Грех ли красить волосы

Опубликовано: 05.05.2024

Добрый день! Очень буду Вам благодарна, если получу ответ! Вопрос о внешнем облике женщины уже обсуждался, хочу спросить более конкретно. 1.Будет ли грехом использование женщиной косметики? 2. Приемлемо ли для православной женщины следить за своей внешностью, как это принято в мирском понимании: посещение косметолога, маникюр, наращивание ногтей, педикюр. 3.

Допустимо ли для православной женщины красить волосы, делать укладку волос? Ходить в обществе с непокрытой головой? 4. Одеваться стильно? Дело в том, что я сама стала посещать Храм не так давно, этот период пришелся на мой отпуск. Во время отпуска я очень много читала.

В одной из книг о косметике говорилось как об обмане, т.е. что от диавола, если у женщины накрашены глаза, – это ложь, более того, оскорбление Богу, ведь она этим говорит, что ей не нравится то, какой Он ее создал. Это же говорилось и о цвете волос и даже о том, что их не надо завивать в том случае, если они прямые от природы.

Все это я легко восприняла с помощью Божией, пока была в отпуске, а вот когда вышла на работу, стала себя ощущать очень неуютно, как белая ворона! Мои родные волосы начинают отрастать (не крашу их, поскольку не знаю, можно или нет), остальная часть волос окрашена – вид неухоженный.

Косметикой не пользуюсь, меня сотрудники уже прямо спрашивали: что это ты не красишься? Не могу сказать, что не хочу краситься! Нет, это борьба. иногда она проходит, иногда проявляется очень остро! Надо добавить, что до прихода в Церковь я очень следила за своей внешностью, скорее, даже культивировала внешнее.

Была и внешне и внутренне другой, носила джинсы и брюки, подкрашивалась (не вульгарно, но косметика была), красила волосы, была очень яркой женщиной. Потом потянулась к Богу, вышла замуж, муж первое время вообще был в шоке от того, что я становилась серенькой и другой.

На меня стало находить уныние оттого, что я не знала, могу ли накрасить глаза или нет, тогда как раньше я была очень веселой и жизнерадостной. Еще надо добавить, что раньше впдала в блуд, причем моя яркая внешность служила в этом очень хорошую службу.

От природы я не яркая. Просто однажды я прочитала статью в Интернете, в ней говорилось о том, что если женщина прибегает к косметике, каким-то облегающим вещам, то тем самым вводит других мужчин в грех мысленного прелюбодеяния, что все, что в мире считается КРАСИВЫМ, – сексуальность, женственность – это есть проявление духов блуда.

Я задумалась, во мне всего этого было с избытком. Священник, которому я исповедовалась, придерживается т.з., что женщине использовать косметику нельзя, что голова женщины, которая в браке, должна быть покрыта. Он объяснил, что все поступательно дается и не может быть все сразу.

Только меня беспокоит то, что я себя чувствую неуютно в своем внешнем проявлении сейчас. Кроме того, у меня в компании и представительские функции. Иногда думаю, что в этой внутренней борьбе есть смысл, с учетом того, что использование мною косметики и крашение волос помогли мне покатиться вниз, к блуду.

Муж сейчас опечален и тем, что я перестала быть чувственной и страстной. Признаюсь, сейчас для меня супружеские отношения не являются поиском наслаждений и удовольствий. а муж помнит меня ДРУГОЙ, хотя перед свадьбой он уже знал, видел, что изменения УЖЕ происходили со мной.

Для него раньше было приятно, что рядом с ним яркая, чувственная женщина, сейчас он частенько раздражается и говорит, что я стала, как бабулька:))) Есть еще один вопрос, на него я тоже получила ответ, только и этот ответ мне тяжело дается. Перед едой мы молимся и благословляем ее крестным знамением, на работе для меня это невозможно, я стала есть одна.

Или еду с водителем мимо Храма, внутренне начинается борьба, хочу осенить себя крестным знамением – если не осеню себя крестом, то после совесть мучит! По этому поводу батюшка мне ответил, что, конечно, если пока не готова, то потом получится, можно мысленно перекрестить пищу и мысленно помолиться.

Но при этом он же сказал, что есть слова Христа: "Кто постыдится Меня перед родом сим лукавым и прелюбодейным, того и Я постыжусь, когда приду во славе Своей". Речь идет о том, оскорблю ли я Бога своим стеснением в случае, если мысленно осеню себя крестом, а не при людях?

Как перед едой благословляется пища? Каждое блюдо осеняют крестным знамением или весь стол? Помогите! Подскажите, как быть мне? Совесть мне говорит, что краситься – Бога оскорблять, в то же время сама страдаю от этого не реализованного мною желания!

Вероятно, это глубокая страсть? И мое желание быть КАК ВСЕ и не выбиваться из общей массы? Батюшка, к которому я могу подойти с моими вопросами, всегда очень занят, мне неловко постоянно задавать ему вопросы, хотя он всегда уделяет время! Это правда!

На нем очень большая ответственность, я работаю сейчас до вечера и приехать в Храм не могу, поскольку там уже никого нет! Вот и обращаюсь к Вам!

Отвечает Олег Облогин:

Уважаемая Елена, прежде всего позвольте поздравить вас с тем, что вы задали самый длинный в истории нашего сайта вопрос! Чувствуется серьезный подход к проблеме :)))

Теперь позвольте несколько слов о главном. Дело в том, что в вашем случае принципом в жизни должны стать слова апостола Павла о том, что человеку все позволено, но не все полезно и ничто не должно обладать самим человеком.

Далее. Всегда нужно избегать крайностей – как в расслаблении духовном, так и в суровом аскетизме. Все хорошо в меру, но у каждого человека она своя, с учетом его пола, возраста, социального и семейного положения, а также особенностей характера и уровня духовного развития.

Итак, после описания важнейших принципов для правильного понимания духовной жизни я попробую помочь вам. Только сразу оговорюсь, что это только совет, а не приказ или единственно верный способ жизни для вас. Прочтите его, подумайте над ним, попробуйте его применить в своей жизни и делайте соответствующие выводы и корректировки – по необходимости.

Что ж, на конкретные вопросы придется давать не менее конкретные ответы, а потом я постараюсь пояснить свою точку зрения. Итак, приступим.

Вопрос о внешнем облике женщины уже обсуждался, хочу спросить более конкретно:

1. Будет ли грехом использование женщиной косметики? – Нет, только все хорошо в меру.

2. Приемлемо ли для православной женщины следить за своей внешностью, как это принято в мирском понимании: посещение косметолога, маникюр, наращивание ногтей, педикюр? – Абсолютно ПРИЕМЛЕМО и даже НЕОБХОДИМО.

3. Допустимо ли для православной женщины красить волосы, делать укладку волос? Ходить в обществе с непокрытой головой? – Да, не надо этого бояться.

4. Одеваться стильно? – Да, с учетом общепринятых норм поведения.

Главное помнить, что внутренний человеческий мир важнее внешнего, но внешне мы должны стараться выглядеть безупречно (чисто, аккуратно, красиво и даже стильно). Это все не исключает внутренней сосредоточенности и скромности человека – важно понимать, что внешняя обстановка и вид не самоцель, а лишь средство для нормального общения с людьми, ведь встречают-то нас по одежке!

Поэтому и на работе, и дома любой человек, а особенно женщина, должен быть ухожен и аккуратен, а неряшливость не приветствуется даже в Православии.

Насчет того, что косметика – вызов Богу и т.д., простите, но это чушь и пустословие. Подобные выводы свидетельствуют о недалекости пишущих людей. Важно исполнение заповедей Божиих и борьба со страстями, молитва и поиск смирения (внутреннего), а не использование косметики или отказ от нее.

Только важно помнить, что чрезмерное увлечение внешним обликом может привести к самолюбованию и обольщению других, нужно стараться быть скромнее, избегать излишеств. В общем-то не обязательно быть телезвездой или гиперсексуальной особой, просто нужно хорошо следить за собой.

Теперь по поводу мужа. Его вполне можно понять. Он просто еще не пришел к вере так же, как и вы. Но в будущем такое возможно. Нужно постараться поговорить и прийти к приемлемому образу жизни. В конце концов, мир в семье важнее любых предписаний, ведь не толкает же ваш муж вас на преступление или нарушение заповедей.

Постарайтесь где-то уступить ему и одновременно показать, какую внутреннюю силу и радость приносит христианство. Старайтесь больше терпеть и подавать пример добрых отношений. Не забывайте, что муж – глава семьи, чаще молитесь за него перед Богом. Остальное уладится со временем.

А быть бабулькой не надо!

Что касается приема пищи, то применяйте крестное знамение по возможности. Если это неудобно (разные люди бывают), то молитесь внутренне и кратко (Господи помилуй, Господи благослови или Иисусовой молитвой). Старайтесь делать это неявно, чтобы другие просто не догадывались бы об этом.

Такой молитвы, произнесенной мысленно и с благоговением, вполне достаточно, ибо Бог смотрит на сердце человека, а не на его уста или формально совершенное крестное знамение. Пусть ваша совесть будет спокойна. Кстати, благословляют весь стол сразу, а не по отдельности каждое блюдо.

Этот же принцип относится и к проезду мимо храма и.т.д. А насчет того, что "кто постыдится Меня. ", – это сказано не по этому поводу, Бога вы не оскорбите, в вашем случае будьте спокойны.

Постарайтесь стать настоящей христианкой внутри себя, тогда и все внешнее приобретет определенный вид и смысл. Старайтесь больше читать Священное писание с толкованиями и письма Оптинских старцев (особенно Амвросия Оптинского) – думаю, все это поможет вам научиться правильной духовной жизни.

Храни вас Господь.

Мужа сильного не обличай в тщеславии, но лучше укажи ему на тяжесть будущего бесчестия, ибо этим способом разумный удобнее принимает обличение.

Св. Марк Подвижник

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

9 сентября отмечают Международный день красоты, в который приветствуется всё прекрасное, красивое, эстетичное, а также проводятся разнообразные конкурсы красоты. В связи со столь необычным праздником решили поговорить о красоте с протоиереем Константином Лисняком, благочинным Соледарского округа. Нужно ли христианке заботиться о своей внешности? Допустимо ли менять свою внешность, обращаться к пластическому хирургу? Изобилие средств по уходу за лицом и телом — это хорошо или плохо? Актуальны ли в миру советы монастырских старцев в отношении внешнего вида? Что определяет женскую красоту — внешность или внутреннее содержание?


Можно ли считать грехом красивую внешность? Человек ведь не выбирает, каким родиться.

Мне кажется очень узким такой подход к вопросу красоты. Почему только о женской красоте предполагается говорить? День красоты касается красоты вообще — искусства, культуры, эстетики. Я бы хотел акцентировать внимание на внутренней составляющей красивого. Художник — это ведь не только тот, кто умеет писать картины или что-то ещё делать творчески, но и тот, кто умеет замечать красивое в окружающем мире: цветы, облака, деревья. Вспомним, как святой Иоанн Кронштадтский целовал цветы со словами: «Целую руку, вас создавшую». В мире всё так сложно и красиво сотворено, что невозможно не восхититься замыслом Творца.

Если сузить тему и говорить о красоте женской — что сказать? Женщина — это венец творения, поскольку была сотворена последней. Вещество, из которого был взят Адам, — грубое: это земля, глина. Женщина же создана из совсем другого материала — из ребра, то есть из живого творения. Это значит, что женщина — самое красивое и самое совершенное создание на земле.

Красота и чувство прекрасного свойственны человеку по его природе. Мы можем смотреть на окружающий мир и познавать через него нашего Творца и Создателя. Женской красотой наслаждаться естественно. Это как с пищей: Богу было угодно, чтобы мы от её вкушения получали удовольствие. Какой в этом грех? Всё от Бога, и красота тоже. Это ведь Он творит все эти сплетения хромосом, индивидуальность каждого человека. Красота естественна для сотворённого Богом мира, не случайно Фёдор Михайлович говорил, что она спасёт мир.

Конечно, восприятие красоты у каждого своё. Кому-то нравятся выкрашенные волосы, яркий макияж, накладные ресницы, супер-маникюр. Такая девушка идёт и думает, что выглядит наивыгоднейшим образом. А человек, воспитанный иначе, не воспринимает её. Это как с музыкой: тот, кто с детства слушает классику, не может всерьёз воспринимать современные «унца-унца». Есть люди, которые любят целомудренный внешний вид. Мне вспоминается в этой связи известный боксёр Мохаммед Али. Однажды он увидел свою дочь в открытой одежде и сказал, что женская красота должна быть скрыта от посторонних взглядов, как скрыто в природе всё дорогое: золото, жемчужины, алмазы.

Мне кажется, что сейчас идёт деградация в восприятии красоты, какая-то вульгаризация. Девчонкам внушают, что модно быть стервой, с экранов телевизоров и компьютеров идёт вал какого-то агрессивного феминизма, что в целом расшатывает не только психику женщин, но основы семьи. Человечество и вся его история держатся на семье. Потому так важно, что мы считаем красивым: если красивым считается вульгарное и пошлое, то эти качества будут цениться и в женщинах. Что же выйдет, если женщин с такими качествами станут выбрать в жёны? Если девушка выросла в целомудренной семье, где её воспитывали и папа, и мама, то, скорее всего, у неё в жизни всё будет хорошо — пример матери и авторитет отца даже без слов делают своё дело и ставят ребёнка на правильные рельсы. Парень, ищущий девушку для создания семьи, а не сексуального опыта, будет искать человека соответствующей внешности, поведения, внутреннего устроения. Это тоже вопрос воспитания.


Как быть молодым девушкам, которые не хотят в длинных юбках ходить? Тем, кому нравится макияжем пользоваться и выглядеть красивыми?

Я не тиран в плане моды и ухода за собой. У меня очень демократичное к этому отношение. Если девушка пришла в храм в короткой юбке и ловит на себе косые взгляды, думаю, она сделала это неумышленно: у неё нет в гардеробе другой одежды. Многие просто не понимают, что такое храм и как туда одеваться. Когда человек становится постоянным прихожанином храма, меняется и его поведение, и одежда. Воцерковляясь, женщины, как правило, отказываются от агрессивного самовыражения.

Крайности и фанатизм могут распространяться и в другую сторону. Нередко в храмах можно увидеть женщин, которым в монастыре каком-нибудь сказали, что красить волосы и использовать косметику — страшный грех. В итоге они в свои сорок пять — пятьдесят выглядят совсем непривлекательно, а ведь дома у каждой муж. О православных и так легенды ходят, что мы маргиналы и мракобесы — так зачем же питать эти слухи? Мне кажется, всё должно быть умеренным. Человеку совесть должна подсказывать, как выглядеть и как одеваться. Если женщина украшает себя без излишеств — это нормально и допустимо.

В вопросах красоты есть и медицинский аспект. Мы знаем, что есть челюстно-лицевая и пластическая хирургия. Допустимо ли делать операции, которые улучшают внешний вид, делают красивее — или нужно смириться и жить, какой родилась?

Конечно, такие вопросы нужно решать индивидуально — невозможно дать какие-то общие рекомендации, кому можно обращаться к пластическому хирургу, а кому нет. Однозначно надо избегать максимализма. Если девушка комплексует из-за внешности и не может создать семью по этой причине, она может обратиться к священнику, у которого исповедуется, взять благословение — и прооперироваться, чтобы избавиться от мучающего её недостатка. Я не вижу в этом состава преступления и чего-то вопиющего. В чём тут грех?

Ещё одна спорная тема — омоложение. Женщинам не хочется стареть. Сейчас наука шагнула далеко вперёд в сфере развития косметологии и косметики. За несколько лет появились средства по уходу за собой, о которых раньше нельзя было даже фантазировать. Всё это стоит дорого, но работает эффективно. Женщина, попробовавшая корейскую косметику, вряд ли сможет от неё отказаться — настолько заметен эффект. Как быть, ведь порой это становится зависимостью?

Я считаю, что лучшим средством ухода за собой был и остаётся здоровый образ жизни. Хочешь выглядеть молодой и стройной долго? Даю простой совет: меньше есть, больше двигаться, и будет вам счастье. Не понадобятся ни липосакции, ни уколы. Не секрет, что транснациональные корпорации типа МакДональдса поднимают колоссальные деньги как на продаже вредной еды, так и на спорт-индустрии. Проповедуют принцип не «меньше ешь», а «ешь, что хочешь, а потом сбрось всё в спортзале». Рассказывают «секретные секреты успешного успеха» в плане похудения и диет, но это ведь элементарно: урезаешь питание — снижается вес. Сейчас можно найти любую информацию, подписаться на сайты, где научат, как с минимальными затратами привести себя в хорошую форму. Нужно просто потрудиться. Мы же часто идём по пути наименьшего сопротивления.

Если говорить о духовном аспекте омоложения — думаю, что человек верующий не будет отчаянно цепляться за временную жизнь и за свой облик. Все мы понимаем, что однажды придётся прийти к рубежу, и как прекрасны те, кто мужественно и спокойно принимает своё старение! Какой смысл в увлечении современными косметическими технологиями? Ловить на живца мужчин? Умереть с меньшим количеством морщин? Ну несерьёзно же!


Так как же быть? Не ухаживать за собой? — но ведь любому мужчине приятно видеть рядом с собой красивую ухоженную женщину. С другой стороны — косметические средства сегодня недёшевы, допустимо ли тратить на них деньги?

Если женщина ухаживает за собой, чтобы порадовать мужа — почему нет? Мне доводилось слышать упрёки мусульманских женщин в адрес наших: дескать, славянки странные, потому что на улицу наряжаются, красятся и делают причёску, а дома ходят в не пойми каком халате, с уставшим лицом, ещё и кричат постоянно «вы все меня достали, оставьте меня». Я думаю, что ухаживать за собой нужно, но без фанатизма. Надо постараться адекватно относиться к жизни, понимать, что её ход не изменишь и не обманешь. Надо мужественно смотреть вперёд и достойно пройти свой путь, как это делали миллионы людей до нас. Надо также сместить акценты с внешних вопросов на духовные. Всегда актуальны слова апостола Петра: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:3-4).

Я слышал такую характеристику хорошей жены: она должна быть добрая и весёлая. Если муж видит свою жену такой, это знак ему, что в семье всё хорошо, он всё делает правильно, у него благополучные отношения, любовь. Именно это самое главное. Нам ещё в семинарии один преподаватель говорил: «Ребята, вам ещё жениться, сан принимать. Поймите, внешняя красота может быть привлекательна, но через полгода совместной жизни вы перестанете её замечать». Это очень верно: внешнее быстро приедается, становится повседневным, и человек живёт не с лицом, а с душой, внутренним миром, качествами характера, привычками.

Я не против того, чтобы наши дорогие и любимые женщины пользовались косметикой или закрашивали седину, но не стоит красить губы, когда идёте в храм. Этими губами они и иконы целуют, и ко кресту прикладываются, а нам это всё оттирать потом. Всегда нужно осознавать, что и для кого вы делаете. С другой стороны — если увидите в храме девушку или женщину с накрашенными губами или в неуместной одежде — не надо делать замечаний. Люди, как правило, приходят в храм с болью, поэтому надо отнестись к пришедшим с искренним вниманием, выслушать, помочь. Из храма каждый должен уходить с облегчённым сердцем, утешенным — в этом проявляется наша христианская любовь.

В заключение хочется напомнить: для того, чтобы быть привлекательной, женщине нужно не только лицом заниматься, но и развивать себя. Супруги должны разговаривать — важно, чтобы с женщиной было о чём поговорить. Услышишь порой, что и как говорит какая-нибудь королева красоты — и ужаснёшься, и уже никакая красота не спасает. Так что, как ни крути, дело не в красоте женского лица, а всё-таки в красоте души прежде всего. Она преображает внешний облик, светится изнутри и очень украшает. Поэтому, чтобы быть красивой, надо читать умные книги, заниматься самообразованием и жить духовной жизнью. И больше двигаться. Всё просто!

Беседовала Екатерина Щербакова

Среди прихожан бытует мнение, что женщинам нельзя заходить в храм в брюках и с накрашенными губами. Многие сомневаются – действительно ли краситься, приукрашать себя – это грех? Давайте разберемся в этом вопросе.

Почему церковь запрещала макияж, хотя в канонах он не запрещён

Девушка в храме

Фото: Flickr.com

В церковных канонах и апостольских правилах нет греха, связанного с употреблением косметики, однако на протяжении всей истории ярко накрашенным женщинам не разрешали посещать храмы. Это происходило по нескольким причинам, связанным с обычаями того времени:

  • В 12-15 веках россияне практически не пользовались косметикой или употребляли её только на карнавалах, праздниках, причём красились не только женщины, но и мужчины, меняя себя до неузнаваемости. Из-за яркого макияжа и карнавальных костюмов, порой, нельзя было отличить мужчину от женщины и наоборот. Священники не пускали таких людей в храмы, ведь служба – это не цирковое представление. Кроме того, красились ярко скоморохи (артисты того времени), к которым церковь относилась отрицательно. Считалось, что у тех, кто занимался артистической деятельностью, нет души, поэтому их даже хоронили за пределами кладбищ рядом с самоубийцами.
  • В более позднее время макияж считался показателем знатности – только самые богатые дамы могли позволить себе пудру, помаду и многое другое. Русские девушки всегда любили краситься, менять чёрное на белое, однако с появлением и распространением публичных домов в дореволюционной России, приличной девушке было стыдно появляться слишком накрашенной. Церковь не запрещала появляться накрашенной в храмах, но на девушку, которая пришла на службу сильно накрашенной, в то время смотрели косо. Так как в то время помада была только красная, а, значит, очень яркая и, по правилам того времени, вульгарная девушка, пришедшая в храм с накрашенными губами, могла испортить себе репутацию таким смелым выходом, поэтому приличные невесты в храм не красились.

В Священном Писании отмечено, что сама по себе косметика грехом не является, если использовать её в первоначальном значении. То есть, крася глаза, губы, улучшая состояние кожи и волос, ногтей, девушка или женщина не делает ничего греховного, если только действительно корректирует внешность, а не превращает себя в нечто неузнаваемое. Неумеренное употребление косметики само по себе грехом не является, но может провоцировать некоторые грехи.

Если вы устали и плохо выглядите, перед посещением храма можно аккуратно накрасить глаза и припудриться, но это не должно быть слишком ярко и броско.

Когда пользоваться косметикой действительно плохо для души?

Женщины в церкви

Фото: Flickr.com

Ни один священник не поругает женщину или девушку, если она пользуется косметикой в повседневной жизни, однако чрезмерное использование может оказаться пагубным для души потому, что человек начинает в себе стирать Образ Божий, который есть в каждом из нас. Мода переменчива, как и идеалы красоты, придуманные людьми, поэтому, если женщина создаёт чужое лицо вместо своего, меняя себя до неузнаваемости, может согрешить непринятием себя, своего Божественного образа, лика, что может рождать за собой иные грехи, например, уныние, отчаяние, в котором следует исповедоваться священнику.

Если женщина ярко красится для того, чтобы соблазнять мужчин, то чрезмерное употребление косметики может провоцировать такой грех, как блуд. Даже психологи не могут назвать благополучными тех, кто, слепо следуя моде, начинает полностью менять себя, создавая, вместо природной красоты, безобразную, уродливую маску с гиалуроновыми губами, нарощенными ресницами и татуажем, который, кстати, как и татуировка, осуждается церковью и считается греховным, поэтому макияж макияжу рознь.

Каяться священнику стоит в таких грехах, как уныние, нанесение вреда своему здоровью, соблазнение, разрушение семьи, сребролюбие, гордость и многое другое, внешним проявлением чего может оказаться злоупотребление косметикой.

Чрезмерный макияж в храме может отвлекать людей от молитвы, поэтому сильно краситься, когда идете в храм, не стоит.


Сегодня мир женщин находится под всецелым влиянием коммерческих журналов и визуальных СМИ и даже манипулируется ими: они по-варварски навязывают определенную модель женщины, практически не существующую в реальности или достижимую только путем фундаментальной ценностной ампутации собственного существа. Нынешние девушки, а завтрашние женщины испытывают, таким образом, колоссальный прессинг этого прокрустова шаблона ценностей. Вплоть до кукол Барби, ставших идеей фикс для девочек и своими сильфидичными [1] и анорексичными [2] размерами способных обречь на несчастье и болезни любую девушку, которая пожелала бы им уподобиться.

Даже понятие красоты из абсолютной тайны любви превратилось в набор размеров и модных пропорций тела, достигаемых путем голодания и истязаний.

Слово Божие говорит нам, что мы созданы по образу Божию. Подавляющее большинство женщин недовольно тем, как выглядит этот образ. Что же делать?

Священное Писание, Слово Божие ясно говорит нам, что мы созданы по образу Божию (См.: Быт. 1:26–27; 5:1). В то же время подавляющее большинство женщин недовольно тем, как выглядит этот образ. Что же делать?

Заметим, что это недовольство, искусственно прививаемое с помощью СМИ, на самом деле генерирует многомиллиардную индустрию диет, пластических операций, косметики, процедур и т.д., и т.д.

К сожалению, сегодняшние девушки больше не хотят быть похожими на Бога и Матерь Божию, они хотят быть как Барби, Ханна Монтана [3] и Мисс Вселенная.

Международная статистика, особенно на Западе, где каток секуляризации основательно прошелся по человеческим душам, трагична. Тысячи девочек заканчивают жизнь самоубийством из-за своего внешнего вида. Анорексия и булимия [4] — обычные болезни цивилизованных стран, а страх перед «безобразием» всесилен. Половина случаев депрессии на земном шаре (речь идет об 1 миллиарде человек!) обязана своим появлением отсутствию у людей уверенности в том, как они выглядят или насколько успешно играют некую роль в обществе, а не их бедностью, голодом и т.д. Таким образом, корень зла лежит не вовне, а в уме, недугующем чрезмерным следованием веяниям моды, которое порождает тление.

Шаблон искусственной красоты является генератором неизлечимой скорби, депрессии и даже смерти

Шаблон искусственной красоты является, таким образом, генератором неизлечимой скорби, депрессии и даже смерти.

Общество ничего не делает, чтобы уменьшить последствия этой эстетической пандемии, напротив, некоторые мужчины, медийно запрограммированные реагировать на трендовых марионеток, превращаются в суровых судей для женщин, не вписывающихся в эту картину.

Чего не в состоянии понять женщины — то, что мужчина интересуется не столько одеждой и пр., сколько самой женщиной, генерирующей жизнь и радость в любви и деторождении

Чего не в состоянии понять женщины — так это то, что стоящий перед ними мужчина интересуется не столько одеждой, эстетикой, гримом, косметикой, аксессуарами, цветом ее волос, сколько самой женщиной, генерирующей жизнь и радость в любви и деторождении. Женщина живет не для того, чтобы ходить по подиуму, быть моделью, манекеном, звездой, а чтобы стать женой и матерью — достигнуть этих высочайших вершин женственности, которыми она спасается.

Собрание сирийских молитв I века по Р. Х. под названием «Оды Соломона», которые я считаю самыми красивыми христианскими стихами всех веков, содержит удивительное и богословски глубокое определение человеческой эстетики, увиденной пречистыми очами Бога, Который говорит в гимне:

«Вот Господь — наше зеркало,
Открой глаза и посмотрись в Него,
И научись чертам лица твоего,
А затем вознеси хвалу Духу Его.
Сотри румяна блуда с лица твоего
И возлюби Его святость и облекись в нее» [5] .

Подлинная красота идет изнутри, она просвечивает в чистоте и верности, рождает жизнь, вносит радость в сердца людей, передает трепет вечности, благовествует о любви — этой силе всей вселенной, повествует о чудесах Божиих, смиренно отражает славу Сущего превыше небес.

[1] Сильфида, героиня одноименного балета, — является чарующим воздушным духом. Она соблазняет юного жениха и уводит его от невесты прямо на свадьбе.

[2] Анорексия — психическое заболевание, при котором наблюдается патологическое желание потери веса, сопровождающееся сильным страхом ожирения, недоедание. Следствием анорексии является смерть от истощения.

[3] «Ханна Монтана» — американский телесериал о школьнице, ведущей двойную жизнь и по ночам превращающейся в поп-певицу, а также целая серия игр, использующих этот сюжет: «Одень Ханну Монтану» и т.д.

[4] Булимия — другое нарушение пищевого поведения, распространенное сегодня наряду с анорексией. При анорексии человек считает себя толстым, даже если он ужасно худой. Поэтому он отказывается от любой еды. При булимии человек испытывает волчий голод, ест всё подряд, затем вызывает у себя искусственную рвоту или понос, чтобы очистить желудок от съеденного.

[5] Odele lui Solomon. Oda 13 / Traducere şi introducere Ioan Valentin Istrati [Оды Соломона. Ода 13 / Перевод и введение Иоанна Валентина Истрати]. Bucureşti: Editura Anastasia, 2003. P. 185.

О КОСМЕТИКЕ
Слово иерея Алексия Кнутова на воскресном богослужении

Во все времена, начиная с IV века, женщины пользовались косметикой. Они использовали разные краски для волос, притирания и румяна. Святые отцы, обличая этот порок, говорили, что пользование косметикой есть обезображивание лица человека, а человек – это образ Божий.

Святитель Григорий Богослов писал о том, что тот, кто пользуется косметикой, свое лицо превращает в личину. Лицо женщины, которая пользуется косметикой, становится маской. Это фальшь и искусственность. Мы с вами любим настоящие живые цветы и, конечно, знаем: пластмассовые цветы – подделка. То же самое можно сказать и про пользование косметикой. Святые отцы говорят: женщины, использующие косметику, уподобляются распутным женщинам легкого поведения, которые делают это для того, чтобы соблазнять мужчин.

Почему же все-таки женщины пользуются косметикой? Можно выделить три причины.

Первая – это женское тщеславие. Желание быть красивее. Но ведь тщеславие – это грех. И частное проявление этого греха – пользование косметикой.

Вторая причина – малодушие. Женщина боится стать якобы белой вороной в обществе, у себя на предприятии, в организации, среди своих знакомых. Но это, во-первых, опять действие тщеславия, а во-вторых, что более страшное, это – раболепство перед духом времени. Ну и что, что большинство современных женщин красятся? Но они и ругаются, и завидуют, и одеваются неприлично, и скандалят, и сплетничают и т.д. Мы же в этом им не подражаем. Почему же мы должны подражать им в том, что они красятся? А самое главное – боимся человеческого мнения, мол, что обо мне подумают, боимся людей больше, чем Бога. А нужно, наоборот – бояться Бога больше всех и больше всего. Остальных никого не надо бояться.

И наконец, третья причина – это привычка. Особенно она распространена у женщин преклонного возраста. Они пришли в храм в 1990–2000-е годы. Ходят в церковь десятилетия и по-прежнему красятся. Но привычка эта греховная. Это было в вашей молодости, тогда, когда вы были вдали от Бога, вдали от церкви. Но настало время бросить эту пагубную привычку.

Некоторые могут возразить. Например: если я не буду краситься, меня не примут на работе, даже могут уволить. Но это опять малодушие. Я знаю одну молодую девушку, которая работала в Москве, в очень серьезной организации, современной западной фирме. И там был некий стандарт – краситься. Но она – верующая. И она сказала, что делать этого не будет. И ей ничего не сделали. Она работала там дальше. Надо быть просто хорошим специалистом и добросовестно относиться к своим обязанностям. Тогда нас будут ценить и не требовать, чтобы мы красились.

Еще могут сказать: я крашусь для своего мужа, чтобы ему нравиться. Не просто каким-то посторонним мужчинам, это грех, но для своего мужа, чтобы он меня любил. Об этом также замечательно писал святитель Иоанн Златоуст: «Не станем украшать себя, потому что это лишняя и бесполезная забота. Не будем приучать своих мужей к тому, чтобы они любили одну только наружность. Если ты будешь так украшать себя, то он, привыкший к этому, взирая на твое лицо, легко может быть прельщен распутством. Напротив, если ты научишь его любить благонравие и скромность, то он не скоро впадет в прелюбодеяние, потому что у блудницы он не найдет этого, он найдет противное тому. Итак, не приучай его прельщаться ни смехом, ни свободными телодвижениями. Чтобы ты через это не приготовила яда для самой себя. Учи его находить удовольствие в скромности, а это ты можешь сделать тогда, когда ты скромно будешь держать себя».

Но можно сказать и так: я только чуть-чуть только крашусь, да и то у меня только естественные краски, ничего вычурного, все естественно, все красиво. Но такой ответ можно сравнить с теми, кто скажет: «Но я так не сильно грешу, только чуть-чуть осуждаю, гневаюсь, раздражаюсь, принимаю злые помыслы и т.д. Но это же чуть-чуть». Но грех чуть-чуть – это тоже грех. И других вариантов тут нет. Это единое мнение Православной Церкви. А если мы с этим не согласны, то мы должны понять, что мы не согласны с Православной Церковью. Помада, румяна, пудра, тени, тушь – все это орудие для совершения греха.

Еще хотелось отдельно сказать о крашении волос, чем грешат не только молодые, но и пожилые женщины. Грустно смотреть на бабушку, которой уже 60–70 лет, а она до сих пор занимается этими греховными делами. Ну зачем ей это нужно? Почему-то считается, что седые волосы – это плохо. Это не так. Говорят, что седые волосы украшают мужчину. Но то же самое можно и нужно сказать про женщину. Седые волосы украшают ее. Они – символ ее мудрости, потому что она вошла в тот возраст, когда нужно смотреть в вечность и передавать свой опыт молодому поколению.

96 правило VI Вселенского Собора говорит о том, что во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать во плоти житию его, и сохранять всякую невинность и целомудрие, а не прилепляться к вещественной суете, не украшать свое тело с излишеством и мелочностью.

Так что давайте, дорогие сестры, будем духовно взрослеть и не будем совершать то, что свойственно малым неразумным детям. Аминь.



Хотела добавить опрос, но не получается почему-то.У меня вопросы к мужчинам.
1. Я не против, чтобы моя жена красила лицо, но в пределах разумного.2. Я категорически против этого.3.Мне всё равно.

Читайте также: