Чем раньше красили брови

Опубликовано: 13.05.2024

Вечер черные брови насопил.

Чьи-то кони стоят у двора.

Не вчера ли я молодость пропил?

Разлюбил ли тебя не вчера?

Брови больно роковые,

Профиль больно роковой.

Не в ладах сама с собой.

Что ж ты в тоненькой шубчонке

Ходишь, голову склоня?

Ручкой с жёлтеньким перстёнком

Собираешь снег с Кремля.

Аль чужое горе гложет?

На своё и права нет.

То на сердце ручки сложит,

То потеребит браслет.

Всё родное здесь не мило:

Кремль - не Кремль и звон - не звон.

Не остыло, не простило:

Брови в Истории человечества. Что мы о них знаем?. Изображение № 1.

Вот порылась в разных источниках и набрала на небольшую статью про брови!

Надеюсь, будет полезно.

Искусствоведы все еще спорят, почему общепризнанная красавица Мона Лиза была лишена великим Леонардо да Винчи бровей - того естественного волосяного покрова, который другой великий мастер - Микеланджело - называл "вратами рая". Во всяком случае, "врата" рисовали по-разному.

Брови в Истории человечества. Что мы о них знаем?. Изображение № 2.

В Древнем Китае мужчины отращивали длинные волосы и заплетали их в косу. Мужчины рисовали или наклеивали фальшивые усы, выбривали себе лоб и волосы на висках и затылке, а волосы на макушке завязывали в пучок. Брови были также отличительной чертой облика мужчин, большинство из которых были воинами, и красили брови. Воины подводили себе брови тушью, придавая им более свирепую форму, чтобы устрашать врагов. Одно из народных восстаний в Азии было устроено отрядом «Красные брови» (чем они красили брови, неизвестно).

Брови в Истории человечества. Что мы о них знаем?. Изображение № 3.

В Средней Азии одним из важных элементов красоты считались густые, и даже сросшиеся на переносице брови. С раннего возраста девочкам подрисовывали брови соком усьмы, соединяя их в одну линию над переносицей. Поскольку усьма стимулирует рост волос, через некоторое время там, где рисовали брови, действительно вырастали волоски. Усьма красильная (arugula, rugola, garden rocket) – это травянистое овощное растение из семейства горчичных, свежевыжатый сок усьмы вначале имеет ярко-зеленый цвет, но он быстро темнеет и становится черным с легким изумрудным оттенком. До сих пор сок усьмы – очень популярное в Средней Азии средство для окраски бровей, ресниц и волос.

Брови в Истории человечества. Что мы о них знаем?. Изображение № 4.

Что касается формы бровей, то на протяжении вековой истории представления об этом менялись. Например, у ассирийцев привилегией знати были сросшиеся на переносице брови. Если они в этой области не росли, их подрисовывали и особенно следили за тем, чтобы люди из простонародья подобного себе не позволяли.

Красавицы Древнего Египта уводили брови к вискам изящной волной. Три с половиной тысячи лет назад в Египте идеалом женской красоты была Нефертити — субтильная женщина с мальчиковой фигурой. Тонкие брови, выразительные глаза, лебединая шея, смелая линия рта. Ни одна египтянка не обходилась без восковой эпиляции. По идеалу красоты и традициям волосы удалялись со всего тела, в том числе и с головы. Но красиво-вытянутая форма черепа с округлым затылком позволяла им это делать без ущерба всему гармоничному образу. На голову, подвергнутую довольно жестокой операции депиляцииили просто выбритую надевали парик или сложную конструкцию из накладных волос Для придания очам блеска египетские красавицы капали сок белладонны, веки подводили краской углекислой меди и подрисовывали толстые длинные брови.

Японские модницы сбривали их под корень и рисовали новые намного выше. На Руси идеалом считались черные соболиные брови, подведенные колесом.

Брови в Истории человечества. Что мы о них знаем?. Изображение № 5.

Гречанки придавали им яркий блеск при помощи смеси яичного белка и камеди и соединяли вместе на переносице черной жирной линией - с тех пор эта форма носит название "греческая бровь".

Женщины Индии чернили брови и красили ногти красной краской, красили ресницы, золотили губы и покрывали корич-невой краской зубы

В эпоху средневековья , во времена инквизиции, когда физическое совершенство рассматривалось как страшный грех, идеалом женской красоты считалась затянутая в корсет дама с миниатюрными ручками. Модницы “носили” высокое чело — для этого приходилось подбривать волосы надо лбом, а брови и ресницы выщипывать. Косметика не поощрялась, а потому средневековые красавицы имели, что называется, бледный вид с голубым оттенком.

Бедствием того времени стал рахит. В конце XIV - начале XV женщины, подражая рахитичным дамам, стали выщипывать брови и волосы надо лбом. А чтобы подчеркнуть белизну кожи, они выпускали из-под головного убора один игривый локон или повязывали лоб узкой черной лентой.

Брови в Истории человечества. Что мы о них знаем?. Изображение № 6.

О декоративной косметике в Европе на время забыли. Лишь в Италии сохранился «восточный» макияж. Итальянские девушки нещадно мазали брови сурьмой и покрывали лицо белилами на основе свинца. Красавицы были прекрасно осведомлены о его вредном действии, и, чтобы хоть как-то смягчить его, накладывали на ночь на лицо компрессы из говядины, вымоченной в молоке. Что забавно, уже тогда художники подрабатывали «визажистами» - разрисовывали лица модниц.

Примерно в это же время в Италии появился обычай чернить зубы сурьмой (всё из того же подражания рахитичным «красоткам»), а Екатерина и Мария Медичи привезли этот обычай во Францию. Необычная мода, пройдя по Европе, достигла и России, но как-то не прижилась. По свидетельству Радищева, в XVIII веке только купчихи чернили зубы.

Брови в Истории человечества. Что мы о них знаем?. Изображение № 7.

В XVII веке русские женщины портили свои белые нежные лица толстым слоем румян и белил, сурьмили ресницы и брови, чернили светлые и белили черные брови. Для белизны лица в России издавна применяли настой бензойной смолы, так называемое «девье молоко». Деревенские девушки красили щеки свекольным соком, подводили брови древесным углем.

Самыми актуальными оказались черненые брови в форме тонкой дуги. В средневековой Европе они были объектом беззаветного поклонения и поэтических воспеваний. Вплоть до середины прошлого века брови подбривали "в ниточку". Форма дуги сохранялась. Трактаты по физиогномике гласят, что люди с такой формой бровей отличаются веселым и покладистым нравом - возможно, в этом секрет ее многовековой устойчивости на передовой моды.

А вот в эпоху Ренессанса женщина считалась красивой, если у нее был высоки, частично подбритый лоб и тонкие, почти незаметные брови.

И хотя XVIII век был влюблен в изящество Восточной Азии – от этой любви и родился стиль "шинуазри" - в Европе тогда не прижилась японская традиция рисовать брови на набеленном лице

В XVIII веке появились накладные брови. Их изготавливали из кусочков мышиных шкурок. Ну а поскольку столь "прекрасная" дама могла не на шутку пленить сердце даже отъявленного Казановы, Сенат во Франкфурте издал указ, который признавал брак недействительным, если мужчину заставляли вступить в брак обманом, используя разные подложные средства, как то: румяна, белила, помаду, накладные волосы, вставные зубы и тому подобное. Женщину в таком случае судили за колдовство.

Брови в Истории человечества. Что мы о них знаем?. Изображение № 8.
Брови в Истории человечества. Что мы о них знаем?. Изображение № 9.

Брови в Истории человечества. Что мы о них знаем?. Изображение № 10.

В мусульманстве выщипывание бровей было под запретом. «Пророк запретил выщипывать брови. Абдуллах ибн Умар передал от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) : "Что он проклял ту, которая подвязывает волосы чужими волосами и ту, которая просит подвязать их ей, и ту, которая наносит татуировки и ту, которая просит нанести их ей, и ту, которая выщипывает брови, и ту, которая просит их выщипать ей, а также запретил оплакивание». Однако имам Абу Ханифа разрешил выщипывание в случае, когда муж разрешает своей жене. Женщинам стоит относиться к этому разрешению с большой осторожностью.

1919 год стал истинно революционным в мире моды – манекенщицы стали выходить на подиум в полном гриме. Их макияж выглядел довольно своеобразно – густо напудренное лицо, губы «сердечком» пурпурно-бордового цвета, брови полностью выщипаны и нарисованы заново тонким полукругом.

Брови в Истории человечества. Что мы о них знаем?. Изображение № 11.

Рисовая пудра к тому времени выпускалась уже нескольких видов: пять разных оттенков, а также два запах – для блондинок и брюнеток. В моду постепенно входил спорт и здоровый образ жизни.

Мода на бледность сменилась загаром, ставшим символом благополучия. В 1930 году появились первые кремы для загара. Врачи стали рекомендовать морской отдых – и сразу же появилась на свет водостойкая тушь. Пика популярности достиг лак для ногтей, красили не только ногти на руках, но и на ногах, т.к. в моде были пляжные сандалии.

Подчеркивались все части лица: брови стали густыми, «домиком», глаза сильно подведены черным карандашом, губы накрашены ярко-розовой помадой. Косметологи стали активно сотрудничать с физиологами и химиками. Требования к косметике с этого момента радикально поменялись: она стала не только безвредной, но по возможности еще и лечебной.

Вторая половина XX века внесла понятие имиджа – гармоничного образа женщины: в едином стилистическом ансамбле сочеталась одежда, косметика и прическа. К каждой новой коллекции высокой моды стал прилагаться и новый стиль макияжа.

Брови в Истории человечества. Что мы о них знаем?. Изображение № 12.

Как известно, густота бровей напрямую связана с количеством мужского гормона тестостерона. А значит, широкие брови как нельзя лучше отражают наше желание быть наравне с мужчинами и даже претендовать на победу в вечной битве полов.

А вот в первой половине прошлого века все было совсем по-другому. Вспомните знаменитых актрис той эпохи– от Марлен Дитрих до Греты Гарбо. У них были идеально выщипанные, тончайшие брови, придававшие лицу удивленное выражение. Они создавали образ хрупкой и ранимой девушки, буквально неземного создания, которое нужно всячески холить и лелеять. И это вполне закономерно, ведь женщины тогда не стремились делать карьеру и не спешили страстно доказывать мужчинам, что ни в чем им не уступают. Вплоть до середины прошлого века брови подбривали "в ниточку".Совсем не так давно и у нас было можно сбривать брови, счастью, эта мода прошла, и женщины стали стремиться к естественности. Да и брови – не просто украшение на лице – их основная природная функция состоит в том, чтобы задерживать выступающие на лбу капли лота, не позволяя им стекать в глаза.

Но в 80-е девушки решили показать характер: Брук Шилдс и Синди Кроуфорд уверенно заявили миру о своих амбициях, сделав выбор в пользу широких, выразительных бровей. Впрочем, с наступлением 90-х подиум буквально оккупировали модели-подростки, и ситуация вновь изменилась: Кейт Мосс появилась на обложке журнала The Face с практически невидимыми светлыми бровями, как у маленькой девочки.

Брови в Истории человечества. Что мы о них знаем?. Изображение № 13.

Но вернемся в сегодняшний день! 80-е вновь в моде, и сильные и целеустремленные девушки, как и иконы того десятилетия, больше не хотят беспощадно выщипывать брови.

Брови в Истории человечества. Что мы о них знаем?. Изображение № 14.

Мораль проста - что хотите, то и делайте, но, посколько мы живем в социуме, знайте меру!

Не усеянный розами путь визажиста

Pages

  • Home
  • VK
  • Instagram

среда, 27 апреля 2016 г.

История бровей. Интересные факты о бровях


  • Густые широкие темные брови воспевались еще в Древнем Египте в 3500-2500 лет до н.э. Египетские женщины и мужчины щедро наносили макияж. У них были ярко накрашены глаза и, соответственно, густо подводились брови. Для этого использовались углеродные или черные оксидные красители. Брови были арочные или удлиненные. Макияж считался данью уважения богу Гора, а также считалось, что яркий макияж отпугивает злых духов и отводит болезни. В записях Геродота фигурирует запись о том, что когда в египетской семье умирала кошка, то в дань уважения все члены семьи сбривали брови.
  • 2500 лет до н.э. Древние Шумеры изобрели первый пинцет для удаления лишних волос на лице.


  • Древняя Греция. Древние греки (800 – 146 гг. до н.э.) делали основной акцент на чистоте, и это нашло свое отражение в женских ритуалах красоты. Замужние женщины оставляли естественный вид бровей, а незамужние подкрашивали брови черным ладаном. Так называемая моно-бровь не являлась изъяном, напротив моно-бровь считалась признаком красоты, поэтому незамужние женщины иногда рисовали себе такие брови, дабы привлечь к себе внимание будущего мужа. Хотя некоторые источники говорят, что интенсивно красили брови только проститутки. Краситель для бровей делался из козьего молока и древесной смолы.



  • В средневековье (1066-1485 гг.) считалось, чем выше и больше лоб, тем красивее. Для этого брови выщипывались в тоненькую ниточку. Это являлось стандартом красоты.
  • В Елизаветинскую эпоху брови подкрашивали в рыжий цвет, подражая королеве Елизавете


  • В 1600-х годах было принято втирать масло грецкого ореха в брови детей для подавления роста волос.
  • Замечали ли вы, что Мона Лиза (картина написана Леонардо да Винчи в 1503-1519 гг.) не имеет бровей и ресниц. Это укладывается в тренды Средневековья. Однако в 2007 году эксперты нашли на картине следы того, что первоначально да Винчи нарисовал брови Моне Лизе, а последующие реставрации случайно скрыли их.
  • В XVII веке русские женщины наносили на лица толстые слои румян и белил, сурьмили ресницы и брови, чернили светлые и белили чёрные брови. Для белизны лица в России применяли настой бензойной смолы, так называемое «девье молоко». Деревенские девушки красили щёки свёкольным соком, подводили брови древесным углем.
  • В XVIII веке появилось новое модное течение. Знатные особы сбривали брови, а на их место (точнее немного выше, чтобы добиться насмешливого выражения) приклеивались шкурки мелких животных.
  • В мусульманстве выщипывание бровей было под запретом. «Пророк запретил выщипывать брови. Абдуллах ибн Умар передал от пророка: „Что он проклял ту, которая подвязывает волосы чужими волосами и ту, которая просит подвязать их ей, и ту, которая наносит татуировки и ту, которая просит нанести их ей, и ту, которая выщипывает брови, и ту, которая просит их выщипать ей, а также запретил оплакивание“». Однако имам Абу Ханифа разрешил выщипывание в случае, когда муж разрешает своей жене.


  • 1920-е годы. Звезды немого кино демонстрировали тренд на тонкие и изящные брови. Свои брови они полностью сбривали, и рисовали карандашом тонкую и длинную линию вместо брови. Длина бровей становится продолжительнее, они выходят за рамки внешнего уголка глаза. Впервые в продаже появляются косметические продукты, созданные специально для макияжа бровей. Первый продукт для бровей промышленного производства представлял собой вазелин, смешанный с угольной пылью. Это продукт был изобретен в США, назывался Maybell, а позже приобрел имя Maybelline (для ресниц и бровей).



  • 1930-е. Голливудские актрисы, иконы стиля, такие как Грета Гарбо или Джин Харлоу, добавляют бровям изогнутости, самая популярная форма в то время – арочная. И все это дополняет глазам драматизма и театральности. Образ для Греты Гарбо создавал визажист Max Factor.


  • 1940-е. В 40-х брови становятся толще, но вместе с этим мягче и не тяжеловесно. Звезды кино того времени Грейс Келли и Лорен Бэколл носят полные брови с ярко выраженной аркой.




  • 1950-е. «New Look» от Dior демонстрирует лица с большим количеством косметики, ухоженные и «нарисованные». Брови в какой-то степени теряют натуральный и естественный вид, на открытом лбе выделяются брови идеальной геометричной формы с высокой аркой. Голливудские звезды того времени Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро, Одри Хепберн носят безукоризненные по силуэту брови, идеально ухоженные.




  • 1960-е. Брови Софи Лорен – типичные брови 1960-х годов. Критики говорят, что ее брови «полны секретов». Она применяла интересный прием, чтобы добиться естественный и ухоженный вид: актриса сбривала их полностью, а сверху рисовала тонким карандашом новые (короткими штрихами, имитирующими волоски бровей).


  • 1970-е. Это время возвращения к естественности благодаря движению хиппи. Женщины меньше выщипывают брови, довольствуются натуральной растительностью. Примеры бровей того времени – в образах актрис Эли МакГроу и Лорен Хаттон.

Вот, например, ваши брови.
- А что мои брови?
- Ведь это же неприлично!
- Да что вы?
- Если у вас так густо растут брови, надо же с этим как-то бороться!
- А как с этим можно бороться?
- Ну надо выщипывать. Прореживать.
- Чем?
- Ну хотя бы рейхсфедером.
- А. Рейхсфедером. Милый мой, это же больно!
- Ну вы женщина, потерпите. Бровь должна быть тоненькая-тоненькая, как ниточка. Удивленно приподнятая.
Думаю, очень многие застряли в том времени и теперь мучают своих мастеров-бровистов, которые не понимают, что теперь делать с этими ниточками.

  • 1980-е. Брук Шилдс и Мадонна представляют новый тренд и новую тенденцию – на супер большие и толстые брови. Чем гуще, тем лучше. Уравновешивается это яркими губами с применением контура темным карандашом.
  • 1990-е. Брови новых стандартов – хорошо выщипанные, утоньшающиеся к внешнему краю. Наиболее типичные брови того времени – как у Дрю Бэрримор, Памеллы Андерсон. А слава модели Кристи Макменами взлетела на пик после того, как она сбрила свои брови (фотосессия в стиле гранж для Vogue в 1992 году).

Совершенно потрясающую ностальгическую статью нашла в Сети. И почему при таком обилии всевозможных статей и фотоподборок никто из тоскующих по СССР авторов раньше не догадался сделать обзорный материал про изобретательность советских женщин, которые всегда и везде ухитрялись сделать, что называется, из г****на конфетку?! В том числе и из тех незатейливых, а порой откровенно антигуманных средств, которые в магазинах Советского Союза продавались под видом косметики!

Сегодня, когда от разнообразия косметики рябит в глазах, и при желании можно подобрать абсолютно любой оттенок помады, теней, краски для волос … даже туши, не говоря уже о лаке для ногтей, мы можем не гнаться за яркостью и непохожестью на других, а подбирать цветовую гамму макияжа, исходя из того, что нам пойдет – и подойдет! Однако не так давно ситуация была совершенно иной. И мои ровесники, дети 70-80-х, должны помнить то, как наши мамы подкрашивали ресницы разводимой собственными слюнями тушью, румянили щеки губной помадой и красили волосы хной. И ведь как при этом потрясающей выглядели.


Все наверняка помнят эпизод из «Служебного романа» (1977 г.), в котором, только придя на работу, «статистические красавицы» наводят марафет.

Уже по этим кадрам понятно, как скромен был в те времена косметический ассортимент: все женщины наносят на веки серо-голубые тени, подводят глаза и тонко выщипанные брови карандашами, подозрительно напоминающими обычные карандаши для рисования, а губы подкрашивают помадой невнятного красно-розового тона.

Примерно с таким макияжем предстает затем и преобразившаяся Людмила Прокофьевна.

Кстати, абсолютно с таким же мейкапом появлялась на экране двумя годами раньше Надя из «Иронии судьбы» (1975 г.).

Но каким бы скромным ни был выбор косметики, советских экранных красавиц нельзя назвать отставшими от западной моды того времени.

На рекламном плакате Maybelline тех лет мы видим очень похожий макияж: голубые тени почти до бровей, брови тонким полукругом, достаточно яркие красноватые румяна и помада в тон.

Очень похожий макияж был и на роковой блондинке Светлане Светличной в «Бриллиантовой руке» (1968 г.), вот только глаза актрисы были подведены яркими «стрелками» по моде 60-хх.

Пристрастие к серо-голубым теням вообще отличало макияж конца 60-70-хх годов. Правда, для советских женщин это был не столько вопрос вкуса, сколько пресловутого выбора – почему именно этот оттенок был представлен в продаже чаще всего.


Яркий пример: Наталья Кустинская в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г.). Легендарное «Якин бросил свою кикимору!».

В этом же фильме актриса демонстрирует культовый косметический продукт советских женщин – тушь в брусочке, в которую следовало плевать.

В тушь плевали, а затем самые отчаянные еще и разделяли ресницы иголками или шпильками.

Эффект получался сногсшибательный, особенно, если предварительно прибегали к еще одной устрашающей процедуре – подкручиванию ресниц горячим ножом или ложкой.

Ровный тон лица обеспечивал еще один легендарный косметический продукт – тональный крем «Балет» от фабрики «Свобода», ложащийся на кожу густым слоем, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной маски. Кстати, крем не так давно пережил второе рождение и теперь на рынке представлен как «Балет 2000».

Затем кожу припудривали – иногда просто тем, что было под рукой. Например, в провинциальных городах женщины использовали для этих целей обычный тальк или зубной порошок.

На бумаге все, как обычно, звучало значительно шикарнее: «Пудру различают по ряду признаков. По консистенции она бывает порошковая (наиболее распространенная), в виде таблеток (компактная), мазеобразная (крем-пудра) и жидкая. Порошковая пудра по степени измельчения и виду отдушки делится на четыре группы: высшего качества – «Восток, «Бархатистая», «Балет» и др.; группы А (хорошего качества) – «Красная Москва», «Кремль», «Эллада», «Сказка» и др.; группы Б (средняя) – «Маска», «Камелия», «Шипр» и др.; группы В (массовая) – «Кармен», «Сирень», «Фиалка» и др. По назначению пудру выпускают для кожи жирной («Шипр», «Белая ночь», «Ленинград» и др.) и сухой («Бархатная», «Магнолия», «Красный мак», «Крем-пудра» и др.); по цвету – белую, розовую (для блондинок), рашель № 1, 2 и 3, цвета загара (для шатенок и брюнеток)».


Любопытны рекомендации того времени по нанесению пудры: «Пудру можно накладывать в следующей последовательности: сначала припудрить подбородок, затем окружности рта, щеки, лоб, нос. Употреблять для этой цели пуховки не гигиенично, так как они быстро загрязняются. Лучше пользоваться каждый раз чистым ватным тампоном».

А помните жирные румяна в пластиковых коробочках? Кстати, многие женщины уже тогда своим умом дошли до модного нынче среди визажистов приема – использовать в качестве румян помаду (которая вся сплошь выпускалась в пластиковых футлярах).

Грифель карандашей «Косметика» – черного, коричневого, синего и зеленого цветов – был ничуть не мягче, чем дерево, из которых эти карандаши делались. Поэтому для того, чтобы подвести глаза, карандаши было необходимо активно смачивать слюной. В результате линии получались толстые и неровные. А иногда и таких карандашей было не достать. Тогда в ход шли самые обычные, благо что разница между ними и косметическими была не так уж велика.

Образ дополнял лак для ногтей, чаще всего матовый и примерно того же красноватого оттенка, что и помада героинь «Служебного романа». Но случался и перламутровый, сияющий отчаянным блеском.

Ну, и конечно, парфюм. Выбор духов был значительно лучше, чем ассортимент декоративной косметики, одна из популярных фабрик того времени – «Новая заря», именно она выпускала такие духи, как «Наташа» и «Злато скифов».

Мода 80-х требовала совершенно гипертрофированного образа: яркие и блестящие ткани, люрекс, массивные украшения из пластика и поддельного «золота», пышные прически и «боевая раскраска» немыслимых оттенков.

Безумные начесы щедро заливались лаком для волос «Прелесть», так что прическа буквально становилась твердой на ощупь. Чем выше и тверже начес – тем краше!

Губы было необходимо подкрашивать блестящей помадой ядовитых цветов. А особым шиком считались подведенные по контуру коричневым карандашом губы, подкрашенные бледной перламутровой помадой.

В «валютных» магазинах, куда было не попасть простым смертным, начала появляться косметика западных марок. Все женщины начали мечтать о «золотых розочках» Ланком и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Диор.

В конце 80-х – начале 90-х в моде по-прежнему царила яркость. Синие, зеленые, фиолетовые блестящие тени до бровей, густая карандашная подводка, лихорадочные пятна румян и заметные за километр губы…

Необходимый атрибут образа – лаки для ногтей всех цветов радуги. Особой любовью пользовалась американская марка KiKi, выпускавшая сверкающие блестками лаки самых невероятных оттенков, из-за которых ногти слоились, желтели и ломались, но на что только не пойдешь во имя красоты!

А потом Советский Союз кончился, и началась совсем другая история…

Полтора часа — столько времени иногда тратили женщины СССР на подкрашивание ресниц. Какие еще косметические испытания выпали модницам советского периода?

В одной из сцен художественного фильма «Одиноким предоставляется общежитие» героиня Натальи Гундаревой насильно умывает подругу, «разукрашенную» для новогоднего вечера. Скромность и естественность — основные атрибуты внешности приличной советской девушки. Однако не всё так просто с макияжем и косметикой из СССР. Рассказы об утреннем марафете советских модниц вызывают ужас у современных женщин. Вспомним пять средств для макияжа, которыми вряд ли воспользуются девушки XXI века.

1. Тени

Легально купить коробочку с тенями было проблемой. Опытные модницы отправлялись в магазин для художников, где покупали пастельные мелки. Их натирали и разбавляли водой. Чтобы хорошо держались на коже, некоторые изобретательницы добавляли еще и вазелин.

«Нормальные» тени можно было достать по блату. Обычно болгарские или польские. Шиком и признаком больших связей считались немецкие тени. Цвета были исключительно с перламутром и не отличались разнообразием: серо-голубой, зелёный, фиолетовый. Однако, как говорится, не до жиру.

Накрашенные голубыми тенями до бровей веки можно встретить у героинь советских фильмов. Такой мейкап считался вполне удачным и приемлемым. Причём пользовались одинаковыми голубыми тенями и блондинки, и брюнетки.

Тени для век, которые можно было купить только по блату

Серо-голубые тени на веках звезд советского кино

2. Тушь

Вспоминая о брусочке твёрдой ленинградской туши, которую нужно было размачивать перед нанесением (часто использовалась слюна), многие женщины не удерживаются от улыбки и ностальгии. Такую коробочку можно купить и сейчас. Однако вряд ли хоть одна модница из СССР захочет вернуться к «плевательнице», учитывая современное разнообразие туши.

В комплекте шла неудобная и недолговечная щёточка. Тушь щипала глаза и склеивала ресницы. Чтобы они смотрелись аккуратно, их приходилось расклеивать обычной швейной иголкой. Занятие неприятное, монотонное и опасное. На покраску ресниц могло уходить полтора часа: по полчаса на каждый глаз и по 15 минут на разделение ресниц. Опытные женщины умудрялись после такого труда создать элегантный образ.

Легендарная ленинградская тушь

3. Карандаши, приспособленные для глаз

В качестве подводки использовались карандаши «Косметика». Стоили они дорого и ездили за ними в Москву. Альтернативой был набор акварельных карандашей «Живопись» или «Ярославна». Выбор цветов богаче, мягкий грифель. Кроме того, можно было подводить не только глаза, но и губы. Держалась краска недолго, но смотрелась скромно.

«Косметика» для подводки глаз

Карандаши «Живопись»

4. Помада

С помадой было напряжённо, как и с тенями. Оттенков мало. Можно было купить вишнёвую, морковную, малиновую или красную. «Губнушку» использовали до основания. Застрявшие «пеньки» выковыривали иголкой или шпилькой, плавили и сливали в одну баночку. В результате получался оттенок, которого не было ни в одном магазине. В советских фильмах героини чаще всего накрашены помадами морковного цвета, слегка блестящими.

Выбор советских помад

5. Тональный крем, пудра, румяна

В ходу была рассыпчатая пудра «Лебяжий пух» от фабрики «Новая Заря», на которой производили также легендарные духи «Красная Москва». «Пух» выпускался в трёх оттенках и представлял собой подкрашенный тальк с отдушкой.

Популярным был тональный крем «Балет». Он ложился плотно и напоминал жидкий пластилин. Некоторые женщины делали тональную основу сами, смешивая пудру с детским кремом.

Вместо румян использовали губную помаду. Наносили штрихи на скулы и растирали пальцами или ватой. Получался румянец в тон губ.

А какие косметические средства времен СССР помните вы? Мы будем рады, если поделитесь своими воспоминаниями или опытом в комментариях.

Автор — Наталья Стрельникова

Не забывайте ставить лайки, подписываться на канал и делиться публикацией в соцсетях❤️. Нам будет приятно!








Лучшей рекламой сегодня является вскользь оброненное: «Такой косметикой пользовалась сама Нефертити». В принципе имя можно подставить любое — Клеопатра, Екатерина Великая, королева Марго, Мария Медичи. Но в наших широтах беспроигрышным вариантом будет упомянуть русских боярынь, поскольку они, как известно, «красою лепы, бровьми союзны».

«Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут — ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну» — такие гневные обличительные речи произносились в середине XVII столетия в «Кружке ревнителей древлего благочестия», идейным вдохновителем которого был небезызвестный протопоп Аввакум. Адресовались они, как легко можно понять, тем самым «боярыням», что, по мнению нынешних косметологов, пользовались только натуральными, природными средствами.


Мука для Марфушки

Превознося «старинные бабушкины рецепты», горе-специалисты часто идут на прямой подлог: «Для румян и помады русские красавицы использовали сок малины, вишни, натирали щёки свёклой. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел». Источник вдохновения этого опуса очевиден — киносказка Александра Роу «Морозко». Именно там Марфушеньку-душеньку пудрят мукой и румянят свёклой, доводя до вида классической матрёшки. Реальность же была куда более грубой, а главное, вредной.

Самое забавное, что все источники сходятся в одном: косметику боярыни любили слишком сильно. Как возмущался декоративной косметикой неистовый старообрядец протопоп Аввакум, уже ясно. Его идейный противник, митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий III, в публицистике силён не был, однако в 1662 году изгнал из храма несколько чрезмерно накрашенных женщин. Иностранцы, вообще не имеющие к православной церкви ни малейшего отношения, парадоксальным образом были на стороне и Аввакума, и Макария: «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата». Это слова англичанина Энтони Дженкинсона, путешествовавшего по России в середине XVI века.

Сейчас в общине уже около 50 постоянных прихожан.

Кстати, иностранцы на первый взгляд подтверждают «натуральность» старомосковской косметики. Вот немец Адам Олеарий: «Они белятся так, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провёл по их лицу». Вот барон Иоганн Корб: «Белила их столь грубы, что женщины похожи на булки, сверх меры засыпанные мукой». Вот тот же Дженкинсон: «Всего лучше сравнить их с жёнами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки». Велик соблазн предположить, что в качестве пудры и впрямь использовали пшеничную муку.

Понадобился пристальный взгляд специалиста, который к тому же был не чужд литературному труду. Им стал личный врач царя Алексея Михайловича Самуэль Коллинз: «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил». Собственно, этим сказано всё. И красная охра, и висмутовые, или испанские, белила широко используются в современной индустрии косметики. Так что никакими особенными рецептами старомосковские красавицы не обладали. Более того, если сравнить косметический ассортимент средней европейской модницы и русской красавицы тех времён, то получится, что они почти идентичны. Французские гонители «искусственной красоты» в 1642 году с негодованием писали о том, что дамские прихоти стали разорять мужчин: «Для туалета одной дамы теперь требуется целая лавка белил, румян, сулемы, квасцов, коровьего помёта, уксуса, духов, миндального масла. » Так что перебора в русской косметике было ничуть не больше, чем в Европе. Отличия в ассортименте тоже минимальны — вместо миндального масла на Руси чаще использовали облепиховое, а также умащали тело «холодцом» — тогда так называли не говяжий студень, а спиртовую настойку мяты, своего рода лосьон.


Реформы и зубы

Единственное, в чём наши косметические нравы резко отличались от европейских, так это прикладной стоматологией. Иностранцы в ужасе писали: «Русские женщины чернят свои зубы». В сочетании с белилами и румянами чёрная улыбка действительно выглядела устрашающе. Но тому было своё объяснение. Чаще всего кивают на то, что русские переняли этот обычай у татар, а те, в свою очередь, у китайцев и японцев. Действительно, в Азии было принято чернить зубы. Но татарское влияние здесь ни при чём.


«При чём» — некоторый прогресс в области химии, а также стремление русских женщин выглядеть сногсшибательно. Особенно это касалось высшей аристократии. Белизна улыбки почиталась как одна из основных добродетелей невесты. Разумеется, можно было чистить зубы толчёным мелом, но процесс этот был длительным и трудоёмким. А хотелось всего и сразу. И тогда русские аптекари предложили эффективный вариант. Меркуриальные примочки. То есть пасты на основе соединений ртути. Это был прорыв. Зубы становились белоснежными за два-три использования такой пасты. Правда, через полгода, много — год, вся эта красота облезала вместе с эмалью, оставляя грязно-серые, а при условии усердного применения и чёрные пеньки.

А дальше срабатывал механизм женского попугайства. Если у боярыни зубы чёрные, значит, это модно. Значит, любая «жонка» с московского посада замешает нутряное свиное сало с сажей из печной трубы, сдобрит это дело рыбьим клеем и вымажет свои зубы, чтобы хоть таким образом сравняться с боярыней.

Среди реформ Петра I чаще всего вспоминают создание регулярной армии, а также повальное брадобритие у мужчин. Всё верно. Но царь-плотник не оставил своим вниманием и прекрасную половину человечества. Когда говорят, что он запретил чернить зубы, несколько грешат против истины. Он всего-навсего запретил их отбеливать ртутью, силой заставив отказаться от «бабушкиных рецептов». И привил на Руси обычное средство для гигиены рта — тряпочку и щётку с толчёным мелом.

Читайте также: