеции получила широкое распространение прическа с завитыми в виде полумесяца прядями, расположенными надо лбом. Иногда прическа напоминала небольшие рожки наподобие серпа Венеры.

Рис. 43б

Рис. 43б

Жительницы Неаполя придумали себе особую прическу -из волнистых волос, которые короткими прядями зачесывались на щеки, на затылке пряди подвязывались лентами и каскадом ниспадали на спину.

Увлечение светлыми волосами привело к тому, что в Венеции на крышах стали строить маленькие, легкие будочки из дощечек без крыши. В этих необычных сооружениях женщины, защищенные от глаз любопытных, сидели часами, выжигая на солнце смоченные различными составами волосы. Для более равномерного обесцвечивания волосы раскладывали на большие, широкие поля соломенных шляп, которые для большего удобства были без донышка. Рецепты окрашивания волос хранились в глубокой тайне. Ими обладали цирюльники, которые за большие деньги охотно окрашивали волосы.

Венецианские прически, так же как и прически флорентиек, изящны и замысловаты (рис. 43, 43а, 43б и 43в). Многие носили прическу наподобие "колбы", только пряди были значительно длиннее. Концы завитых волос подвертывали внутрь валиком или двумя. Часто волосы забирались в сетку, которая спускалась с темени. Делались прически типа тюрбана, при этом на темени укладывали высокие пучки из жгутов кос.

Прически куртизанок отличались от причесок знати и горожанок (рис. 44). Они состояли из двух толстых жгутов, уложенных надо лбом в виде баранок. На лоб спускалась густая сильно завитая челка из мелких кудряшек или спиралевидных локонов. Волосы с затылка гладко зачесаны.

Разберем некоторые, наиболее интересные итальянские прически, воспроизведенные на картинах мастеров того времени.

"Портрет Симонетты Веспуччи" Пьеро ди Козимо. Раннее Возрождение. На голове молодой, красивой девушки - массивная нарядная прическа. Все волосы зачесаны с высоко подбритого лба назад и заплетены в косы всевозможного плетения. Косы и пряди завитых волос продернуты крестообразно и уложены петлями на затылке. Вся прическа перевита нитями бус, украшена шпильками с жемчужными навершиями и подвесами.

Рис. 43в

Рис. 43в

"Портрет Симонетты Веспуччи" Сандро Боттичелли. Изображена все та же красавица, но прическа отличается от предыдущей мастерством исполнения. Волосы завиты и уложены красивыми легкими прядями, а кроме того, заплетены в многопрядные косы. На спине - толстая прядь, перевитая крестообразно. На затылке уложен массивный, "простеганный" лентами пучок с "колосовидной косичкой", унизанный жемчугом, на лбу - три большие бусины.

Головные уборы, украшения, косметика

В период господства флорентийских мод мужской костюм XV века приобретает приземистый силуэт, увеличивается в объеме.

Известные художники, скульпторы принимают участие в разработке эскизов костюмов, причесок, украшений. Костюмы поражали красочностью, богатством, великолепием. Шили их из тонких итальянских шелков, парчи, бархата, а также тканей, привозимых из других стран Европы. Художники делали картоны, рисунки для мануфактурного производства, вышивок, так как вошла в моду вышивка серебряными и золотыми нитями, драгоценными камнями. Костюм из-за этого сильно утяжелялся - иногда он весил до сорока килограммов. Много внимания уделялось также подбору тканей по цвету.

Рис. 44

Рис. 44

Мужской костюм состоял из рубашки тонкого полотна, плотно облегающей торс, жилета со стоячим низким воротником и верхних штанов-чулок. Верхней одеждой служили догалине (широкая укороченная одежда из тяжелых тканей, отделанная мехом, с широкими длинными рукавами) или короткий плащ. На длину костюма влиял не только индивидуальный вкус, но и возраст его обладателя. Так, например, мужчины зрелого возраста для придания своему облику величия носили длинные тяжелые одежды.

Во второй половине XVI века в мужском костюме начинают делать прорези, сквозь них просвечивает ткань нижнего одеяния. Яркие цвета, богатство украшений, пышность форм, богатая декорировка придают костюму неповторимый вид.

Рис. 45

Рис. 45

Одежда флорентийских женщин XV века отличалась мягкостью и плавностью линий, которые эффектно подчеркивали фигуру. Итальянки носили верхнее и нижнее платье. В XVI веке, когда центр мод переместился в Венецию, в женском костюме появились черты, отличающиеся от флорентийского костюма. Не стало строгости и ясности композиционного решения, которые мы можем заметить во флорентийском костюме. Во всем чувствуется тяготение к роскоши, стремление подчеркнуть материальное положение и достаток. Женский костюм получает округлость форм за счет рукавов, широкой юбки, широкого выреза. Верхняя одежда, так же как и мужская, допускала разрезы, сквозь которые просвечивала ткань нижнего платья.

Сочные, яркие цвета костюмов - синие, зеленые, красные - гармонировали с шумной, веселой жизнью города.

С изменением причесок в эпоху Возрождения значительно изменились и головные уборы. Если в средние века их назначением было скрывать волосы, то теперь, наоборот, они дополняли и украшали прическу, делая ее более сложной и оригинальной.

Наиболее распространенным мужским головным убором по флорентийской моде были шляпы, напоминающие по форме береты, из бархата, велюра, парчи, фетра, а также войлока. Юноши носили разноцветные невысокие шапочки типа турецких фесок, круглые по форме, с плоским донышком. Сбоку свисала небольшая кисть или вверх торчало небольшое перо. Носили плоские береты, шаперон буреле с длинными кё и корнетом. Возможно, оживленная торговля с Востоком привела к тому, что во Флоренции и Венеции распространились головные уборы типа тюрбанов, чалмы, украшенные драгоценными брошами, перьями. Богатые горожане продолжали носить средневековые головные уборы - капюшоны, колпаки из сукна и шерсти, повязки, шляпы. Знатные люди на торжества надевали венцы, сплетенные из золотых нитей. Городские правители, дожи носили чепцы в форме рога. Были по-прежнему распространены плоские шляпы в виде тарелок из плюша, фетра, замши.

Женские головные уборы также изменились: шляпы значительно уменьшились в размерах, формы стали проще. Распространена была маленькая шапочка, расшитая жемчугом или драгоценными камнями. Ее надевали на самую макушку. Знатные женщины носили сетки эскафьон из шелковых, золотых, серебряных нитей, расшитые жемчугом, прикрепляли к ним прозрачные вуали, покрывала (рис. 45). Летом надевали соломенные шляпы с большими полями из рисовых стеблей. Девушки носили фески, тюрбанообразные шляпы, бареты. В Венеции были распространены высокие "подушкообразные" шляпы, размер которых в несколько раз превышал размер головы.

Встречались чепцы и береты, которые надевались на тонкие головные платки одновременно с повязкой.

Флорентийские женщины носили шляпы с пестрой высокой тульей, отогнутыми полями, из-под них виднелась головная повязка из шелка.

Украшения в эпоху Возрождения делались по рисункам известных мастеров - художников, скульпторов. Особенно разнообразны были изящные головные украшения - шпильки, гребни, веточки, нити жемчуга, блестки, налобные цепочки с камнями - фероньерки.

Косметика. Во второй половине XVI века косметикой сильно увлекались все. Венецианки в своих домах оборудовали специальную туалетную комнату, где стояли маленькие столики, заставленные флаконами и баночками. Знатные дамы сильно красили лица, куртизанкам было запрещено это делать. Много внимания уделяли окрашиванию волос в золотой цвет - этот цвет увековечен на полотнах художника Тициана, в последующие века он так и назывался - "тицианов".

Человек- мера всех вещей

Эпоха Возрождения или же Ренессанс неизменно ассоциируется с тремя великими художниками – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.

Леонардо да Винчи – больше, чем художник. Впрочем, это и есть идеал эпохи Возрождения – быть всем, знать многое, запомниться прекрасным. Леонардо да Винчи был и художником, и скульптором, и изобретателем – первый танк, самолет, парашют – все это сохранилось на его рисунках.

Микеланджело – художник, архитектор, скульптор. Его скульптуры впечатляют. В случае с Рафаэлем (художник, архитектор, скульптор) впечатляют его картины, а особенно Мадонны, которых за свою недолгую жизнь он написал более 300.

Помимо Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля эпоха Возрождения подарила человечеству и других не менее талантливых скульпторов, живописцев и архитекторов – Сандро Боттичелли, Браманте, Донателло, Тициан.

В эпоху Возрождения в центр мира, как и в период Античности, вновь вернулся человек и его тело. Про душу можно было забыть. Художники Возрождения обратились к античным образцам как в живописи и скульптуре, так и в архитектуре, забыв про Средневековье. Но что удивительно, одним из основных заказчиков их работ стал Ватикан.

Прически эпохи Возрождения

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Лувр, Париж

В Италии центрами развития искусства Возрождения были три города – Флоренция (главный заказчик произведений искусства семейство Медичи), Рим (Ватикан) и Венеция.

То же самое касается и моды. Моду в одежде и прическах в XV веке задавала Флоренция, с конца XV - в XVI веках – Венеция.

Прически Флоренции

Мужские прически жителей Флоренции как бедных, так и богатых были весьма схожи по своему силуэту. В основном это были шарообразные прически. Делались прически чаще всего из длинных завитых волос.

флорентийские прически эпохи Возрождения

Сандро Боттичелли. Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи. (1474—1475)
Здесь прическа элипсообразная – «колб» и типичный головной убор Италии периода Возрождения

Молодые люди носили завитые, пышновзбитые и распущенные волосы. Либо с небольшой челкой, либо без нее. Волосы зачесывались назад или же имели прямой пробор.

флорентийские прически эпохи Возрождения

Джованни Амброджо де Предис (ученик Леонардо да Винчи). Святой Себастьян.
Прическа юноши.

Еще одним вариантом прически была прическа из завитых волос, уложенных в широкий валик концами внутрь.

Носили и более короткие прически элипсообразной формы, стрижку «лестницей», «пейзанскую» стрижку, которая была популярна в Средние века.

Бороды носили лишь пожилые мужчины. Молодежь ходила с выбритыми лицами.



Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи (1478—1482).
Элипсообразная прическа.

Женские прически Флоренции были сложными, состоящими из кос и завивки. Их обильно украшали лентами и нитями жемчуга. В отличие от Средних веков женщины теперь могли ходить с непокрытой головой.

Так, к примеру, носили прически наподобие «греческого» узла. Девушки могли ходить с распущенными завитыми волосами. Женщины носили прически из кос, которые укладывались спиралями над ушами. С такими косами могли носить вуали, сетки для волос, небольшие бархатные шапочки.

Прическа Флорентийская коса

Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины, 1476-80.
«Флорентийская коса».

Но одной из самых популярных причесок была прическа «флорентийская коса». Данная прическа существовала в нескольких вариантах. Волосы разделялись прямым пробором, зачесывались полукругами на щеки, на затылке заплеталась коса. Косу перевязывали шнурами, лентами бусами. Могли такую косу и убирать в специальный кожаный футляр или же сеточку. Еще один вариант данной прически – вместо косы волосы на затылке собирались в пучок и распускались по спине слегка волнистой прядью.

Прическа Флорентийская коса

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем,1490.
«Флорентийская коса».

Прически Венеции

В Венеции на прически и головные уборы, а также наряды местных жителей будет влиять не только западная мода, но и мода Востока. Ведь Венеция – портовый город. Так, к примеру, в качестве головного убора венецианки начнут носить восточные тюрбаны.

Мужские прически Венеции были во многом похожи на флорентийские прически.

Популярной была элипсообразная стрижка – такая прическа называлась «колб».

С XVI века в моду входят высокие воротники, которые появятся и будут популярны при испанском дворе. Под влиянием моды на такие воротники (воротник-фреза – тугой, на каркасе, обрамляющий шею, накрахмаленный, из кружева) мужские прически будут становиться все короче. Придет мода на короткие стрижки и в Венецию.



Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами.
Короткая стрижка.

Мужчины как в Венеции, так и во Флоренции чаще всего носили небольшие шляпы, по форме напоминающие береты.

Женские прически Венеции делились на два основных вида:
• прически с завитыми локонами, закрепленными шпильками и с украшениями;
• прически из кос, уложенных самыми различными способами.

Носили венецианки и прически наподобие «колбы». Такие прически состояли из волос, собранных в сетку, которая спускалась с темени.

Существовала прическа типа «тюрбан» - на темени укладывались собранные из жгутов волос пучки.

Венецианские прически эпохи Возрождения

Джованни Амброджо де Предис (ученик Леонардо да Винчи). Портрет дамы.
Прическа по типу «колбы» с сеткой.

Была и прическа куртизанок, которую приличные дамы (матери и жены) не могли себе позволить носить – прическа состояла из двух толстых жгутов, которые были уложены надо лбом в виде баранок, плюс атрибутом такой прически было обязательное наличие густой челки с мелкими кудряшками. Волосы с затылка были гладко зачесаны.



Тициан. Изабелла д'Эсте, 1535.
Головной убор в виде тюрбана.

Как у жительниц Флоренции, так и у жительниц Венеции в тот период красивым считался высокий чистый лоб. Брови и даже ресницы, как и в Средние века, полностью выщипывались, подбривались и волосы надо лбом. В моде был золотой цвет волос – златокудрые греческие богини, о которых вновь с появлением интереса к Античности вспомнили. Волосы осветлялись различными растительными экстрактами. Или же солнцем. Среди женщин популярностью пользовались соломенные шляпы с широкими полями, но без донышка. Таким образом, волосы находились на солнце. А на крышах домов даже могли сооружаться специальные деревянные будки, в которых дамы, сидя на солнце, осветляли свои волосы. Правда загар в те времена совсем не был в моде.

Золотистые, льняные, пепельные, русые, кукурузные, пшеничные, платиновые… Блондинок любят, изучают, превозносят, восхищаются, посвящают стихи, унижают, сочиняют анекдоты. В Древнем Риме их считали распутными, даже был издан закон, обязывающий абсолютно всех римских "жриц любви" перекрасить волосы в светлый цвет (или в рыжий), чтобы таким образом отличать их от "порядочных брюнеток". В фашистской Германии, наоборот, истинные арийцы, голубоглазые и светловолосые, считались сверхлюдьми.

Некоторые ученые предостерегают, что через 200 лет не останется ни одного блондина и блондинки. И тогда на помощь придут современные технологии. Уже сегодня существуют сотни оттенков, в которые можно выкрасить свои волосы. Как добивались блондинизации наши пращурки?

Древние Афины и Рим

Согласно мифологии, у богини красоты и любви Афродиты были длинные прекрасные волосы цвета золота. Неудивительно, что темноволосые от рождения гречанки стремились приблизиться к этому светлому образу. Так начались эксперименты с составами, в которые входили странные, а иногда и опасные для жизни химические элементы.

Те же гречанки использовали для окрашивания волос кислое молоко ослиц. Или ассирийскую смесь из китайской корицы и лука-порея. Но чаще применяли углекислый калий (белая зола, поташа), смешивая его с желтыми цветами. Сегодня эта соль калия и угольной кислоты используется при изготовлении сукна, мыла, красок, выделке кож, в качестве удобрения, как противоморозный компонент в составах строительных растворов и автомобильных присадок.

С сединой греки боролись более радикально: в ход шли "темные силы и краски", например, смеси из жира черных быков и яиц ворона или растительного масла с кровью черных кошек.

Древние римлянки отбеливали волосы смесью оливкового масла и белого вина. Правда, смазывать раствором надо было несколько месяцев. Те, кому нужен был эффект побыстрее, наносили на волосы рисовый отвар и часами просиживали на крышах домов, чтобы волосы выгорели на солнце. Знатные матроны для осветления волос использовали смесь золы бука и козьего жира ("галльское мыло").

Еще один действенный способ осветления – при помощи лимонного сока и солнца. Надевалась на голову широкополая шляпа с вырезанным верхом, вытаскивались наверх волосы, раскладывались по полям шляпы и обильно смачивались лимонным соком. После этого пациент должен несколько часов сидеть под палящим солнцем. Если после этого он (она) не свалился от солнечного удара и волосы не выпали, то все было замечательно: девушка или знатный член общества уходил (а) от мастера с шевелюрой цвета лунной дорожки. Ну а если не повезло? Тогда шли на рынок, покупали белокурую рабыню-германку, состригали ее волосы и делали парик.

Чтобы быть в "тренде", богатые люди посыпали волосы порошком из настоя золота, чтобы те казались светлее (кстати, так поступали еще древние финикийцы). Не хватает золота? Тогда в ход шла цветочная пыльца и измельченные лепестки желтых цветов. С сединой римляне боролись с помощью смеси из пепла, скорлупы грецкого ореха, лука-порея и… пиявок. И еще римляне заметили, что если смочить уксусом свинцовый гребень, он оставляет на волосах темные следы (выделяются соли свинца). А если использовать гребень повторно, то волосы станут еще темнее.

Всего историки обнаружили у древнеримских специалистов более 100 различных рецептов для обесцвечивания или окрашивания волос.

Прекрасное и страшное Средневековье

В Средние века строгая католическая церковь наложила запрет на окрашивание волос. Может, потому что гонитель христиан Нерон предпочитал золотистые парики, а может, потому что светловолосые красавицы могли ввести в соблазн даже самых стойких мужчин, но любительницы обесцвечивать волосы объявлялись церковью исчадиями ада. А рыжих и вовсе считали ведьмами и сжигали на кострах!

Обелить светлый идеал удалось итальянскому художнику Томмазо Мазаччо: он изобразил Магдалину блондинкой. К нему присоединился любимец публики Рафаэль, его Дева Мария и ангелы – тоже блондины. С их легкой руки (и в прямом, и в переносном смыслах) с тех пор блондинки были восстановлены в правах.

Более того, светлые волосы стали атрибутом "высшего света". В XIV веке во Франции появился указ, запрещающий носить парики из светлых волос кому бы то ни было – они стали привилегией особ королевской крови.

Итальянки, желавшие сделать свои волосы светлыми, готовили адскую смесь из квасцов, соды, ревеня и серы. Потом дамы располагались на солнцепеке и ждали, пока под действием солнца волосы не посветлеют. Для получения рыжего цвета англичанки смешивали ту же серу с шафраном. Красавиц не смущали даже побочные эффекты окрашивания: тошнота, головная боль и носовое кровотечение! Неудивительно, что женская смертность тогда была выше мужской, и доживали красавицы в среднем лишь до 30 лет.

В это время в моду вошли светловолосые парики, которые изготавливали из конского волоса или из… детских волос. В те мрачные годы детей из бедных семей нередко похищали с целью обрить под ноль.

Апогеем стала парикмахерская мода 18 века, когда благородные дамы носили на голове очень дорогие сооружения из искусственных светлых волос, наполненные шерстью и украшенные лентами и фигурками из дутого стекла.

Эти прически были настолько громоздкими, что дамы не могли спать в постели, им приходилось проводить ночь в кресле, а когда они ездили в карете, им приходилось не сидеть, а стоять на коленях.

Во Франции помимо окрашивания знатные вельможи активно использовали ароматизированную пудру белых и пастельных оттенков, которую наносили как на парики, так и непосредственно на волосы. Недаром XVIII век называют "веком напудренных париков". Люди не столь знатного рода использовали обычную пшеничную муку. По оценкам ученых, количества муки, которую для посыпки париков ежегодно изводили солдаты британской армии, хватило бы для того, чтобы испечь хлеб для пятидесяти тысяч человек!

На Руси издревле женщины окрашивали волосы в золотистый цвет луковой шелухой, в блонд – смесью шафрана и ромашки.

Новое время

Процедуру превращения в блондинок значительно упростил в XIX веке месье Гуго, личный парикмахер жены императора Наполеона III: он впервые начал применять перекись водорода для осветления волос. Началась новая эра превращения брюнеток в блондинок.

Позже немецкий химик Август Гофман из отходов бензола вывел парафенилендиамин (коммерческое название – урсол), что позволило не просто обесцвечивать волосы, но и придавать им желаемый оттенок. Но счастье миллионов женщин длилось недолго – было замечено, что после окрашивания появлялись сильный зуд и признаки отравления. Но разве модниц это могло остановить?

В 1906 году химики Кольман и Вольфенштейн обнаружили, что во время превращения основы красителя в краску появляется вредное вещество – хинондиимин, оно и вызывает эти симптомы. Путем химических опытов нашли вещества, которые смогли его нейтрализовать. А уже через год француз Эжен Шуэллер изобретает краску для волос с добавлением меди, железа и сульфата натрия. А подвигла талантливого химика на это жена, которая однажды вернулась от парикмахера вместо белокурой блондинки с пегими волосами, торчащими как солома. Чтобы использовать свое открытие на благо женщин, он создает "Французское общество безопасных красителей для волос", которое в дальнейшем превращается в фирму "Л' Ореаль".

Так французский химик не только положил начало производству профессиональных красителей для волос, но и разрушил стереотип о том, что окрашивание волос – весьма рисковая процедура. Чтобы "смягчить" действие красок в них стали добавлять ухаживающие компоненты: экстракты масел оливок, жожоба, пшеницы, клюквы, коллагены, протеины и другие полезности.

Окрашивание стало возможно не только в салонах красоты, но и дома – оно приобрело поистине массовое явление. Сегодня волосы красят миллионы людей по всему миру. Американские исследователи привели любопытную статистику: в начале 50-х годов волосы красили только 4-7% американок, к 1970-м этот показатель увеличился до 40%, а к 2004 году он составил целых 75%.

Но стала ли безопасной краска? Многие из нас знают, что сегодня входит в состав красок? Изучено ли влияние химических компонентов на организм? Производители красок для волос уверяют, что используют натуральные компоненты, которые, изменяя цвет волос, заботятся о них самым лучшим образом. Но мы-то уже знаем, чудес не бывает – настой травы из жгучей брюнетки платиновую блондинку не сделает.

По-прежнему в красках используется парафенилендиамин (PPD). Сегодня избежать использования этого стабилизатора, к сожалению, почти невозможно. В некоторых европейских странах этот ингредиент запрещен, в других его разрешенная концентрация не должна превышать 6%. Чем выше концентрация этого элемента, тем лучше "держится" краска – и тем больше шансы на аллергию. Основная группа риска – женщины, выбирающие темные тона.

Кроме PPD в краски входят фенилендиамин, аммиак, толуилендиамин, резорцин, гидросульфит натрия. Через кожу головы эти химические соединения проникают внутрь нашего организма, вызывая аллергические реакции, кашель, головную боль, раздражение кожи и слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, бронхиальную астму, ослабление слуха и т.д. Стали появляться публикации о том, что эти химические вещества могут спровоцировать развитие некоторых видов онкологических заболеваний: (лейкемии, рака головного мозга, груди, яичников, мочевого пузыря). Поэтому специалисты предупреждают: частая окраска волос небезопасна для нас. Такое предостережение больше касается краски более темных оттенков, и все же чем меньше время окрашивания и реже применение – тем лучше.

Уверены, ты хоть раз в своей жизни красила волосы! Интересно, а как с этим справлялись наши предки? Давай узнаем?

Уверены, ты хоть раз в своей жизни красила волосы! Краски для волос прочно вошли в нашу жизнь, и уже сложно представить, как можно поменять имидж, не сменив оттенок волос. Интересно, а как с этим справлялись наши предки? Давай узнаем?

Краска для волос в Древнем Египте

Многие столетия египтяне предпочитали иссиня-черный или ярко-красный цвет волос. Еще в 4 тысячелетии до нашей эры этому способствовала известная и по сей день хна. Чтобы разнообразить палитру, египетские красавицы разбавляли порошок хны всевозможными ингредиентами, которые могли бы вызвать приступ паники у современниц. Так, в ход шла коровья кровь или измельченные головастики. Волосы, напуганные столь неподобающим обращением, враз меняли цвет. Кстати, египтяне рано седели, генетическая предрасположенность, с которой они боролись с помощью крови буйвола или черных кошек, вскипяченной в масле, либо вороньих яиц. А чтобы получить черный цвет, достаточно было смешать хну с растением индиго. Этим рецептом до сих пор пользуются любительницы натурального окрашивания.

Краска для волос в Древнем Риме

Здесь очень модным был «тицианский» оттенок волос. Дабы его получить, местные девушки протирали шевелюру губкой, смоченной в мыле из козьего молока и золы букового дерева, а после часами сидели на солнышке.

Кстати, рецептов смесей для окрашивания у римских чаровниц было больше сотни! Использовались иногда привычные современной моднице, а порой и невероятные ингредиенты: пепел, скорлупа и листья грецкого ореха, известь, тальк, буковая зола, шелуха лука и пиявки. А счастливицы, обладающие несметным богатством, посыпали голову золотом, чтобы создать иллюзию светлых волос.

Именно в Риме придумали первый химический способ окрашивания волос. Чтобы стать заметно темнее, девушки смачивали свинцовый гребень в уксусе и расчесывались. Соли свинца, осевшие на локонах, имели темный оттенок.

Краска для волос у кельтов и галлов

Еще в 1000г. до нашей эры мужчины сходили с ума от блондинок. Поэтому девушки старались «выбелить» свои локоны с помощью известковой воды, которая делала шевелюру ослепительно белой.

Краска для волос в Древней Греции

Здесь все равнялись на златовласую Афродиту и красили локоны смесью поташа (раствор углекислого калия) с желтыми цветами (название до нас не дошло). Кому был недоступен поташ, довольствовались коровьей мочой.

Краска для волос в Тунисе

Тунисские невесты перед самым главным событием своей жизни «наводили красоту» с помощью смеси, называемой «мардума». В нее входили чернильные орешки, гвоздика и медный купорос.

Краска для волос в эпоху Возрождения

Несмотря на запрет церкви, девушки продолжали эксперименты с цветом волос и, соответственно, с красителями. В ход шла все та же хна, цветы дрока, серный порошок, сода, ревень, шафран, яйца, а также почки телят.

Лидировала в разработке новых красящих формул, как водится, Франция. Так, Марго Валуа придумала свой рецепт осветления волос, который, к сожалению, до нас не дошел. А для окрашивания локонов в черный цвет француженки воспользовались старым и проверенным способом римлян – свинцовым гребешком в уксусе.

19 век – время открытий

В 1863 году синтезировали вещество, известное как парафенилендиамин, который стали применять для окрашивания тканей. На основе этого химического компонента разрабатывались современные формулы красок.

В 1867 году химик из Лондона (Э.Х. Тиллей), объединившись с парикмахером из Парижа (Леон Юго), открыл для женщин всего света новые горизонты, продемонстрировав новый способ осветления волос с помощью перекиси водорода.

Краска для волос в 20-м веке

Кто знает, чем бы мы красились сейчас, если бы неудачный поход жены Эжена Шуэллера в парикмахерскую. Вид безжизненных прядей любимой супруги вдохновил гениального экспериментатора на создание синтетического красителя, содержащего соли меди, железа и сульфата натрия. Опробовав краску на благодарной супруге, Эжен стал продавать красящее вещество в парикмахерские под названием «L’Aureale». Краска вмиг завоевала популярность, что дало возможность Эжену расширить производство, открыть компанию «L’Oreal» и продолжать эксперименты с цветовой гаммой. Вот что любовь с людьми делает!

Краска для волос в 20-е годы

У уже нашумевшей краски «L’Oreal» появился конкурент, компания «Mury», выпускающая краски, проникающие вглубь волоса, что продлевало стойкость цвета и закрашивало седину.

30-е годы

«L’Oreal» расширяет горизонты и выпускает в свет краску на натуральной основе «Imedia», имеющую целую гамму естественных оттенков.

В Германии тоже не сидели на месте: сыну основателя компании «Wella» пришло в голову соединить красящий пигмент с ухаживающим средством. Краска стала более щадящей, что вызвало бурю восторга у женщин.

Краска для волос в 40-е и 50-е годы

Вторая мировая война никак не сказалась на желании девушек быть красивой. Красок становится все больше, формулы – все лучше, шевелюры – краше!

Краска для волос в 60-е годы

Развитие рынка косметики идет гигантскими шагами,крупные компании, чья специализация не имела ничего общего с красками для волос, решают примкнуть к общему безумию. Так компания «Schwarzkopf» создала краску «Igora Royal», ставшую настоящей классикой.

В это же время химики всего мира трудятся над формулой без перекиси водорода, способной закрашивать седые волосы. Появляется все больше новых оттенков, красавицы всего мира смело используют краски для волос.

Краска для волос в современном мире

Сейчас нам доступно великое разнообразие формул и красителей различных брендов. Наука не стоит на месте, поэтому появились муссы, пенки, бальзамы, оттеночные шампуни, тоники. Девушки окрашивают волосы, чтобы поднять себе настроение, не боясь за состояние своей шевелюры. Новые формулы обогащены полезными компонентами, аминокислотами, протеинами, кератином и биодобавками.

Хотя, несмотря на обширный выбор современных красок и щадящие формулы, многие девушки предпочитают натуральные красители и возвращаются к древним способам окрашивания, используя хну и басму, луковую шелуху и даже свеклу!

Джентльмены предпочитают блондинок? И не только джентльмены. Сами женщины зачастую стремятся изменить природный оттенок своих волос, привнеся в него солнечный свет.

Больше всего в этом преуспели итальянки. Со времен Древнего Рима, куда моду на блонд завезли путешественники из Египта, синьорины, по природе своей жгучие брюнетки, придумали эффективные способы смены цвета волос. На помощь к ним пришло жаркое палящее солнце Италии, а так же лимонный сок, сода и даже древесная зола! Безусловно, подобные методы не способствовали полному обесцвечиванию, тем не менее, пряди выгорали до золотистых оттенков.

Наиболее изобретательны в этом вопросе оказались жительницы Венеции, где считалось, что светлые локоны придают ощущение женственности, утонченности и благородства. Именно поэтому современная техника осветления волос, создающая эффект натурально выгоревших прядей, оттенки которых напоминают солнечные блики, носит название венецианское мелирование.

Гравюра венецианки, осветляющей волосы на солнце

Гравюра венецианки, осветляющей волосы на солнце

Что это такое?

По сути венецианское мелирование – это щадящий способ оживить структуру цвета прически, хаотично осветляя отдельные пряди на 2-3 тона. В таком случае создается не контраст между натуральными и окрашенными прядями, как в классическом мелировании, а многотональный естественный эффект, формирующий блики и переливание цвета. Словно после отдыха на морском побережье под лучами южного горячего солнца.

Во многом техника схожа с популярным калифорнийский мелированием, но второй вариант выполняют на светлых волосах, а венецианская методика используется на только темных, и в ней количество осветленным прядей меньше.

Калифорнийское и венецианское мелирование

Калифорнийское и венецианское мелирование

Стоит отличать данную методику окрашивания от шатуша или французского мелирования. Вторая техника «растягивает цвет», осветляя так же отдельные пряди на разном расстоянии от корней. При этом оба варианта выигрышно смотрятся на брюнетках и шатенках.

Французское и венецианское мелирование

Французское и венецианское мелирование

Говоря о преимуществах итальянского подхода, можно отметить следующее:

Венецианское мелирование на каскадных прическах

  • Благодаря открытой технике окрашивания без использования фольги волосы не пережигаются.
  • Игра оттенков придает прическе объем и подчеркивает каскадные стрижки.
Венецианское мелирование на каскадных прическах
  • Можно замаскировать седину.
  • Коррекция нужна не чаще раза в пару месяцев, возможно лишь периодическое тонирование прядей.

    Светлые пряди освежают лицо, притягивают внимание
    Светлые пряди освежают лицо, притягивают внимание

  • Поскольку используются пигменты, приближенные к натуральному, при желании можно легко вернуть свой природный однотонный цвет.
  • Одинаково хорошо подходит для длинных и коротких, кудрявых и прямых волос разной степени густоты и структуры.
Профессионал – залог красивой прически
Профессионал – залог красивой прически

Важный момент: доверяйте проведение процедуры венецианского мелирования только профессиональному парикмахеру-колористу, ведь это очень сложная техника, требующая как грамотного исполнения, так и талантливого видения цвета.

Подбор модных оттенков

Сегодня модно выглядеть естественно, чтобы многочасовая работа профессионалов создавала натуральный природный образ. Поэтому мастер, подбирая палитру, должен максимально просчитать варианты игры цвета, расставить правильно акценты для цветовых переходов.

Оттенки для окрашивания

Оттенки для окрашивания

Традиционно используются натуральные оттенки, близкие к родному, но на несколько тонов светлее, чтобы переход был плавным и естественным.

    Для брюнеток идеально подойдут шоколадные, коньячные, ореховые и кофейные тона, подчеркивающие глубину натурального цвета волос.

Венецианское мелирование на брюнетках

Венецианское мелирование на брюнетках На русых выгоднее будут смотреться песочные, карамельные, золотисто-пшеничные, медовые и даже медные оттенки.

Венецианское мелирование на шатенках и русоволосых

Венецианское мелирование на шатенках и русоволосых

Для гармоничного образа обязательно учитывается индивидуальный цветотип: оттенок кожи, цвет глаз. Так обладательницам осеннего типа стоит обратить внимание на теплые с золотистым отливом цвета.

Венецианское мелирование для теплых цветотипов

Венецианское мелирование для теплых цветотипов

А носительницам холодных цветотипов (зима и лето) лучше выбрать такие же «холодные» оттенки бежевого, графитового каштанового или цвет мокрого песка, например.

Венецианское мелирование для холодных цветотипов

Венецианское мелирование для холодных цветотипов

Кому нельзя делать?

Как и любой другой вид окрашивания венецианское мелирование не рекомендуют делать при наличии кожных заболеваний или любых ранок на коже головы, поскольку воздействие химических реагентов может только усугубить проблему.

Если имеется аллергическая реакция на компоненты красителей, лучше либо подобрать другие, либо отказаться от осветления.

Кроме того стоит отложить процедуру, если волосы окрашены такими натуральными красителями, как хна или басма. Дело в том, что в таком случае результат предсказать невозможно – его может не быть вообще (и это наилучший вариант), либо вместо желаемого волосы приобретут болотно-зеленый оттенок.

И, конечно же, нельзя мелировать волосы, недавно пережившие стресс в виде химической завивки, или после кератинового выпрямления. В первом случае состояние волос может ухудшиться до критического, во втором краситель просто «съест» кератин и эффекта от ухода не будет вообще.

Пошаговое окрашивание

Процедура венецианского мелирования проводится на чистые сухие волосы. Забудьте про «бабушкины советы» касательно двух-трехдневного отказа от мытья головы. Так как кожный покров красителями не затрагивается, в этом нет никакой практической необходимости. Кроме того парикмахеру будет проще оценить ваш натуральный цвет и состояние волос.

Кудрявые и вьющиеся волосы обязательно нужно выпрямить феном или утюжком.

Все, что нужно для мелирования

Все, что нужно для мелирования

Для проведения процедуры нужны красители (несколько, если делается мультитонирование), окислитель с низким процентом для минимального повреждения структуры волоса, емкость для смешивания красителей, кисть, зажимы для волос, перчатки одноразовые.

Техника выполнения на темные волосы (пошаговые фото)

Шаг 1. Волосы распределяют на пряди по зонам и закалывают зажимами.

Этап 1

Этап 1

Шаг 2. Начиная с затылка, пряди шириной около 3-4 см отделяют, расчесывают и, придерживая на расстоянии от головы, легкими движениями наносят на них краску. От корней волос отступ делают примерно 3-5 см, в зависимости от желания клиента и первоначальной длины волос.

Этап 2

Этап 2

Некоторые мастера используют шапочку для равномерного окрашивания, но все же венецианская техника подразумевает некую небрежность и естественность, поэтому пряди с красителем можно даже не отделять друг от друга фольгой или другим прокладывающим материалом.

Этап 2.1

Этап 2.1

Шаг 3. После того, как все волосы будут обработаны, рекомендуется оставить их на «чистом воздухе», ничем не покрывая.

Этап 3

Этап 3

Но мастера отмечают, что часто запах красителя вызывает раздражение слизистой, поэтому по старинке закрывают окрашенную шевелюру пищевой пленкой. В таком состоянии волосы оставляют на 20 минут.

Этап 3.1

Этап 3.1

Шаг 4. Затем наносят тонировочное средство, чтобы получить максимально глубокий оттенок и «оживить» цвет неокрашенных прядей.

Этап 4

Этап 4

Шаг 5. Окончательно вымытые волосы, сушат феном и укладывают. В финальном мытье обязательно используют увлажняющие и питательные бальзамы, чтобы волосы были мягкими и послушными.

Этап 5

Этап 5

В среднем процедура занимает от полутора до 3 часов, это определяется длиной, густотой и структурой волос.

Этап 5.1

Этап 5.1

ВИДЕО вариант проведения окрашивания в технике «венецианское мелирование »

https :// www . youtube . com / watch ?v= FVezMJkcBmM

Фото до и после

Как видно на фотографиях ниже, можно без кардинального вмешательства существенно изменить образ, если выбрать венецианское окрашивание.

Волосы на всех фото после кажутся более живыми, сияющими и струящимися.










Фото до и после процедуры
Фото до и после Фото до и после процедуры
Фото до и после процедуры

Как долго держится результат?

Благодаря тому, что прикорневая зона волос при мелировании не затрагивается, волосы могут отрастать, постепенно превращая окрашивание в шатуш на концах.

Так как высветление прядей делается при помощи слабых оксидов, даже послы вымывания тонировки мелирование не становится контрастным, а по-прежнему смотрится словно выгоревшие прядки.

Таким образом, венецианское мелирование можно назвать универсальным методом, эффект от которого при правильном уходе можно сохранять до полугода.

Уход за мелированными волосами

Как уже говорилось, первый этап в уходе – это закрепляющий бальзам, который наносится на волосы в салоне сразу после окрашивания. Он защищает цвет от вымывания.

Выбирая косметику для ухода после окрашивания, отдайте предпочтение безсульфатным средствам для окрашенных волос. Они обеспечат бережный уход за кожей головы и волосами, поспособствуют возвращению им естественной мягкости и эластичности и при этом помогут сохранить цвет.

Еженедельно делайте питательные маски, при выборе средства ориентируйтесь на линейки для окрашенных волос.

Минимизируйте использование приборов термического воздействия – фен, утюжок, плойка и т.д.

Через 2 месяца можно обновить оттенок, сделав тонировочное окрашивание, этого будет достаточно для оживления прически.

Читайте также: