Чем красили брови на руси

Опубликовано: 12.05.2024


1. Прообразы «Морозко»

Образ Марфушеньки далеко не вымышленный. /Фото: kino-teatr.ru

Документально засвидетельствовано, что женщины уделяли внимание коже лица и тела еще во времена Древней Руси. Девушки умывали лица утренней росой, придающей свежесть и заряжавшей энергией.

Вся косметика для лица базировалась на натуральных ингредиентах природного происхождения. Например, волосы мыли яйцом, ополаскивая их настоями трав. Эластичности кожи добивались с помощью кисломолочных продуктов, смягчали и восстанавливали - жирами и маслами. В качестве румян русские барышни использовали свеклу, ягоды вишни и малины, белизну лицу придавали мукой, а брови с ресницами выделяли углем и сажей. Зачастую делали это чрезмерно щедро, поэтому макияж из подручных средств скорее походил на кукольный грим. Так что фрагмент из советского «Морозко» с украшением героини Инны Чуриковой имеет под собой абсолютно реальную основу.

2. Допетровский грим

Главное условие макияжа 17-18 веков – яркие румяна на выбеленном лице. /Фото: s.mediasole.ru

Иная картина наблюдалась в 15-16 веках. В этот период косметика превращается в модный товар. В Москве она продается в специальных белильных отделах. И уже мало какая уважающая себя горожанка выходила в люди ненакрашенной. Единственное, по-прежнему хромало чувство меры.

О том, как смотрелись тогдашние женщины Московии, писал российский посол Англии при Иване Грозном Дженкинсон. Он недоумевал, зачем женщины, наделенные природной изящностью и красотой лица, искажают свои лица до неузнаваемости. По его утверждению, маски из красок на них можно было разглядеть на расстоянии выстрела.

И даже спустя десятилетия подобная картина зафиксирована врачом государя Алексея Михайловича Самуэлем Коллинзом. Он замечал, что пудра и румяна русских женщин напоминают краски, которыми покрывают трубы домов. Вторил ему и путешественник Олеарий, обвинявший городских женщин в грубом и чересчур броском внешнем виде. Подобную ситуацию попытался обосновать бывавший в Москве англичанин Джайлс Флетчер. Он предположил, что виной всему печи, у которых женщины проводят большую часть времени. Сморщенные от жара лица, по его мнению, можно было замаскировать только обильной косметической маской.

3. Излишки – под нож

В допетровской Руси миловидные мужские лица высмеивались, а бороды не брились. /Фото: img.yandex.ru

Свинцовые белила того периода были губительными для здоровья, но никого это не останавливало. В XVII веке косметические средства в России использовались особенно широко. Перед балами пудру и румяна накладывали толстым слоем. Если тональная маска получалась слишком обильной, в ход шел специальный нож, соскребающий излишки. На танцах дамам неоднократно приходилось поправлять макияж, так как подсыхая белила отваливались с лица кусками. Следующее столетие обозначилось массовым мануфактурным производством косметики. Стоили такие средства очень дорого, при этом оставаясь опасными для здоровья. Фиксировались даже случаи отравления губной помадой.

4. Петровские тренды и мужской макияж

В 18 веке в России красились все, причем мужчины не были исключением. Князь Голицын. /Фото: b1.culture.ru

Борьбу с чрезмерным увлечением декоративной косметикой начал Пётр I. Общаясь с юности с иностранными барышнями, Петр отмечал их умеренность в традициях макияжа. После его указа «О ношении венгерского платья» переродились и подходы к украшению лица. Плотная маска из белил и румян сдавала позиции, а макияж становился легким и прозрачным. Эталоны женской красоты медленно, но верно возвращались к естественной индивидуальности.

Краситься в традициях бабушек для щеголихи современности считали немыслимым. Расширился и ассортимент косметических средств – румяна теперь выпускались в нескольких оттенках и подбирались к лентам и платью. В обществе появилась новая тенденция – косметикой начали пользоваться мужчины. Перенимая европейские традиции, франты смело румянились, белились, присыпали парики душистой пудрой и подводили глаза. Причем стоимость «декоративки» была весьма высокой, что только повышало спрос и интерес.

5. О чем рассказала эксгумация

 А. Рябушкин. Семья купца в XVII веке, 1896 г. /Фото: cp12.nevsepic.com.ua

Но дороговизна белил и румян была не самой пугающей особенностью косметики того периода. Дело в том, что в состав большинства средств входили опасные для жизни ядовитые соединения. Свинец, ртуть, цинк и негашеная известь постепенно накапливались в организме, приводя к страшным последствиям. В ходе эксгумации тел матери и супруги Ивана Грозного был проведен химический анализ их останков. Исследователи склонялись к тому, что женщины стали жертвами насильственной смерти. Содержание тяжёлых металлов в костях значительно превышало максимально допустимые нормы, а в волосах обнаруживались следы ртути. Все свидетельствовало о тяжелом отравлении. Теперь уже ясно, что русские женщины веками убивали себя косметикой. Свинцовая пудра разъедала кожу и оставляла тёмные пятна, которые замазывались ещё активнее. Брови с ресницами чернились ядовитой сурьмой.

При этом, конечно, мало кто связывал необъяснимые недомогания и внезапные смерти молодых красавиц с макияжем. Температуру, кишечную боль, тошноту и бессонницу проще было объяснить сглазом и порчей. «Свинцовая колика» на тот момент не диагностировалась, и помочь модницам лекари не могли.

6. Ускользнувший румянец и борьба за качество

В 19 веке победила натуральность. /Фото: b1.culture.ru

В XIX веке яркая декоративная косметика окончательно вышла из моды. Женщинам полюбились легкие платья в светлых тонах, а правильным цветом лица считалась лёгкая бледность. Яркие щёки теперь напоминали о пышущей крестьянской грубости. Приветствовалось едва тронутое белилами лицо, помада в самых нежных тонах, а от румян отказывались вовсе. Популярными стали различные осветляющие кожу лосьоны, средства для удаления веснушек и пигментных пятен. Главной косметической тенденцией конца XIX века считалось её научное усовершенствование. Наконец потребители обратили внимание на качество продуктов. Модные дома состязались друг с другом, чьи средства более безопасны, а женские журналы публиковали рекомендации исследователей о способах проверки «притираний» на наличие в составе вредных соединений.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Косметика в Древней Руси | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

На Руси с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана, сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливают кожу лица, шеи, рук, делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и косметические свойства которых им были известны

Свойства растительных средств язычники знали в совершенстве, поэтому в косметических целях применялись в основном они. Также были хорошо известны и лечебные свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни растений и умело использовали их для приготовления косметических средств.

Например, для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На чернение глаз и бровей шла черная сажа, иногда использовалась коричневая краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Для окраски волос также использовали растения: например, шелухой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в светло-желтый. Алую краску получали из барбариса, малиновую - из молодых листьев яблони, зеленую - из перьев лука, листьев крапивы, желтую -из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д. Язычницы знали «характер» каждого цвета и его влияние на человека, с помощью которого можно было влюбить в себя, или наоборот, отвадить, и пр.

Косметика в Древней Руси, фото № 1

В Древней Руси каждому цвету, при нанесении макияжа, придавалось свое, магическое значение — люди верили, что с помощью одного цвета можно приворожить, с помощью другого, наоборот, отвадить.

Особенно тщательно русские женщины заботились о том, как выглядит лицо. Для придания коже лица здорового, привлекательного вида, а также для разглаживания морщин, не жалели ни молока, ни сметаны, ни яичных желтков. Матери делились со своими дочерями секретами красоты, например о том, что отвар петрушки и огуречный сок отбеливают кожу, а настой василька хорош при жирной, пористой коже. Крапива и корни лопуха служили лечебным средством для борьбы с перхотью и выпадением волос.

Для освежения тела делали массажи с мазями, приготовленными на травах, применяли так называемый «холодец» - настой из мяты.

Бытовая косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для ухода за волосами использовалось репейное масло.

В Древней Руси гигиене и уходу за кожей уделяли большое внимание. Поэтому косметические «ритуалы» чаще всего проводились в бане. Особенно распространены были русские бани со своеобразным хлестким массажем вениками. Для излечения от кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни настои трав или пиво, придающее запах свежеиспеченного ржаного хлеба. Для смягчения и питания кожи хорошо наносить на нее мед.

Косметика в Древней Руси, фото № 2

В банях проводили уход за кожей, ее очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причем проделывали эту процедуру без боли.
В России было распространено еженедельное мытье в бане, если же бани не было, мылись и парились и русских печах. В арсенале профилактики закаливания разумной системы гигиены русская баня испокон веков была на первом месте.

Макияж в царской России делали не только женщины, но и мужчины: франты белили и подрумянивали лицо и в обязательном порядке пудрили искусственные волосы.

Косметика зачастую была вредна для здоровья, но не пользоваться ею великосветские дамы не могли: наличие макияжа указывало на статус.

Фактрум с интересом разбирает женские косметички XVIII века.

Макияж на Руси

Макияж на Руси

Конечно, к искусственному украшательству лиц женщины прибегали ещё до Петра I, однако настоящий расцвет мейкап-искусства наступил именно в петровские и елизаветинские времена. При этом красились повсеместно и дамы в возрасте, и совсем юные девицы. Белила, румяна, пудра — обязательная часть ежедневного туалета. Качественную косметику, как водится, привозили из-за границы. Дамы зачастую просили привезти им «жемчужные помады», придающие лицу «великую белизну», знакомых дипломатов и путешествующих родственников.

По воспоминаниям одной из дворянок XVIII века, румяниться женщины начинали ещё с утра, хотя бы немного, для «свежести», а к вечеру, особенно если предстояло ехать на бал, необходимо было это сделать как следует. Сурьма на бровях плюс белила не очень одобрялись в порядочном обществе, а вот «обтирать» шею и лицо пудрой было хорошим тоном.

Купчихи старательно подражали великосветским дамам. Венесуэльский дипломат Франсиско де Миранда в своих воспоминаниях о России второй половины XVIII века так рассказывал о девицах из купеческого сословия: «Лица у всех… накрашены… они в этом нимало не нуждаются… природа наделила их весьма привлекательной внешностью».

Макияж 19 века

Свинцовые белила и нож-скребок для удаления излишков мейка

Все знали о том вреде, который несли для здоровья белила, изготавливаемые на основе свинца, но продолжали ими пользоваться: альтернативные им меловые белила или косметика на основе крахмала и висмута были не так эффективны и хуже скрывали недостатки. В дамских журналах модницам рекомендовалось перед нанесением вредной косметики делать специальные притирки, а перед сном всё тщательно с лица удалять. При этом совершенно обычным средством для удаления мейкапа был специальный нож-скребок.

Пудрой дамы высшего света пользовались наравне с мужчинами — не только приводя в порядок лицо, но и закрепляя высокие причёски и парики. На замысловатые «многоэтажные» конструкции — например, в виде кораблей уходило до полукилограмма пудры. Для того, чтобы вместе с прической не засыпать себя с головы до ног, надевали специальные маски и накидки. Лишние слои с лица соскребали ножом и жёсткой кистью.

Изготавливали пудру из муки, при этом выпускалась она в нескольких оттенках. Интересно, что отдельной популярностью пользовалась светло-серая пудра — дамы находили, что этот оттенок особенно подчёркивает свежесть лица.

Важная роль отводилась румянам: «Не нарумянившись, куда-нибудь приехать значило бы сделать невежество». При этом румяна наносили и на виски, и около губ, и даже на глаза — своеобразный приём «скульптурирования». Яркое косметическое средство сначала изготавливали из кармина или более дешевого аналога — киновари, но затем в моду вошли румяна на шафране: они меньше вредили здоровью кожи и отличались многообразием оттенков. Выпускались румяна в виде порошков, помады или же пропитанных кусочков бумаги и ткани — ими необходимо было натирать лицо.

В конце XVIII — начале XIX века дамы всё чаще стали отказываться от белил и использовать в разы меньше пудры. Румяна выпускались более приглушенных и натуральных оттенков, и пользовались в основном ими дамы в летах. В моду входит естественность.








Лучшей рекламой сегодня является вскользь оброненное: «Такой косметикой пользовалась сама Нефертити». В принципе имя можно подставить любое — Клеопатра, Екатерина Великая, королева Марго, Мария Медичи. Но в наших широтах беспроигрышным вариантом будет упомянуть русских боярынь, поскольку они, как известно, «красою лепы, бровьми союзны».

«Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут — ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну» — такие гневные обличительные речи произносились в середине XVII столетия в «Кружке ревнителей древлего благочестия», идейным вдохновителем которого был небезызвестный протопоп Аввакум. Адресовались они, как легко можно понять, тем самым «боярыням», что, по мнению нынешних косметологов, пользовались только натуральными, природными средствами.


Мука для Марфушки

Превознося «старинные бабушкины рецепты», горе-специалисты часто идут на прямой подлог: «Для румян и помады русские красавицы использовали сок малины, вишни, натирали щёки свёклой. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел». Источник вдохновения этого опуса очевиден — киносказка Александра Роу «Морозко». Именно там Марфушеньку-душеньку пудрят мукой и румянят свёклой, доводя до вида классической матрёшки. Реальность же была куда более грубой, а главное, вредной.

Самое забавное, что все источники сходятся в одном: косметику боярыни любили слишком сильно. Как возмущался декоративной косметикой неистовый старообрядец протопоп Аввакум, уже ясно. Его идейный противник, митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий III, в публицистике силён не был, однако в 1662 году изгнал из храма несколько чрезмерно накрашенных женщин. Иностранцы, вообще не имеющие к православной церкви ни малейшего отношения, парадоксальным образом были на стороне и Аввакума, и Макария: «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата». Это слова англичанина Энтони Дженкинсона, путешествовавшего по России в середине XVI века.

Сейчас в общине уже около 50 постоянных прихожан.

Кстати, иностранцы на первый взгляд подтверждают «натуральность» старомосковской косметики. Вот немец Адам Олеарий: «Они белятся так, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провёл по их лицу». Вот барон Иоганн Корб: «Белила их столь грубы, что женщины похожи на булки, сверх меры засыпанные мукой». Вот тот же Дженкинсон: «Всего лучше сравнить их с жёнами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки». Велик соблазн предположить, что в качестве пудры и впрямь использовали пшеничную муку.

Понадобился пристальный взгляд специалиста, который к тому же был не чужд литературному труду. Им стал личный врач царя Алексея Михайловича Самуэль Коллинз: «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил». Собственно, этим сказано всё. И красная охра, и висмутовые, или испанские, белила широко используются в современной индустрии косметики. Так что никакими особенными рецептами старомосковские красавицы не обладали. Более того, если сравнить косметический ассортимент средней европейской модницы и русской красавицы тех времён, то получится, что они почти идентичны. Французские гонители «искусственной красоты» в 1642 году с негодованием писали о том, что дамские прихоти стали разорять мужчин: «Для туалета одной дамы теперь требуется целая лавка белил, румян, сулемы, квасцов, коровьего помёта, уксуса, духов, миндального масла. » Так что перебора в русской косметике было ничуть не больше, чем в Европе. Отличия в ассортименте тоже минимальны — вместо миндального масла на Руси чаще использовали облепиховое, а также умащали тело «холодцом» — тогда так называли не говяжий студень, а спиртовую настойку мяты, своего рода лосьон.


Реформы и зубы

Единственное, в чём наши косметические нравы резко отличались от европейских, так это прикладной стоматологией. Иностранцы в ужасе писали: «Русские женщины чернят свои зубы». В сочетании с белилами и румянами чёрная улыбка действительно выглядела устрашающе. Но тому было своё объяснение. Чаще всего кивают на то, что русские переняли этот обычай у татар, а те, в свою очередь, у китайцев и японцев. Действительно, в Азии было принято чернить зубы. Но татарское влияние здесь ни при чём.


«При чём» — некоторый прогресс в области химии, а также стремление русских женщин выглядеть сногсшибательно. Особенно это касалось высшей аристократии. Белизна улыбки почиталась как одна из основных добродетелей невесты. Разумеется, можно было чистить зубы толчёным мелом, но процесс этот был длительным и трудоёмким. А хотелось всего и сразу. И тогда русские аптекари предложили эффективный вариант. Меркуриальные примочки. То есть пасты на основе соединений ртути. Это был прорыв. Зубы становились белоснежными за два-три использования такой пасты. Правда, через полгода, много — год, вся эта красота облезала вместе с эмалью, оставляя грязно-серые, а при условии усердного применения и чёрные пеньки.

А дальше срабатывал механизм женского попугайства. Если у боярыни зубы чёрные, значит, это модно. Значит, любая «жонка» с московского посада замешает нутряное свиное сало с сажей из печной трубы, сдобрит это дело рыбьим клеем и вымажет свои зубы, чтобы хоть таким образом сравняться с боярыней.

Среди реформ Петра I чаще всего вспоминают создание регулярной армии, а также повальное брадобритие у мужчин. Всё верно. Но царь-плотник не оставил своим вниманием и прекрасную половину человечества. Когда говорят, что он запретил чернить зубы, несколько грешат против истины. Он всего-навсего запретил их отбеливать ртутью, силой заставив отказаться от «бабушкиных рецептов». И привил на Руси обычное средство для гигиены рта — тряпочку и щётку с толчёным мелом.

-Метки

-Рубрики

  • жизнь (2170)
  • политика (1351)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ (450)
  • Актеры (55)
  • мои думушки (15)
  • этика (11)
  • сатанизм (10)
  • мои корни (7)
  • ИСТОРИЯ (1217)
  • племена,народности (314)
  • геноцид на украине (170)
  • геноцид на украине (107)
  • ВОВ (75)
  • СССР (37)
  • Петр 1 и его окружение (22)
  • великие (11)
  • территория загадок (10)
  • оборона (6)
  • полководцы (2)
  • города России (754)
  • РУСЬ (562)
  • города моей жизни (43)
  • арии,славяне,русь, (21)
  • Ленинград,Питербург,Санкт-Петербург. (11)
  • малая родина (9)
  • книги (487)
  • аудио-книги (162)
  • любимые книги (91)
  • легенды,мифы (40)
  • исторические книги и фильмы (39)
  • книги онлайн (10)
  • картины (464)
  • фотограф,фото (65)
  • Золотая галерея русской живописи (59)
  • живопись (33)
  • цветы (13)
  • Стихи (416)
  • ДЛЯ СЕБЯ (374)
  • гороскопы (125)
  • магия,ритуалы (122)
  • мир музыки (330)
  • женский образ (246)
  • своими руками (244)
  • вязание (94)
  • скульптуры (24)
  • шитье (23)
  • сад,огород (4)
  • сад,огород (3)
  • за гранью разумного (211)
  • Вселенная (119)
  • видео (210)
  • путешествия (196)
  • страны (90)
  • Для друзей (176)
  • С новым Годом (54)
  • С Добрым утром (4)
  • Добрый вечер (3)
  • С Днем Рождения (2)
  • все для компа (173)
  • рамочки (62)
  • копилка (5)
  • флэш-эпиграфы (4)
  • мудрость жизни (151)
  • Знаете ли Вы? (26)
  • высказывания великих мира сего (20)
  • Обычаи,нравы, (8)
  • правила жизни (6)
  • уголок поэта (149)
  • Красота (147)
  • сады мира (57)
  • остров сокровищ (36)
  • карнавалы мира (9)
  • дети,воспитание (139)
  • русский язык (13)
  • мультфильмы (1)
  • кинофильмы онлайн (137)
  • виртуальный театр (30)
  • архитектура (117)
  • замки (43)
  • юмор (116)
  • религия (111)
  • язычество (47)
  • Кулинария (107)
  • выпечка (24)
  • салаты (15)
  • все из овощей (10)
  • украшения блюд (10)
  • мясные блюда (7)
  • антиаквариат (100)
  • артефакты (12)
  • фото животных (91)
  • храмы,соборы,монастыри (76)
  • Здоровье (75)
  • ПРИРОДА (75)
  • Чудеса Природы (48)
  • подводный мир (5)
  • Крым (1)
  • ДЕТИ (53)
  • фэнтези,мистика,необъяснимое (50)
  • сознание (47)
  • музыка (47)
  • Плейкаст (4)
  • ПРИРОДА (31)
  • советы для дома (31)
  • камни (24)
  • переделываем старые вещи (13)
  • интернет-деньги (12)
  • мастер-класс Косы (12)
  • полезное (11)
  • анимированные картинки (10)
  • АСТРОЛОГИЯ (5)
  • любовь (4)
  • цитаты из книг (3)
  • выставка (3)
  • рецепты масок (1)
  • ВОЛОСЫ (1)
  • ПОГОВОРКИ (0)

-Приложения

-Ссылки

-Музыка

-Музыкальный плеер

-Всегда под рукой

-Шутливый гороскоп блоггера

-неизвестно

-Цитатник

Журналист Андрей Норкин об Александре Захарченко

Бессмертный Полк на Лиру - Акция Прочитал сам - покажи другому! Кто забудет своё прошлое - у .

Сода для пользы огорода Сода для пользы огорода Сода – один из помощников дачни.

ГЛАВНЫЙ НЕДОСТАТОК СТАЛИНА — ОН САЖАЛ ТЕХ, КОГО НАДО БЫЛО ВЕШАТЬ. Спасибо СССР за красный фла.

ВЫ ОБ ЭТОМ ТОЧНО НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТЕ! Оригинал взят у rusfront2012 в ВЫ ОБ ЭТОМ ТОЧНО НИЧЕГО .

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Красота и макияж женщин древней России!


Очень красна девица


Ещё иностранцы, приезжавшие в допетровскую Россию, отмечали удивительную вещь – при том, что знатные женщины практически никуда, кроме церкви, не ходили, они всегда были накрашены – набелены и нарумянены. И мужья охотно тратили деньги на их издержки в косметике! Почему?


Упоминание о чрезмерном увлечении московских женщин косметикой мы найдём в записках и дневниках многих европейских дипломатов: в бумагах барона Мейер-берга, Рейтенфельса, Койэта, Шлессингера и Корба. Они пишут, что румяна и пудра у русских женщин считаются эталоном красоты и вкуса. Малейший загар на лице благородной женщины был признаком «чёрных» крестьянок, а румяные щёки, наоборот, признаком хорошего здоровья.


Очень красна девица


Выходить на улицу без румян, сурьмы, белил женщине было просто неприлично. Женщины, не стесняясь, сурьмили ресницы и брови, раскрашивали шею и руки коричневой, белой и голубой красками. Особенно увлекались косметикой женщины из боярского сословия. Переняв привычку у татарок, они даже чернили зубы. Доходило до смешного — девицы были буквально красными, древний макияж скорее портил природную красоту, чем украшал.


Некоторым женщинам, красивым от природы, приходилось подчиняться моде, чтобы не быть осмеянными, и краситься как все. Княгиня Черкасская очень долго сопротивлялась, не желая портить свой лик краской, но вынуждена была смириться.


Иностранцы недоумевали – «у них на лице столько краски, будто они покрыли его с помощью кисти». Вот как писал о русских женщинах Адам Олеарий — преподаватель Лейпцигого университета, математик, физик и историк, библиотекарь и антиквар на службе у герцога Голштинского. Дважды он участвовал в голштинском посольстве в Россию: в 1633-1634 и в 1635-1639 годах. Адам Олеарий опубликовал свои записки о путешествиях в Россию.


«…Женщины среднего роста, в общем, красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы. Некоторых женщин соседки их или гостьи их бесед принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то, что они от природы красивее, чем их делают румяна), чтобы вид естественной красоты не затмевал искусственной».


В Москве белила и румяна продавались в самом центре у торговых людей в белильных и овощных рядах в Китай-городе, возле Лобного места, у храма Василия Блаженного.


А со второй четверти XVII века здесь установили белильный ряд, но торговать можно было только срук, точнее с коробов, лавки здесь возбранялось ставить. Хранили белила и румяна в белильницах и румянницах, они представляли собой небольшие коробочки, обшитые золотом и серебром, низанные жемчугом, иногда серебряные, украшенные финифтью и каменьями.


Очень красна девица


У каждой женщины были такие коробочки, которые служили для клеельницы и суремницы, в них держали клей для волос и сурьму для бровей. В свою очередь эти коробочки «берегли» в ларцах, ящиках и шкатулках. Кроме них там лежали ароматница, разные бочечки, тазики, чашечки с необходимыми косметическими средствами: бальзамами и помадами, хрустальные скляницы с водами и водками.


При таком обильном использовании косметики, большое внимание уделялось красоте кожи и личной гигиене. Обязательным было утреннее омовение с мылом и розовой водой (отваром шиповника) или же «водою, в которой парена есть романова трава» (отвар ромашки). Зубы чистили «корою дерева горячего и терпкого и горького, на язык шкнутаго (жёсткого). Поскольку «лицевая чистота», даже без «углаждения» специальными притираниями, почиталась «украшением лица женского», даже женщины из простых семей по утрам непременно «измывали себя».


Очень красна девица


Особое внимание в древности уделялось чистоте тела. Бани с использованием травяных настоев были важной и необходимой вещью. В банях проводили уход за кожей, её очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причём проделывали эту процедуру без боли.


Для излечения от кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни настои трав или пиво, придающее запах свежеиспечённого ржаного хлеба. Для смягчения и питания кожи хорошо наносили на кожу мёд…


Так почему же, имея и добиваясь естественной красоты, русские женщины так неумело, но рьяно стремились к искусственной? Над этой женской загадкой ломали голову многие великие мужи. Одни пытались объяснить эту моду тем, что, облачившись в платья из ярких тканей, славянские красавицы видели свое ненакрашенное лицо бледным, эстетически несопоставимым с таким убранством, и это вызывало потребность завершить свой образ, придав ланитам столь же яркие цвета, что преобладали в тканях и драгоценных камнях их уборов.


Очень красна девица


Другие полагали, что это может быть связано со страстной натурой русских людей… И коли они жили в столь контрастном мире: в природе — холодная зима и жаркое лето, в обществе — богатый и нищий, то и в своём быту они повторяли этот контраст, и захотелось им видеть свою кожу не просто светлой, а белоснежной, а румянец — ядрёным и густым. Красавицы воспринимали буквально и белизну снега и красный маковый цвет, и прямо и непосредственно воспроизводили то, что казалось им красивым.


Очень красна девица


Писатель Николай Чернышевский считал, что подобная манера краситься имеет восточное заимствование. «Красивая славянская организация, миловидное славянское лицо искажались сообразно восточным понятиям о красоте, так что русский мужчина и русская женщина, могшие следовать требованием тогдашнего хорошего тона, придавали себе совершенно азиатскую наружность и совершенно монгольское безобразие».


Историк Василий Ключевский сделал, пожалуй, самый интересный и скандальный вывод: этот обычай «… делал красивых менее красивыми, а дурных приближал к красивым и таким образом сглаживал произвол судьбы в неравномерном распределении даров природы. Если так, то обычай имел просветительно-благотворительную цель, заставляя счастливо одарённых поступаться долей полученных даров в пользу обездоленных…».

Читайте также: