Что добавляли в краску для бровей в ссср

Опубликовано: 17.09.2024

" src="https://static.life.ru/posts/2017/01/961534/8e3c560cdf03f99df4f568ee2ef57324.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

Очереди с семи утра и риск расстаться с шевелюрой — что приходилось терпеть женщинам ради ухоженного внешнего вида в эпоху СССР.

Салонов красоты в привычном понимании этого слова в СССР не было. Причёски и стрижки делали в парикмахерских. Там же клиентки могли получить сеанс маникюра и педикюра. Параллельно существовали косметические кабинеты. Иногда они делили с парикмахерской одно помещение, иногда находились в соседнем здании. Там работали косметологи, которые также могли покрасить ресницы, брови и сделать макияж.

Цены на услуги в парикмахерских СССР совсем не кусались. Даже уборщица могла себе позволить пройти всех мастеров с минимальными потерями для семейного бюджета. Например, стрижка в 70-е годы стоила 1,5 рубля, завивка на бигуди — 80 копеек, маникюр — 40 копеек. Похожие цены были как в парикмахерских на окраине города, так и в салонах в центре Москвы.

В конце 60-х годов началось массовое строительство благоустроенного жилья. Только тогда в домах начала появляться горячая вода. До этого мыться ходили в общественные бани. При них часто существовали парикмахерские. Клиент проходил "полный цикл" процедур — мылся, брился, подстригался. По мере переселения в квартиры со всеми удобствами общественные бани стали посещать значительно реже, у многих дома появились ванны. Тогда салоны красоты стали появляться на улицах городов — в центре и в спальных районах. В 70-е годы на каждый район города приходилось в среднем несколько парикмахерских и один косметический кабинет. Заранее к мастерам записывались редко. В основном клиенты шли в порядке живой очереди. Типичная картина того времени: группа людей терпеливо выжидает под надписью "Парикмахерская".

"Бабетта идёт на войну"

Одной из востребованных услуг в парикмахерских была завивка волос. Кудри делали с помощью бигуди — раскалённых либо холодных. Тем, кто хотел сохранить завитки надолго, предлагалась химическая завивка. Она не боялась ни влаги, ни солнца, и держалась до шести месяцев. На волосы наносили специальную смесь, потом накручивали на бигуди и сушили.

Средства для химической завивки делались на основе щёлочи, позднее, в 70-е годы, появился состав на основе тиогликолиевой кислоты. Этот состав считался более щадящим и меньше портил волосы.

Мать Веры Кербель всю жизнь проработала в одной из парикмахерских города Новосибирска. С самого детства Вера наблюдала будни индустрии красоты изнутри. По её словам, многие в 60–70-е годы стремились стать не только кудрявыми, но и непременно обесцветиться. Часто обе процедуры делали за один раз.

— Волосы осветляли перекисью водорода, получался странный, неестественный по современным меркам цвет, но никого это не смущало. Блондинки были в моде, — вспоминает Вера.

В фильме Александра Панкратова-Чёрного "Салон красоты", где показаны будни парикмахерской времён СССР , есть эпизод, в котором расстроенная после ссоры с мужем мастер передержала перекись водорода на волосах у женщины. Волосы клиентки начали вылезать клочками. Женщина плакала и проклинала мастера. Такая ситуация была, как это ни печально, сродни норме для того времени, о чём с грустью вспоминают женщины, заставшие "красоту" в СССР. Химическая завивка и обесцвечивание были, по сути, эдакой "советской рулеткой". При неудачном исходе процедуры у женщин появлялись настоящие проплешины. Замаскировать их мог только головной убор или парик.

Ещё одним модным приёмом в 60–70-х годах был начёс. К голове крепили шиньон-накладку, который приподнимал волосы на затылке. Закрепляли конструкцию с помощью невидимок и тонны лака. Такую причёску назвали бабетта. Похожая укладка была у французской актрисы Бриджит Бордо в фильме "Бабетта идёт на войну".

— Мне мама делала бабетту, я ходила с ней семь дней. Тогда нормой было не трогать голову с причёской неделю, а то и две, — делится воспоминаниями Вера Кербель.

Некоторые парикмахеры шли ещё дальше — сооружали сложную причёску и заливали её всеми имеющимися на тот момент стайлинговыми средствами. Волосы превращались в жёсткий каркас, с которым некоторые ходили по месяцу.

Женщины, которые обесцвечиваться не хотели, просто красили волосы. Дамы стремились замаскировать седые пряди или просто сделать оттенок волос ярче.

— Самыми популярными красителями были хна и басма. Их можно было найти в каждой парикмахерской. Поэтому так много было женщин с рыжими или чёрными волосами, — рассказывает Вера Кербель.

Эксперт до сих пор полностью не раскрывает состав той краски, но уверяет, что окрашивание держалось долго, цвета получались разнообразными и клиентки были довольны.

Лак с ёлочной игрушкой

Кудрявая блондинка из 70-х, конечно, должна была иметь ухоженные руки. Для этого она вставала в шесть утра, а в семь уже занимала очередь к маникюрше в ту же парикмахерскую, где вчера делала "химку".

В небольших салонах работал один мастер по маникюру, в крупных — несколько. В арсенале у маникюрши были небольшие ножницы, пилки, щипчики для удаления заусенцев и, конечно, ванночка для распаривания рук.

Как рассказала Галина Иванцова, работавшая мастером по маникюру в 70-е годы в Москве, чтобы хорошо накрасить и интересно оформить ногти, ей надо было очень постараться:

— По качеству лаки были больше похожи на строительные краски, растекались, плохо держались. К тому же, выбор цвета был ограничен — все оттенки красного, розовые или бесцветный лак.

Нередко мастера сами смешивали лаки, чтобы получить новый цвет. Некоторые даже добавляли в состав самодельные блёстки из раскрошенных в пыль осколков от ёлочной игрушки или обрывков ёлочной мишуры.

Когда в конце 70-х стали появляться импортные лаки, мастера покупали их за свои деньги и предлагали клиентам доплатить за использование более качественного материала. Большинство охотно соглашались.

Косметологи с бархатной кожей

Удалить бородавку, сделать чистку лица, пройти лечение от угревой сыпи, а также выщипать и покрасить брови — все эти процедуры в СССР можно было провести в косметических кабинетах.

— За дополнительную плату косметологи могли сделать макияж, — вспоминает Вера Кербель, — в магазинах хорошую косметику было не достать, а у них имелись импортные тональные кремы, тушь и множество помад.

Кожа у девушек и женщин СССР часто была не очень: юношеские угри плавно переходили в возрастные морщины, вспоминает одна из наших собеседниц, заставшая те времена. Именно косметологи выделялись на фоне других идеальной кожей в любом возрасте. Они были одними из немногих, кто знал все секреты ухода за лицом.

Клиент всегда неправ

В фильме Александра Панкратова-Чёрного "Салон красоты" правдиво показано, насколько вежливыми и обходительными мастера были с привилегированными клиентками и насколько равнодушными оставались по отношению к обычным посетителям.

Жён партийных деятелей поили чаем и сдували с них пылинки. Обычные же женщины слышали в свой адрес от парикмахера "садимся", "снимаем бигуди", "на сушку", "терпите".

— Косметолог или парикмахер могли обслуживать клиента и параллельно рассказывать коллеге о проблемах у сына в школе, о непутёвом муже, о том, как ей удалось купить сапоги из ГДР, — делится воспоминаниями Маргарита Петрова. — Складывалось ощущение, что клиенты для них — не живые люди.

Когда клиентка оставалась недовольна стрижкой или укладкой, редко кто возмущался. В основном расстроенные клиентки уходили домой с мыслью: "Волосы не зубы, отрастут".

Несмотря на риск остаться без волос, нестойкий и плохо пахнущий лак и не всегда уважительное отношение к себе, женщины приходили в салон красоты вновь. Желание быть красивыми неистребимо в любом возрасте и в любую эпоху.

Полтора часа — столько времени иногда тратили женщины СССР на подкрашивание ресниц. Какие еще косметические испытания выпали модницам советского периода?

В одной из сцен художественного фильма «Одиноким предоставляется общежитие» героиня Натальи Гундаревой насильно умывает подругу, «разукрашенную» для новогоднего вечера. Скромность и естественность — основные атрибуты внешности приличной советской девушки. Однако не всё так просто с макияжем и косметикой из СССР. Рассказы об утреннем марафете советских модниц вызывают ужас у современных женщин. Вспомним пять средств для макияжа, которыми вряд ли воспользуются девушки XXI века.

1. Тени

Легально купить коробочку с тенями было проблемой. Опытные модницы отправлялись в магазин для художников, где покупали пастельные мелки. Их натирали и разбавляли водой. Чтобы хорошо держались на коже, некоторые изобретательницы добавляли еще и вазелин.

«Нормальные» тени можно было достать по блату. Обычно болгарские или польские. Шиком и признаком больших связей считались немецкие тени. Цвета были исключительно с перламутром и не отличались разнообразием: серо-голубой, зелёный, фиолетовый. Однако, как говорится, не до жиру.

Накрашенные голубыми тенями до бровей веки можно встретить у героинь советских фильмов. Такой мейкап считался вполне удачным и приемлемым. Причём пользовались одинаковыми голубыми тенями и блондинки, и брюнетки.

Тени для век, которые можно было купить только по блату

Серо-голубые тени на веках звезд советского кино

2. Тушь

Вспоминая о брусочке твёрдой ленинградской туши, которую нужно было размачивать перед нанесением (часто использовалась слюна), многие женщины не удерживаются от улыбки и ностальгии. Такую коробочку можно купить и сейчас. Однако вряд ли хоть одна модница из СССР захочет вернуться к «плевательнице», учитывая современное разнообразие туши.

В комплекте шла неудобная и недолговечная щёточка. Тушь щипала глаза и склеивала ресницы. Чтобы они смотрелись аккуратно, их приходилось расклеивать обычной швейной иголкой. Занятие неприятное, монотонное и опасное. На покраску ресниц могло уходить полтора часа: по полчаса на каждый глаз и по 15 минут на разделение ресниц. Опытные женщины умудрялись после такого труда создать элегантный образ.

Легендарная ленинградская тушь

3. Карандаши, приспособленные для глаз

В качестве подводки использовались карандаши «Косметика». Стоили они дорого и ездили за ними в Москву. Альтернативой был набор акварельных карандашей «Живопись» или «Ярославна». Выбор цветов богаче, мягкий грифель. Кроме того, можно было подводить не только глаза, но и губы. Держалась краска недолго, но смотрелась скромно.

«Косметика» для подводки глаз

Карандаши «Живопись»

4. Помада

С помадой было напряжённо, как и с тенями. Оттенков мало. Можно было купить вишнёвую, морковную, малиновую или красную. «Губнушку» использовали до основания. Застрявшие «пеньки» выковыривали иголкой или шпилькой, плавили и сливали в одну баночку. В результате получался оттенок, которого не было ни в одном магазине. В советских фильмах героини чаще всего накрашены помадами морковного цвета, слегка блестящими.

Выбор советских помад

5. Тональный крем, пудра, румяна

В ходу была рассыпчатая пудра «Лебяжий пух» от фабрики «Новая Заря», на которой производили также легендарные духи «Красная Москва». «Пух» выпускался в трёх оттенках и представлял собой подкрашенный тальк с отдушкой.

Популярным был тональный крем «Балет». Он ложился плотно и напоминал жидкий пластилин. Некоторые женщины делали тональную основу сами, смешивая пудру с детским кремом.

Вместо румян использовали губную помаду. Наносили штрихи на скулы и растирали пальцами или ватой. Получался румянец в тон губ.

А какие косметические средства времен СССР помните вы? Мы будем рады, если поделитесь своими воспоминаниями или опытом в комментариях.

Автор — Наталья Стрельникова

Не забывайте ставить лайки, подписываться на канал и делиться публикацией в соцсетях❤️. Нам будет приятно!

Чернила, пиво, сгоревшие спички и цветные карандаши. Это далеко не полный список средств с помощью, которых «наводили» красоту наши мамы и бабушки. Остановимся подробнее на глазах, именно они, а точнее пушистые ресницы придают глазам выразительность. Выбор тогда был невелик, тушь-плевалка с пластмассовой щеточкой (некоторые красили б/у зубной). Ресницы получались пушистые, с изгибом, но. при непогоде или если увлажнялись глаза, могли потечь, а если попадали в глаза, щипали нещадно,так как в составе туши было мыло. Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 1

Заграничная тушь в СССР также существовала! Правда, была в «дефиците», стоила дорого 5-7руб., и купить ее можно было: а) в столице, б) по блату, в) на барахолке. Самыми популярными тогда были французские марки «Золотая роза» («ланкомовская», в черно-золотом тюбике), «Луи Филипп» (голубой тюбик с синенькой крышечкой, с эффектом наращивания ресниц,там такие ворсинки были) и итальянская «Pupa».

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 2

Импортную тушь берегли, если засыхала, разводили одеколоном,духами, водой кипяченой(зависило от фантазий модниц). Опустевший тюбик, как правило, не выбрасывали: в него заталкивали порезанный на мелкие кусочки брусок отечественной туши. Нужной консистенции достигали с помощью все тех же лосьонов-духов или простой водой. Чтобы ресницы были более пушистые их припудривали, а уж потом наносили тушь. Разделяли слипшиеся реснички, в основном, иголкой, нужно было быть очень внимательной и точной,чтобы иголкой не попасть в глаз. "Поднимать" все те же ресницы приходилось не менее изощренным способом - с помощью слегка нагретого ножа. Главное, было не перестараться и не перегреть нож, чтоб не спалить ресницы вместе с веками. Модно было рисовать стрелки на веках. Чем? Для выразительной подводки глаз , как нельзя кстати, оказывалась казалось бы ненужная вещь – сгоревшая спичка. Ею, с сажей на кончике, наводили модные «стрелки». Были карандаши, которых также было не достать "Косметика" (стоил 1 руб, потем временам дорого) и "Живопись"(ради одного черного карандаша приходилось покупать коробку), был еще карандаш "Стеклограф", который был мягким и хорошо писал по стеклу.

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 3

Тени для них тоже можно было приготовить в домашних условиях.

Нужно было всего лишь достать цветные карандаши и рассыпчатую пудру. Толченый грифель карандаша смешивался с пудрой – и тени готовы! В ход шли цветные мелки,а если их смешать с сухой краской серебрянкой, вот, пожалуйста, перламутровые тени! А если пропустить новогодний дождик между пальцами, то на руках оставалась серебряная краска, ей тоже красили глаза. Просто, как все гениальное! К услугам ленивых – общественные туалеты города. В смысле, обычно именно там ушлые цыганки толкали в массы «чудо-тени» - обычные шашки заполненные толченными цветными мелками и зубным порошком. Были и импортные тени, например, фирмы "Поллена" (производства Польша, продавались в "Ванде"), какими же были счастливыми обладательницы заветных моно-тенек в виде ромашек. Спонжиков к этим теням не прилагалась, наносились они пальцами. Выпускались голубые, зеленые тени (других цветов что-то не припомню).

Были еще жирные тени в виде помады серого и голубого цвета, но они очень скатывались в скадках века. Но за неимением другого, они тоже пользовались популярностью у женщин. Позже появились наборы косметические отечественного производтства "Елена".

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 4

С глазами разобрались! Теперь переходим к тональным средствам для лица.

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 5

Выбор пудр был невелик, "Лебяжий пух" - ей отбеливали лица. Вот еще пудра, которой пользовалась моя бабушка:"Кармен". Наносила она ее ватным тампоном, пудра была рассыпная и белая,такая же как "Лебяжий пух". Позже появились тональные крема "Тонак", "Жэме","Балет","Дермакол" . Остановлюсь подробнее на тональном креме "Жэмэ". Это был тональный крем-пудра фабрики "Свобода", выпускаемой совместно с концерном Лореаль. Было аж целых три оттенка: натуральный, персиковый и бежевый. Тон в магазинах можно было купить в основном один, но подходил он ВСЕМ!

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 6
Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 7

Румяна.

В эпоху наших бабушек в качестве румян использовали сок свеклы, морковки, натирали щеки жгучим перцем, позже в качестве румян использовали губную помаду, растушевывали, естественно, пальцем, ни о каких кисточках никто и слыхом не слыхивал! В 80-х годах появилась индийская косметика, и мы узнали о компактных румянах в упаковках в виде рыбок.Были румяна в баночках, которые наносились пальцем.

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 8

Помада.

Отечественная промышленность выпускала помаду красную, еще, я помню, у моей бабушки была "проявляющаяся"помада, такого морковного цвета, если нанести на губы она проявлялась в ярко-алую, смыть ее было проблематично.

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 9

Мы пользовались вазелином в качестве блеска, под вазелин можно было нанести обычный красный или бордовый карандаш, предварительно смочив в слюне (так обычно делали подростки). В 80-х годах появилась польская фирмы"Pollena" вкусно-пахнущая помада и блеск в маленьких коробочках со вкусом клубники, сливы, персика, ореха. В "Ванде"выстраивались огромные очереди, чтобы купить пару помад и пару блесков для губ. Популярные цвета были сливовый и ореховый. Чтобы накрасить блеском губы, нужно было, когда коробочка была полная, повозить по блеску губами, а по мере расходования выковыривать блеск пальцем (не гигиенично, но что делать!) Помада фирмы "Флорена" была в советские времена самой популярной в СССР, поскольку была не только доступнее и дешевле французской, но и весьма качественной.

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 10

Пользовалась популярностью помада из Прибалтики, обычно при покупке одним тюбиком не ограничивались, брали для себя, для мамы, для подруги и на подарок.

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 11

Когда помада в нескольких тюбиках заканчивалась,то ее не выбрасывали, а аккуратноспичкой доставали, плавили на водяной бане,опять заливали в тюбик и в холод. получалась новая помада с интересным цветом. Но краситься ей нужно было с осторожностью, ломалась.

Немного о средствах для снятия макияжа.

Много написать неудасться так как выбор был скуден. Это было "Миндальное" или "Персиковое" , "Ланолиновое" молочко в стеклянных бутылках, доставать его оттуда было очень неудобно. Но сам косметический продукт был хорош! А главное, стоил всего дешево,по-моему 70 копеек. Все это делало фабрика "Свобода". Позже, где-то в начале 80-х появился "Ponds"в большой белой бутылке пластиковой.

Лак для ногтей.

Советский лак для ногтей был дешев, но нестоек. Лаки были в основном красными, морковными, розовыми, белыми с перламутром. Цвет лака всегда можно было подкорректировать, добавив чернила из стержней для шариковых ручек. Хотелось буйства цвета и некоторые девушки "изобретали" лак. Брали силикатный клей и добавляли туда таблетку или фталазола, или пургена, уже точно не помню. Цвет получался от красного до темного бордового . И еще делали фиолетовый цвет - чернилами. Хватало на вечер, но руки мыть в это время было нельзя, так как "лак" сразу же смывался.

В середине 70-х годов было модно на ногти, с невысохшим еще лаком, иголочкой лепить разные цветочки-мухоморчики вырезанные из отходов перфоленты, обычно всю эту расоту изображали на ярко-красном лаке, сверху за крепляли бесцветным лаком.

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 12

Средство для снятия лака можно было купить, стоило 19 копеек, в таких же пузырьках как лак, но встречалось редко, поэтому смывали лак ацетоном. И ничего.

Средства для волос.

Не поверите, лет сорок назад свежеизобретенные шампуни уступали в популярности мыльным порошкам для… бритья. Еще бы - шампуни вместо блеска оставляли на волосах белый налет, который приходилось смывать уксусом. К перхоти относились спокойно, не делая культа из непримиримой борьбы с ней. А случись ей завестись - использовали специальное "Сульсеновое" мыло: оно довольно мерзко пахло, но результат давало неплохой. Время шло. Наша отечественная промышленность научилась делать довольно приличные шампуни, которые промывали волосы, без всяких кондиционеров для волос,мы тогда и слова-то такого не знали, это уже позднее появился бальзам для волос "Балет"

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 13

Очень хорошего качества бальзам, любим многими до сих пор. Волосы мыли шампунем отечественным, который был разлит почему-то в стеклянные бутылочки (очень неудобно было держать мокрыми руками, неоднократно высклизал и бился). Но. шампунь был хороший "Солнышко", "Янтарь", "Любава".Были, правда, шампуни и в тюбиках "Яичный", "Балет"(но это позже). Я помню, что в70-х годах, живя в маленьком подмосковном городке, мы не могли купить шампунь в магазине, по причине дефицита!Голову мыли мылом, естественно не промывали. Конечно, в Москве, можно было купить любой импортный

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 14

шампунь,но за ним же нужно было ехать. Это болгарский шампунь, вкусно пах и вообще был приятен! Пользовались популярностью шампуни из ГДР, Польши, Венгрии. Они были в красивых пластмассовых бытылках, вкусно пахли. Пузырьки не выбрасывали, они стояли для красоты в ванных. Не выбрасывали также упаковки от пустых дезодорантов,особенно французских, это было украшением туалетных столиков.

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 15

Про дезодоранты- это так к слову, продолжаем про средства для ухода за волосами.

Итак, чем сушили голову: над газом, в духовке, но неудобно нужно было наклоняться низко. Фены были в жутком дефиците. В "Лейпциге" нужно было остоять часов 4-5, чтобы стать счастливой обладательницей фена, но это уже позднее в 80-ые годы. У моей мамы был отечественный фен, в виде серого чемодана, с пластиковым колпаком, гофрированным шлангом, но быстро таким феном голову все равно было не высушить. Жалко выбросили и

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 16

не сфотографировали. Это более современный вариант фена. Мыть голову было принято раз в неделю, во всяком случае, об этом писалось в различных популярных журналах "Работница", "Здоровье" в разделах "Полезные советы".Но волосы пачкались, что делать: посыпали голову мукой,потом вычесывали, вид был не самый лучший. Накручивали волосы на бигуди с резинками, которые оставляли противные заломы на волосах. Часто можно было встретить в 70-80-х годах женщину в бигуди с косынкой на голове, а еще на бигуди спали,

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 17

это как пытка. Функцию средства для укладки волос исполняло пиво, потом появился ГДРовский "Фенвель"(очень хорошее средство!). Волосы красили "Гаммой", "Хной", "Басмой". Кому удавалось разжиться "Лондаколором"брали сразу несколько упаковок, с запасом. Еще было популярное оттеночное средство "Ирида" в такой синей бутылочке. Волосы осветляли гидроперитом, супрой. Ходили такие пергидрольные блондинки (они и сейчас есть!) Для придания прядям волос модоного в 70-х годах фиолетового и голубого оттенков использозовались чернила «Радуга», обычная синька и штемпельная краска. Обычные пряди в разноцветные девушки 70-х превращали с помощью обычной копирки – фиолетовой, красной, желтой… Новый цвет волосам придавался даже с помощью натурального молотого кофе!
Вот таков неполный обзор средств и методов борьбы за красоту и привлекательность в советское время.

Всегда хочется быть красивой,модной, стильной, не смотря ни на что!
Выход находился из любой ситуации. Разве это плохо?!

Если рассматривать моду на макияж глаз периода 70-х - начала 80-х, то совершенно отчетливо прослеживается одна-единственная тенденция: серо-голубые тени на веках (редко - зеленые), густой слой туши на ресницах и все это на фоне бледного лица с розовато-коралловой помадой.

Основной тон этой тенденции, конечно же, задавали героини популярных кинофильмов. Если вспомнить лица актрис того времени, то можно заметить, что макияж у них, несмотря на разные по характеру роли, выполнен в одном и том же стиле. Ну а на кого еще было ориентироваться советской женщине, как не на кинозвезд? Да и честно говоря, при том скудном выборе косметики, что присутствовал на прилавках магазинов, трудно было сделать какой-то другой выбор.

Кадр из фильма

Итак, давайте вспомним, чем же красили глаза красавицы того времени? Конечно же, все зависело от возрастной категории и толщины кошелька. Так, к примеру, мы, 15-летние девчонки, не имеющие доступа к маминым косметичкам, вместо теней использовали мелко толченные детские школьные мелки - они шикарно растушевывались по коже, но, к сожалению, и также быстро осыпались, оставляя еле заметный след.

Другим вариантом для изготовления теней было измельчение грифеля карандаша в мелкую пыль. В ход шли как косметические, так и обычные художественные карандаши. Кончиком лезвия измельчишь грифель в пудру, ватку туда обмакнешь, по векам проведешь - и красавица! :)

Чем женщины СССР красили глаза и как при этом рисковали

У наших мам возможности были, конечно, чуть шире, чем у нас. Так, к примеру, в магазинах иногда встречалась отечественная косметика марки "Елена". У меня такие тени появились в конце 80-х и запомнились тем, что их наносить было куда удобнее прямо пальцем, нежели прилагающимся спонжем, который довольно быстро протирался или начинал крошиться.

Чем женщины СССР красили глаза и как при этом рисковали

Также у многих женщин имелись тени, упакованную в коробочку, по форме похожей на рыбку. Их делала московская фабрика "Рассвет" - основной производитель косметики того времени.

Чем женщины СССР красили глаза и как при этом рисковали

Однажды, прогуляв уроки, мы с подружкой поехали в Москву - просто побродить по улицам, поглазеть на витрины магазинов. Совершенно случайно набрели на скромный магазинчик под вывеской ВТО - Всесоюзное Театральное Общество. Это был просто кладезь, а не магазин! Там совершенно свободно продавалась театральная косметика и не было никаких очередей - что-то немыслимое для тех времен!

Мы с подружкой купили себе модные в то время голубые тени, какие-то блестки для век, а подруга еще решилась и на приобретение накладных ресниц :) С тех пор тот магазин стал нашим любимым, хотя справедливости ради надо заметить. что на протяжении многих лет его ассортимент почти не менялся, а качество косметики было не особо высоким.

Вот такие тени мы долгое время покупали в том самом магазинчике ( у них довольно грубая фактура, но коже они смотрятся бледно и никаких кисточек к ним не полагалось)

Чем женщины СССР красили глаза и как при этом рисковали

А вот у мамы в косметичке были потрясающие польские тени, которые я просто обожала. Они были такие нежные, что напоминали пыльцу бабочки, на кожу ложились равномерно, держались по много часов и были довольно яркими, как будто даже немного мерцающими. Купить их было сложно - как только что-то подобное "выбрасывали" в московском магазине "Ванда", там сразу выстраивалась многокилометровая очередь.

На фото - сиреневые тени, а у мамы были нежно-голубого оттенка.

Чем женщины СССР красили глаза и как при этом рисковали

Еще одна мечта советских женщин - набор теней от той же польской фирмы. Эту заветную коробочку купить было еще сложнее, чем тени на фото выше:

Чем женщины СССР красили глаза и как при этом рисковали

Теперь о ресницах. Привычных нам сейчас тюбиков с удобной щеточкой, которая и расчешет, и удлинит, и придаст ресницам нужный изгиб, тогда еще не было, а были легендарные "плевательницы", которые успели облететь весь интернет и бесконечно
всем надоесть.

Но раз уж у нас тут такое небольшое погружение в тему макияжа глаз, обойтись без упоминания туши из сажи не получится. Да-да, она действительно, была сделана из сажи с добавлением мыла - именно поэтому краска так щипала и раздражала глаза, когда ее смывали или когда она текла под воздействием осадков.

Стоила такая всего лишь 40 копеек, а вот хватало ее надолго. Предполагалось, что перед использованием женщина смочит кисточку водой, разотрет краску и будет наносить ее на ресницы, но обычно все экономили время и просто слегка плевали на краску (в самом прямом смысле этого слова), тем самым увлажняя ее и делая пригодной к использованию.

Чем женщины СССР красили глаза и как при этом рисковали

Все остальные краски для бровей и ресниц "работали" по тому же типу - фасовались в пластмассовые или картонные коробочки, представляли собой брусок краски, похожей на гуталин и снабжались простенькой пластиковой кисточкой.

У моей мамы, к примеру, была такая коробочка:

Чем женщины СССР красили глаза и как при этом рисковали

Еще существовала такая же тушь, только под названием "Бархатная". Она в продаже встречалась реже, т.к. покупали ее более охотно - эта тушь, пока была свежей, конечно, увеличивала объем ресниц, облепляя их и делая визуально гуще.

Еще одно, довольно распространенное детище фабрики "Рассвет" - тушь "Пушинка"

Чем женщины СССР красили глаза и как при этом рисковали

Считалось, что такая форма кисточки, с заостренным кончиком, придумана специально для того, чтобы потом с его помощью разделять склеенные ресницы. Не знаю, насколько это соответствовало действительности, но у нас (да и у взрослых женщин тоже, кстати) в ходу был другой прием для разделения ресниц.

Сейчас даже подумать жутко, насколько легкомысленно мы относились к своему здоровью, но склеенные тушью ресницы мы разделяли кончиком швейной иголки! Вот сидишь так перед зеркалом и иголкой водишь в непосредственной близости от глазного яблока. А ведь зачастую это делалось где-нибудь на перемене, где случайно толкнуть под руку - как нечего делать.

И был еще один прием, который также угрожал здоровью глаз, но ожидаемый эффект способствовал тому, что все забывали о технике безопасности. На ресницы нужно было нанести один слой туши из "плевательницы", затем ресницы припудривались какой-нибудь дешевой рассыпчатой пудрой, а поверх пудры наносился еще один слой туши. Ну а дальше, как и в первом случае, нужно было вооружиться иголкой и разлеплять слипшиеся ресницы до тех пор, пока они не станут выглядеть, как пышная и густая метелка.

Чем женщины СССР красили глаза и как при этом рисковали

Ну и конечно же, нельзя не упомянуть о стрелках, которые в разные годы рисовали в соответствии с модой - то удлиняя глаза аж до виска, то придавая им миндалевидную форму, то форму кошачьего глаза.

Чем женщины СССР красили глаза и как при этом рисковали

Надо сказать, что специальные косметические карандаши для глаз, бровей и губ мало чем по мягкости грифеля отличались от обычных карандашей для рисования. Поэтому грифель сначала хорошенько смачивали языком, потом рисовали стрелку, ну и затем уже делали коррекцию ее формы, подтирая лишнее спичкой, обернутой ваткой.

Кстати говоря, обгорелая спичка, заточенная на конце, также использовалась для рисования стрелок - очень удобно, если под рукой нет карандаша :) Тоже самое можно было сделать и с помощью карандаша "Стеклограф" - затачиваешь спичку, смачиваешь грифель языком и возишь спичкой по карандашу, набирая краску, а потом рисуешь стрелку.

Чем женщины СССР красили глаза и как при этом рисковали

Спасибо всем, кто разделил мои воспоминания о советском макияже и о тех временах, когда ради красоты приходилось что-то выдумывать, а порой и даже рисковать здоровьем :)

Совершенно потрясающую ностальгическую статью нашла в Сети. И почему при таком обилии всевозможных статей и фотоподборок никто из тоскующих по СССР авторов раньше не догадался сделать обзорный материал про изобретательность советских женщин, которые всегда и везде ухитрялись сделать, что называется, из г****на конфетку?! В том числе и из тех незатейливых, а порой откровенно антигуманных средств, которые в магазинах Советского Союза продавались под видом косметики!

Сегодня, когда от разнообразия косметики рябит в глазах, и при желании можно подобрать абсолютно любой оттенок помады, теней, краски для волос … даже туши, не говоря уже о лаке для ногтей, мы можем не гнаться за яркостью и непохожестью на других, а подбирать цветовую гамму макияжа, исходя из того, что нам пойдет – и подойдет! Однако не так давно ситуация была совершенно иной. И мои ровесники, дети 70-80-х, должны помнить то, как наши мамы подкрашивали ресницы разводимой собственными слюнями тушью, румянили щеки губной помадой и красили волосы хной. И ведь как при этом потрясающей выглядели.


Все наверняка помнят эпизод из «Служебного романа» (1977 г.), в котором, только придя на работу, «статистические красавицы» наводят марафет.

Уже по этим кадрам понятно, как скромен был в те времена косметический ассортимент: все женщины наносят на веки серо-голубые тени, подводят глаза и тонко выщипанные брови карандашами, подозрительно напоминающими обычные карандаши для рисования, а губы подкрашивают помадой невнятного красно-розового тона.

Примерно с таким макияжем предстает затем и преобразившаяся Людмила Прокофьевна.

Кстати, абсолютно с таким же мейкапом появлялась на экране двумя годами раньше Надя из «Иронии судьбы» (1975 г.).

Но каким бы скромным ни был выбор косметики, советских экранных красавиц нельзя назвать отставшими от западной моды того времени.

На рекламном плакате Maybelline тех лет мы видим очень похожий макияж: голубые тени почти до бровей, брови тонким полукругом, достаточно яркие красноватые румяна и помада в тон.

Очень похожий макияж был и на роковой блондинке Светлане Светличной в «Бриллиантовой руке» (1968 г.), вот только глаза актрисы были подведены яркими «стрелками» по моде 60-хх.

Пристрастие к серо-голубым теням вообще отличало макияж конца 60-70-хх годов. Правда, для советских женщин это был не столько вопрос вкуса, сколько пресловутого выбора – почему именно этот оттенок был представлен в продаже чаще всего.


Яркий пример: Наталья Кустинская в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г.). Легендарное «Якин бросил свою кикимору!».

В этом же фильме актриса демонстрирует культовый косметический продукт советских женщин – тушь в брусочке, в которую следовало плевать.

В тушь плевали, а затем самые отчаянные еще и разделяли ресницы иголками или шпильками.

Эффект получался сногсшибательный, особенно, если предварительно прибегали к еще одной устрашающей процедуре – подкручиванию ресниц горячим ножом или ложкой.

Ровный тон лица обеспечивал еще один легендарный косметический продукт – тональный крем «Балет» от фабрики «Свобода», ложащийся на кожу густым слоем, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной маски. Кстати, крем не так давно пережил второе рождение и теперь на рынке представлен как «Балет 2000».

Затем кожу припудривали – иногда просто тем, что было под рукой. Например, в провинциальных городах женщины использовали для этих целей обычный тальк или зубной порошок.

На бумаге все, как обычно, звучало значительно шикарнее: «Пудру различают по ряду признаков. По консистенции она бывает порошковая (наиболее распространенная), в виде таблеток (компактная), мазеобразная (крем-пудра) и жидкая. Порошковая пудра по степени измельчения и виду отдушки делится на четыре группы: высшего качества – «Восток, «Бархатистая», «Балет» и др.; группы А (хорошего качества) – «Красная Москва», «Кремль», «Эллада», «Сказка» и др.; группы Б (средняя) – «Маска», «Камелия», «Шипр» и др.; группы В (массовая) – «Кармен», «Сирень», «Фиалка» и др. По назначению пудру выпускают для кожи жирной («Шипр», «Белая ночь», «Ленинград» и др.) и сухой («Бархатная», «Магнолия», «Красный мак», «Крем-пудра» и др.); по цвету – белую, розовую (для блондинок), рашель № 1, 2 и 3, цвета загара (для шатенок и брюнеток)».


Любопытны рекомендации того времени по нанесению пудры: «Пудру можно накладывать в следующей последовательности: сначала припудрить подбородок, затем окружности рта, щеки, лоб, нос. Употреблять для этой цели пуховки не гигиенично, так как они быстро загрязняются. Лучше пользоваться каждый раз чистым ватным тампоном».

А помните жирные румяна в пластиковых коробочках? Кстати, многие женщины уже тогда своим умом дошли до модного нынче среди визажистов приема – использовать в качестве румян помаду (которая вся сплошь выпускалась в пластиковых футлярах).

Грифель карандашей «Косметика» – черного, коричневого, синего и зеленого цветов – был ничуть не мягче, чем дерево, из которых эти карандаши делались. Поэтому для того, чтобы подвести глаза, карандаши было необходимо активно смачивать слюной. В результате линии получались толстые и неровные. А иногда и таких карандашей было не достать. Тогда в ход шли самые обычные, благо что разница между ними и косметическими была не так уж велика.

Образ дополнял лак для ногтей, чаще всего матовый и примерно того же красноватого оттенка, что и помада героинь «Служебного романа». Но случался и перламутровый, сияющий отчаянным блеском.

Ну, и конечно, парфюм. Выбор духов был значительно лучше, чем ассортимент декоративной косметики, одна из популярных фабрик того времени – «Новая заря», именно она выпускала такие духи, как «Наташа» и «Злато скифов».

Мода 80-х требовала совершенно гипертрофированного образа: яркие и блестящие ткани, люрекс, массивные украшения из пластика и поддельного «золота», пышные прически и «боевая раскраска» немыслимых оттенков.

Безумные начесы щедро заливались лаком для волос «Прелесть», так что прическа буквально становилась твердой на ощупь. Чем выше и тверже начес – тем краше!

Губы было необходимо подкрашивать блестящей помадой ядовитых цветов. А особым шиком считались подведенные по контуру коричневым карандашом губы, подкрашенные бледной перламутровой помадой.

В «валютных» магазинах, куда было не попасть простым смертным, начала появляться косметика западных марок. Все женщины начали мечтать о «золотых розочках» Ланком и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Диор.

В конце 80-х – начале 90-х в моде по-прежнему царила яркость. Синие, зеленые, фиолетовые блестящие тени до бровей, густая карандашная подводка, лихорадочные пятна румян и заметные за километр губы…

Необходимый атрибут образа – лаки для ногтей всех цветов радуги. Особой любовью пользовалась американская марка KiKi, выпускавшая сверкающие блестками лаки самых невероятных оттенков, из-за которых ногти слоились, желтели и ломались, но на что только не пойдешь во имя красоты!

А потом Советский Союз кончился, и началась совсем другая история…

Читайте также: