В чем заключается биологическое значение обильного роста бороды и усов у европеоидов

Опубликовано: 17.09.2024


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Биология
Литература
Пресса
Книги
Печатная продукция
Ботаника

25. Приведите примеры проявлений наследственной из­менчивости у современного человека.

26. Объясните, почему биологическая эволюция челове­ка в последнее время замедлилась.

27. Приведите примеры социальной эволюции человека. Согласны ли вы с тем, что она продолжает ускорять­ся? Обоснуйте свою точку зрения.

28. Приведите примеры, указывающие на принципиаль­ное сходство процессов, протекающих в организме человека и животного. О чем говорит это сходство?

29. В чем конкретно заключается сходство основных эта­пов эмбрионального развития человека и животного?

30. Сравните строение конкретных систем органов чело­века и типичного млекопитающего животного. Ка­кой вывод можно сделать на основании итогов этого сравнения?

31. Чем понятие «рудимент» отличается от понятия «ата­визм»?

32. Что конкретно означает фраза: «химический состав внутриклеточной среды у человека и животного прин­ципиально сходен»?

33. У шимпанзе и современного человека гораздо боль­ше общих черт, чем у гиббона и человека. Как это можно объяснить?

34. Что могло заставить древних предков человека вый­ти из лесов и начать жить на открытых простран­ствах?

35. Дриопитек в основном питался растительной пищей, а неандерталец — преимущественно животной. Каким образом можно объяснить эти различия?

36. Челюсти австралопитека значительно массивнее, чем у современного человека. Что можно сказать об осо­бенностях питания австралопитека, основываясь на данном факте?

37. Какие преимущества приобрели предковые формы человека в связи с овладением огнем?

38. Как можно доказать, что кроманьонец более развит в социальном плане, чем неандерталец?

39. Какие причины (условия) могли привести к форми­рованию нескольких рас у человека?

40. В чем может заключаться биологическое значение:

а) обильного роста бороды и усов у европеоидов;

б) сильно развитой кожной складки над верхним ве­ком у монголоидов;

в) узких глаз у монголоидов;

г) темной кожи у негроидов?

Краткие ответы на наиболее трудные вопросы к теме 3

2. Современные человекообразные обезьяны и человек, вероятно, имели общего предка (дриопитека). Одна­ко в дальнейшем они эволюционировали в разных направлениях, поскольку (каждый по-своему) адап­тировались к разным комплексам природных усло­вий. Эта эволюция сопровождалась Процессом дивер­генции, приводящим к накоплению различий между обезьянами и человеком. Поэтому ожидать превра­щения в человека недавних предков современных человекообразных обезьян было бы весьма наивно.

3. Наличие сходных черт между человеком и современ­ными человекообразными обезьянами объясняется общностью их происхождения, т. е. тесным эволю­ционным родством.

4. Различия между человеком и современными челове­кообразными обезьянами связаны с разнонаправленностью их исторического развития.

9. Абстрактное мышление оперирует обобщенными образами, что позволяет успешно находить принци­пиальные решения важных проблем даже без мани­пулирования предметами, не увязая в деталях и част­ностях.

10. Предполагается, что надбровные дуги защищают глаза обезьян от ударов ветвей при перемещении в кронах деревьев. Данная проблема стала менее актуальной для вышедших на открытые пространства непосред­ственных предков человека. Вероятно, поэтому в про­цессе исторического развития человека не получали эволюционных преимуществ те особи, у которых над­бровные дуги были развиты наиболее сильно.

14. Извилины головного мозга увеличивают общую поверхность больших полушарий устанавливаются разнообразные функциональные связи между нейронами, количе­ство и качество которых определяют уровень мыс­лительных способностей конкретной особи.

16. Вероятно, развитие речи прежде всего инициирова­лось необходимостью координировать действия раз­ных особей при совершении трудовых операций, требующих коллективных, совместных усилий. Де­ятельность людей в процессе развития общества ста­новилась все более разнообразной и по этой причине уже не могла регулироваться несколькими десятка­ми звуковых сигналов, как это наблюдается даже у весьма высокоразвитых животных (волков, слонов, дельфинов, львов, обезьян).

17. У обезьян не развита вторая сигнальная система (ус­тная речь), отсутствуют письменность, искусство, наука, в которых могли бы надолго отразиться жиз­ненный опыт особи или группы. Отметим, однако, что примитивные формы обучения у этих животных все-таки существуют. Например, молодые обезьяны учатся у взрослых строить гнезда на деревьях для ночного сна. Такое обучение осуществляется в про­цессе наблюдения молодых животных за поведени­ем взрослых членов группы. Но возможности данного способа передачи жизненного опыта весьма ограни­чены. Например, индивидуальный прогрессивный опыт «гениального» животного может быть не усво­ен «плохими учениками» и по этой причине не бу­дет передан следующему поколению обезьян (ведь срок жизни владельца этого опыта ограничен, в луч­шем случае, десятками лет). Наличие письменности, науки, искусства у человека в ряде случаев позво­ляет сохранить ценный индивидуальный опыт кон­кретной личности и воплотить его в жизни следую­щих поколений.

20. Наследуются не признаки человека, а их задатки (в виде генетической программы развития этих при­знаков, которая заключена в хромосомах ядра клет­ки). Признак формируется как результат реализации наследственных задатков на фоне воздействующих на развивающуюся особь условий внешней среды. По­этому можно заключить, что все признаки человека не наследуются, но передается возможность форми­рования этих признаков под действием различных факторов: климатических условий, физических на­грузок, обучения, воспитания и др.

23. Данное утверждение ошибочно, поскольку плохо адаптирующиеся люди продолжают погибать от ин­фекционных болезней, наследственных заболеваний или в результате стресса. Таким образом, естествен­ный отбор продолжает действовать в человеческом обществе.

24. С этим утверждением можно согласиться, посколь­ку современный человек преобразовал природу и со­здал особые, благоприятные для него условия жиз­ни. Этого нельзя сказать о наших давних предках. Например, сейчас человек строит комфортабельные жилища, а не выбирает ту или иную пещеру, как это делал неандерталец.

26. Биологическая эволюция осуществляется интенсив­но, если популяции данного вида испытывают ак­тивное воздействие со стороны изменяющихся усло­вий природной среды. Поскольку человек создал для себя комплекс стабильных и благоприятных усло­вий, в которых он и существует, действие естествен­ного отбора в человеческих популяциях оказалось ослабленным. Вероятно, это и привело к уменьше­нию темпов биологической эволюции человека.

33. Многие ученые считают, что австралопитек (древней­ший предок человека) и шимпанзе произошли от общего предка (дриопитека). Происхождение гиббо­на связано с другой предковой формой — плиопитеком. Следовательно, человек и шимпанзе более «родственны», чем человек и гиббон. При обсужде­нии этого вопроса с учащимися целесообразно обра­титься к схеме «Родословная человека» .

34. Возможно, выход давних предков человека на от­крытые пространства мог быть связан с нехваткой кормовых ресурсов, перенаселенностью или пресле­дованием со стороны опасных хищников, живущих в лесу и хорошо лазающих по деревьям. Вероятно, могла сыграть свою роль и острая конкуренция с другими видами лесных человекоподобных су­ществ, жившими в то время.

35. Можно предположить, что это объясняется особенно­стями среды обитания и физическими возможностя­ми вероятных предков человека. Австралопитек, питекантроп, неандерталец были значительно мощнее, чем дриопитек и подобные ему обезьяны. жили они на открытых пространствах, по которым ходили стада крупных животных. Физическая сила неандертальца и изобилие доступной потенциальной добычи, вероятно, склоняли его к охоте, а не к собирательству. Однако и в его рацион, наверняка входили не только животные, но и растительные объекты.-

Тема 4. Экология Экологические факторы.

1. Химические яды, применяемые против вредителей сельского хозяйства, часто вызывают тяжелые отрав­ления у человека. Предложите эффективные спосо­бы защиты людей от ядов.

2. Приведите примеры ситуаций, когда конкуренция между видами исключается.

3. Что общего между хищничеством и паразитизмом и чем они отличаются?

4. Объясните, почему истребление волков может при­вести к сокращению численности кустарников и под­роста деревьев.

5. Головастики североамериканской лягушки-лопатоноса в разных водоемах могут быть двух форм: хищной и растительноядной. Чем можно объяснить это яв­ление?

6. Какова способность к саморегуляции у аквариума по сравнению с природным биогеоценозом (естественным водоемом)? Почему?

7. Что может произойти в аквариуме, если значитель­но увеличить количество вносимого корма для рыб? Почему?

8. Изменение каких внешних условий может привести к «цветению воды» в аквариуме?

9. Почему в большом аквариуме легче поддерживается биологическое равновесие по сравнению с аквариу­мом малого объема?

10. Почему гибель рыб в аквариуме от недостатка кис­лорода, растворенного в воде, наиболее вероятна в ночное время?

11. Какие факторы могут ограничивать рост численнос­ти мышей в клетке при избытке пищи?

12. Приведите примеры взаимной регуляции численно­сти организмов разных видов и примеры наруше­ния такой регуляции. Каковы могут быть послед­ствия этого нарушения?

13. Почему мелким теплокровным животным требуется большее относительно к массе тела количество пищи, чем крупным?

14. Почему на островах встречается меньше видов, чем на той же площади на материке? В каком из этих двух случаев сообщества организмов будут более ус­тойчивы к воздействиям извне?

Разделы: Биология

Cлайд 1 (приложение 3, презентация)

  • дополнить и обобщить имеющиеся у учащихся знания о расах человека;
  • формировать у учащихся отрицательное отношение к реакционной сущности расизма;
  • формировать умение доказывать несостоятельность расизма на основе научных фактов.

  • разъяснить связь образования рас с миграцией населения;
  • доказать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям находятся на одном уровне;
  • раскрыть биологическую и социальную составляющую людей, принадлежащих к разным расам.

Учащиеся должны знать:

  • определение терминов раса, расогенез, расизм;
  • морфологические признаки представителей больших рас.

Учащиеся должны уметь:

  • доказывать несостоятельность расизма;
  • объяснять связь образования рас с миграцией населения;
  • обосновывать свою точку зрения.

Метод обучения – проблемный.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Заполнение визиток.

II. Актуализация знаний.

Опрос домашнего задания (5 минут):

1. Выбери правильный ответ (отметь правильный ответ карандашом):

А. Какие обезьяны были предками человекообразных обезьян?

Б. К каким людям относят питекантропа, синантропа и гейдельбергского человека:

В. Какой вид людей стал использовать огонь:

1 - синантроп

Г. Какие из людей стали изготавливать орудия труда:

Д. Какой человек стал именоваться Человеком разумным:

2. Дайте определение понятия ВИД -

  • группа особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства;
  • населяющих определенный ареал;
  • обладающих рядом общих морфологических и физиологических признаков;
  • сходством во взаимоотношениях с биотической и абиотической средой.

3. Впишите, социальные факторы антропогенеза:

  • трудовая деятельность
  • общественный образ жизни
  • речь
  • мышление

4. Вставьте пропущенное слово:

Прародиной человека современного физического типа является (Африка).

III. Изучение нового материала.

Постановка проблемного вопроса урока:

Почему верно утверждение, что и двухметровый чернокожий баскетболист, и миниатюрная вьетнамка, и краснокожий индеец принадлежат к одному виду?

  1. Термин «Раса» ввел Жорж Бюффон в 18 веке. Cлайд 6
  2. Из уроков 8 класса вы уже знаете, что РАСА – это исторически сложившаяся группа людей, имеющая общие морфологические и физиологические наследственные особенности, а также традиции и обычаи (выполнение задания 1 на листе). Cлайд 7
  3. В современном человечестве выделяют три большие расы и несколько десятков малых рас. Cлайд 8

(выполнение задания 2 на листе)

Используя материал учебника и знания, полученные при изучении данной темы в 8 классе, заполни пропуски:

признаки

расы

экваториальная

европеоидная

монголоидная

  1. Формирование рас началось около 90 тысяч лет назад в Африке.

  1. Процесс возникновения и становления рас человека называют расогенезом.

Существуют 2 основные гипотезы, объясняющие происхождение рас:

  • полицентристы считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков и в разных местах;
  • моноцентристы признают единство происхождения социально-психического развития, единый уровень умственного развития;

(заполнение задания 3 в листе)

  1. Заполни схему:

Доказательства моноцентрической гипотезы переводят ее в разряд теорий (гипотеза + доказательства):

  • различия во второстепенных признаках;
  • генетическая изоляция отсутствует;
  • биологические эволюционные изменения (уменьшение массивности скелета, увеличение роста, ускорение развития) проявляются у представителей всех рас.

(выполнение задания 4 в инд. листе)

  1. Причины расогенеза:

Со стр. 287 и 288 учебника выберите основные факторы расогенеза и попробуйте их прокомментировать

  • естественный отбор
  • мутации
  • изоляция
  • смешение популяций

По мере заселения человеком земного шара, сталкиваясь с новыми условиями среды, выживали и давали потомство приспособленные индивиды. Сформировавшиеся в ходе биологической эволюции морфологические признаки объясняются:

    • характером окружающей среды,
    • климата,
    • пищевых ресурсов,
    • количеством солнечного света.

А. Швейцер врач и миссионер, долго живший в Африке заметил, что венозная кровь представителей экваториальной расы по цвету почти не отличается от артериальной. Он решил, что это признак представителей этой расы. Но когда он через 1,5 года заболел и сделал себе такой анализ, то заметил, что и его кровь приобрела ярко – красный цвет (содержание кислорода выше, т.к. растения выделяют кислород постоянно).

  1. Долгое время некоторые ученые связывали биологические особенности рас с уровнем их культуры и социального развития. Эти заблуждения легли в основу антинаучной идеологии расизма. Расизм зародился еще в рабовладельческом строе, но основные его положения были сформулированы в Х I Х веке. В них ученые пытались обосновать преимущества одних рас перед другими, выделяли «высшие» и «низшие» расы. Причем, «высшими» расами пытались представить как европеоидную расу, так и экваториальную. Среди представителей различных рас есть выдающиеся ученые, актеры, путешественники, преподаватели, люди искусства. Но, тем не менее, человек, независимо от расовой принадлежности является биологическим «уникальным продуктом».

  1. Для людей всех рас характерны видовые признаки:
  • сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);
  • физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции);
  • возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство;
  • все едины по происхождению.

Так и по генам человека нельзя с точностью определить его расу, поэтому в генетическом смысле рас не существует (а лишь признаки, доминирующие и рецессивные, различные нормы поведения). Признаки, исследуемые учеными – генетиками Бразилии показали, что у людей, относящих себя к белой расе в Бразилии, в среднем присутствует 39% генов, характерны для североамериканских индейцев, 28% генов, характерны для африканцев, и 39% генов для европеоидов. А также антропологи считают, что 1\5 населения планеты, это 1 млрд. 250 млн. человек метисы – представители смешанных браков.

Другим доказательством, что все расы относятся к одному виду можно считать пересадку органов. Известны многие случаи, когда сердце, почки пересаживают людям разных рас, и они успешно приживаются. Первая успешная операция по пересадке сердца в 80-х года сделал доктор Барнад (ЮАР, Кейптаун). Он пересадил белому человеку сердце утонувшего чернокожего юноши. После этого пациент прожил 5 лет.

(Выполнение в листе задания «Закрепление нового материала»).

Закрепление нового материала:

1. Вставь пропущенные слова:

  • В настоящее время выделяют (три) большие расы.
  • Современное человечество представлено (одним) видом.
  • Процесс возникновения и становления рас называют (одним).
  • Существуют 2 гипотезы расогенеза: (моноцентрическая и полицентрическая)

2. Дайте определение: Расизм – (реакционная теория, оправдывающая социальное неравенство, эксплуатацию, войны принадлежностью людей к различным расам).

(Проставь свой вариант от окна – 1, 2, 3) ________ вариант.

3. Ответь на проблемный вопрос к следующему уроку

в ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ:

  • Обильного роста бороды и усов у европеоидов.
  • Узких глаз у монголоидов.
  • Курчавых волос у негроидов.

Ответ на проблемный вопрос урока.

Закончить наш урок я хочу слова Р. Рождественского:

Для всех угнетенных
Трудом обожженных,
Разницы в цвете кожи – нет
В людях – черных, белых, желтых –
Красная кровь течет.

Домашнее задание к следующему уроку: ответ на проблемный вопрос из индивидуального листа, § 73 пересказ.

В конце урока можно провести самоанализ урока (приложение 2)

Усы и борода не помогают согреться, не защищают от пыли и бактерий и не способствуют распространению запаха для привлечения полового партнера. Кроме того, они не растут у половины человеческой популяции — у женщин. Журнал Wired рассказывает, как бесполезные с биологической точки зрения волосы на лице стали одним из инструментов конкуренции между мужчинами и почему мода на «лицевые» прически меняется в кризисные периоды истории.

Представьте себе, что волосы на лице — это семейство, усы и бороды — это роды, а их разнообразные стили — это отдельные виды, которые могут скрещиваться и образовывать гибриды: например, бороду «Островок» — аналог утконоса в семействе волос на лице.

Вы вряд ли вообще думаете о таких вещах, если, конечно, вы не погонофил — человек, который любит бороды и их обладателей. Журнал The Economist писал об этом набирающем популярность тренде еще в 2015 году в своем репортаже о Национальном чемпионате по бороде и усам, который тогда проходил в Бруклине.

Как видим, бороды по-прежнему в моде. Более того, теперь волосы на лице стали своеобразным признаком мужественности. А недавно тема усов и бороды поднималась в связи с пандемией коронавируса.

Вскоре после начала пандемии СМИ нашли инфографику Центра по контролю и профилактике заболеваний США, демонстрирующую, какие виды усов и бороды можно носить со стандартной маской-респиратором № 95. На ней было представлено 36 моделей: четырнадцать усов, двенадцать бород, девять усо-бородных гибридов и чисто выбритый вариант.


Но эта схема также указывает на то, о чем мы раньше не задумывались: волосы на лице — это не очень практично. Зачем они нам?

Ученые точно не знают, но предполагают, что они отличаются от всех остальных типов волос.

Другие типы волос выполняют определенные функции:

  • Волосы на теле способствуют терморегуляции.
  • Волосы на голове защищают кожу от палящего солнца и согревают при морозах.
  • Ресницы выполняют роль ширмы, оберегая глаза от насекомых и пыли.
  • Брови не позволяют поту попадать в глаза.
  • Волосы в области подмышек распространяют феромоны, а также выводят жидкость из организма и снижают трение между рукой и краем груди во время ходьбы.
  • Лобковые волосы также снижают трение и обеспечивают защиту от бактерий.

Раньше эволюционные биологи думали, что волосы на лице выполняют защитную и терморегуляторную функции, как волосы на теле и лобке. В конце концов, усы и борода растут вокруг рта, куда вместе с едой могут попадать бактерии. Кроме того, лицо — это часть головы, а голова быстро мерзнет, если не покрыта волосами.

Единственный недостаток этой теории был в том, что она не учитывала 50% населения — женщин. Естественный отбор безжалостен, но последователен: он никогда не наделяет определенной чертой только половину популяции и уж тем более не обходит стороной ту часть, которая ответственна за рождение потомства. Если бы волосы на лице выполняли важную функцию, они бы росли у обоих полов.

Так зачем нужна борода?

Один из ведущих эволюционных психологов современности Джеффри Миллер из Университета Нью-Мексико объясняет: «Две самые важные функции волос на лице у мужчин — это привлечение противоположного пола и отпугивание соперников». То есть волосы на лице посылают один сигнал потенциальным партнершам (о зрелости и мужественности) и совершенно другой сигнал потенциальным соперникам (о силе и мудрости).

Сигнал, посылаемый мужчинам (то есть соперникам), мощнее, чем посылаемый женщинам (то есть партнерам). Причем независимо от того, нравится ли определенной женщине растительность на лице или нет, густота бороды — это лишь один из факторов привлекательности. Если вы находитесь среди большого количества бородачей — например, на съезде лесорубов, — то гладко выбритое лицо будет выглядеть более выгодно; а если вас окружают бритые люди, то лучше быть с бородой.

В эволюционной генетике это называется частотно-зависимым отбором . Проще говоря, преимущество имеют те черты, которые редко встречаются в популяции. Например, у рыб гуппи самцы с необычным пятнистым окрасом чаще спариваются и реже становятся добычей, а значит, получают огромное конкурентное преимущество.

Однако у такого преимущества есть и обратная сторона: очень скоро появляется огромное количество других особей с той же чертой — и она теряет свою привлекательность. Но у природы всё схвачено: когда определенная черта есть у многих рыб, это приводит к снижению интереса со стороны потенциальных партнеров и повышению интереса со стороны хищников.

Это чередование распространенности и эксклюзивности подтверждает, что растительность на лице возникла вследствие соперничества, а не для привлекательности. Недостаточно просто быть привлекательным. Нужно также выделяться из толпы. Это объясняет, почему усы и борода то входят в моду, то теряют свою популярность.

На протяжении истории люди неоднократно отращивали или сбривали волосы на лице в зависимости от того, как с ними поступали их конкуренты и враги.

Древние римляне 400 лет брились, потому что греки — их соперники в эпоху эллинизма — считали бороду символом благородства и высокого статуса. Англичане, которые с 793 по 1066 год жили под постоянной угрозой нашествия викингов, были гладко выбритыми в противовес своим врагам. Во время Реформации многие протестанты отращивали бороды в знак протеста против католицизма (католические священники сбривали волосы на лице).

Правители и другие высокопоставленные лица всегда задавали тренды, связанные с растительностью на лице.

Живший во II веке н. э. римский император Адриан отрастил бороду; его примеру последовали все представители правящего класса, а также некоторые из его преемников. В Средние века Генрих V стал первым английским королем без бороды. Поскольку он был прекрасным монархом, следующие семь королей пошли по его «безбородым» стопам. Лишь с женоубийцей Генрихом VIII борода снова вернулась в моду.

Меняющиеся вкусы, пример высокопоставленных лиц и соперничество — всё это определяет отношение к растительности на лице. Но ничто не влияет на популярность усов и бороды сильнее, чем настоящий кризис.


Именно пандемия коронавируса помогла привлечь внимание к инфографике Центра по контролю и профилактике заболеваний США (которая на самом деле была создана несколькими годами ранее и не имела отношения к COVID-19). Газета Daily Mail даже посвятила ей статью под названием «Повышает ли ваша борода риск заразиться коронавирусом?».

При этом растительность на лице не первый раз становится предметом обсуждения в разгар эпидемии. В 1916 году в журнале McClure’s некий врач возложил на усы и бороды вину за распространение почти всех известных в то время болезней. «Невозможно сосчитать количество вредоносных бактерий, которые скрываются в густых зарослях длинных усов», — заявил он.

Но иногда кризис имеет обратный эффект и приводит к увеличению числа бородачей. Именно в такой период появилась статья о погонофолии в The Economist (2015), инфографика ЦКЗ (2017) и выросло количество категорий в Национальном чемпионате по бороде и усам — с 18 до 47 (2019).

Что будет с волосами на лице, когда кризис здравоохранения совпадет с политическим и экономическим кризисом, никто не знает. Но одно можно сказать наверняка: выглядеть это будет забавно.

Усы и борода не помогают согреться, не защищают от пыли и бактерий и не способствуют распространению запаха для привлечения полового партнера. Кроме того, они не растут у половины человеческой популяции — у женщин. Журнал Wired рассказывает, как бесполезные с биологической точки зрения волосы на лице стали одним из инструментов конкуренции между мужчинами и почему мода на «лицевые» прически меняется в кризисные периоды истории.

Представьте себе, что волосы на лице — это семейство, усы и бороды — это роды, а их разнообразные стили — это отдельные виды, которые могут скрещиваться и образовывать гибриды: например, бороду «Островок» — аналог утконоса в семействе волос на лице.

Вы вряд ли вообще думаете о таких вещах, если, конечно, вы не погонофил — человек, который любит бороды и их обладателей. Журнал The Economist писал об этом набирающем популярность тренде еще в 2015 году в своем репортаже о Национальном чемпионате по бороде и усам, который тогда проходил в Бруклине.

Как видим, бороды по-прежнему в моде. Более того, теперь волосы на лице стали своеобразным признаком мужественности. А недавно тема усов и бороды поднималась в связи с пандемией коронавируса.

Вскоре после начала пандемии СМИ нашли инфографику Центра по контролю и профилактике заболеваний США, демонстрирующую, какие виды усов и бороды можно носить со стандартной маской-респиратором № 95. На ней было представлено 36 моделей: четырнадцать усов, двенадцать бород, девять усо-бородных гибридов и чисто выбритый вариант.


Но эта схема также указывает на то, о чем мы раньше не задумывались: волосы на лице — это не очень практично. Зачем они нам?

Ученые точно не знают, но предполагают, что они отличаются от всех остальных типов волос.

Другие типы волос выполняют определенные функции:

  • Волосы на теле способствуют терморегуляции.
  • Волосы на голове защищают кожу от палящего солнца и согревают при морозах.
  • Ресницы выполняют роль ширмы, оберегая глаза от насекомых и пыли.
  • Брови не позволяют поту попадать в глаза.
  • Волосы в области подмышек распространяют феромоны, а также выводят жидкость из организма и снижают трение между рукой и краем груди во время ходьбы.
  • Лобковые волосы также снижают трение и обеспечивают защиту от бактерий.

Раньше эволюционные биологи думали, что волосы на лице выполняют защитную и терморегуляторную функции, как волосы на теле и лобке. В конце концов, усы и борода растут вокруг рта, куда вместе с едой могут попадать бактерии. Кроме того, лицо — это часть головы, а голова быстро мерзнет, если не покрыта волосами.

Единственный недостаток этой теории был в том, что она не учитывала 50% населения — женщин. Естественный отбор безжалостен, но последователен: он никогда не наделяет определенной чертой только половину популяции и уж тем более не обходит стороной ту часть, которая ответственна за рождение потомства. Если бы волосы на лице выполняли важную функцию, они бы росли у обоих полов.

Так зачем нужна борода?

Один из ведущих эволюционных психологов современности Джеффри Миллер из Университета Нью-Мексико объясняет: «Две самые важные функции волос на лице у мужчин — это привлечение противоположного пола и отпугивание соперников». То есть волосы на лице посылают один сигнал потенциальным партнершам (о зрелости и мужественности) и совершенно другой сигнал потенциальным соперникам (о силе и мудрости).

Сигнал, посылаемый мужчинам (то есть соперникам), мощнее, чем посылаемый женщинам (то есть партнерам). Причем независимо от того, нравится ли определенной женщине растительность на лице или нет, густота бороды — это лишь один из факторов привлекательности. Если вы находитесь среди большого количества бородачей — например, на съезде лесорубов, — то гладко выбритое лицо будет выглядеть более выгодно; а если вас окружают бритые люди, то лучше быть с бородой.

В эволюционной генетике это называется частотно-зависимым отбором . Проще говоря, преимущество имеют те черты, которые редко встречаются в популяции. Например, у рыб гуппи самцы с необычным пятнистым окрасом чаще спариваются и реже становятся добычей, а значит, получают огромное конкурентное преимущество.

Однако у такого преимущества есть и обратная сторона: очень скоро появляется огромное количество других особей с той же чертой — и она теряет свою привлекательность. Но у природы всё схвачено: когда определенная черта есть у многих рыб, это приводит к снижению интереса со стороны потенциальных партнеров и повышению интереса со стороны хищников.

Это чередование распространенности и эксклюзивности подтверждает, что растительность на лице возникла вследствие соперничества, а не для привлекательности. Недостаточно просто быть привлекательным. Нужно также выделяться из толпы. Это объясняет, почему усы и борода то входят в моду, то теряют свою популярность.

На протяжении истории люди неоднократно отращивали или сбривали волосы на лице в зависимости от того, как с ними поступали их конкуренты и враги.

Древние римляне 400 лет брились, потому что греки — их соперники в эпоху эллинизма — считали бороду символом благородства и высокого статуса. Англичане, которые с 793 по 1066 год жили под постоянной угрозой нашествия викингов, были гладко выбритыми в противовес своим врагам. Во время Реформации многие протестанты отращивали бороды в знак протеста против католицизма (католические священники сбривали волосы на лице).

Правители и другие высокопоставленные лица всегда задавали тренды, связанные с растительностью на лице.

Живший во II веке н. э. римский император Адриан отрастил бороду; его примеру последовали все представители правящего класса, а также некоторые из его преемников. В Средние века Генрих V стал первым английским королем без бороды. Поскольку он был прекрасным монархом, следующие семь королей пошли по его «безбородым» стопам. Лишь с женоубийцей Генрихом VIII борода снова вернулась в моду.

Меняющиеся вкусы, пример высокопоставленных лиц и соперничество — всё это определяет отношение к растительности на лице. Но ничто не влияет на популярность усов и бороды сильнее, чем настоящий кризис.


Именно пандемия коронавируса помогла привлечь внимание к инфографике Центра по контролю и профилактике заболеваний США (которая на самом деле была создана несколькими годами ранее и не имела отношения к COVID-19). Газета Daily Mail даже посвятила ей статью под названием «Повышает ли ваша борода риск заразиться коронавирусом?».

При этом растительность на лице не первый раз становится предметом обсуждения в разгар эпидемии. В 1916 году в журнале McClure’s некий врач возложил на усы и бороды вину за распространение почти всех известных в то время болезней. «Невозможно сосчитать количество вредоносных бактерий, которые скрываются в густых зарослях длинных усов», — заявил он.

Но иногда кризис имеет обратный эффект и приводит к увеличению числа бородачей. Именно в такой период появилась статья о погонофолии в The Economist (2015), инфографика ЦКЗ (2017) и выросло количество категорий в Национальном чемпионате по бороде и усам — с 18 до 47 (2019).

Что будет с волосами на лице, когда кризис здравоохранения совпадет с политическим и экономическим кризисом, никто не знает. Но одно можно сказать наверняка: выглядеть это будет забавно.

Кто, когда и зачем начал брить бороду? Вопрос из разряда тех, что приходят на ум среди ночи, или пока не двигаешься в руках мастера с опасной бритвой. Сегодня мужчины подравнивают свою «Канадку» и платят барберу за услуги. Раньше платили высокий налог просто за право её носить. Не только Петровская реформа имела судьбоносное влияние, в разных народах были заведены не менее интересные традиции.

Борода, я скажу тебе: «Да»? или «Нет»?

imgonline-com-ua-Resize-D5ugM0r26FBOo.jpg

Отношение к растительности на лице у разных религий и народностей в древности было своеобразным. В каких случаях бороду почитали, говорили строгое «нет», или «да», но с уточнениями.

Брить или не брить?

Брить. Носить разрешалось только фараону, и то искусственную.

Не брить, но подстригать ножницами можно.

Православные христиане

Не брить! (до Петровской реформы) Нельзя идти против природы и уподобляться женщине.

Не брить, растить, но красивую. Нельзя заходить в мечеть с неухоженной бородой. Усы укорачивать не реже, чем раз в 40 дней.

Брить всё. Мытьё, уход и расчёсывание требуют времени, а его нужно посвящать богослужению.

Древние Греки

Не брить. Форма бороды говорила о принадлежности к той или иной философской школе. Позже Александр Македонский приказал бороду брить, потому что в битве противник мог за неё ухватиться*.

Древние Римляне

В ранний период – не брить. Мужчину растительность украшала, а брились только скорбящие и подневольные рабы. Позже взяли моду с греков, но философы остались верны бороде.

Древние Арабы

Не брить. Борода завершает образ мужчины и является признаком свободы. Более того, длиной бороды измерялся уровень квалификации и достоверность мужского слова!

*По неофициальной версии у Александра Македонского просто не росла борода, и чтобы не быть высмеянным народом, он ввёл указ растительность сбривать.

Сегодня в России и за рубежом нет строгих рамок в правилах ношения бороды и усов, за исключением религиозных соображений. Появилось множество разных форм бороды и усов, которые ограничиваются только фантазией.

Влияние генетики

imgonline-com-ua-Resize-67Z0OK878OldB5.jpg

Иногда мало одного желания отрастить знатную бороду. Если природа пошла против, ничего не поделаешь. Знакома ситуация, когда волосы на лице растут клочками, а не равномерно, как травка на газоне. Такое можно наблюдать не только у «избранных» мужчин, но и у целых наций.

Например, борода очень неуверенно растёт у азиатов, живущих в северных и центральных районах, и причина тому – физиология. По природе азиатские народы достигают зрелости гораздо позже, чем европейцы, а максимальный уровень гормональной активности наступает только к 30 годам. Редко можно увидеть коренного азиата-бородача - чаще всего борода, хоть и довольно неуверенная, встречается у возрастных мудрецов.

У индейцев не растёт не только борода, но и в принципе волосы на теле. Такая тенденция заложена генетикой: климатические условия, в которых проживали древние народы, не требовали растительности на теле. Более того, каждое племя обязано было иметь отличительные признаки в виде рисунков на лице. Чтобы волосы не мешали, от них избавлялись: бритьём или удаляли с помощью сока растений. Со временем генетика нации изменилась, и волосы сами перестали расти.

У кавказцев, наоборот, гормональный фон активнее, чем у других народностей, и половая зрелость наступает уже к 12-13 годам! Количество активных волосяных фолликулов на лице у кавказских мужчин больше, чем у других наций. Всё это и приводит к быстрому росту густой бороды.

Забыть о бритье на четыре недели

imgonline-com-ua-Resize-A7D6vqqMuT2fsoV.jpg

Сегодня нет строгих правил, но есть интересные традиции, которые люди сами для себя придумали и с удовольствием чтут. Есть в году такой месяц, когда мужчины решают оставить волосы на лице в покое и не вмешиваться в их рост. Каждый ноябрь любой желающий может стать причастным к традиции, которая родилась в 1999 году в Аделаиде, крупном городе штата Южной Австралии.

В чём суть?

На протяжении всего месяца мужчины не бреются, а сэкономленные на станках и косметических средствах деньги перечисляют на медицинские исследования и борьбу с раком простаты, а также прочими мужскими заболеваниями.

Почему в ноябре?

Месяц был выбран не случайно: название акции «Movember» произошло от слов «moustache» (с англ. – «усы») и «November» (с англ. – «ноябрь»). В России, чтобы отращивать бороду было веселее, придумали свои вариации названия – «Небритябрь» или «Усабрь».

Акцию запустили группа молодых людей, и со временем она распространилась по всему миру. Уже в 2008 году к участию присоединились более 170 000 мужчин, и в рамках акции было собрано почти 15 миллионов долларов США.

Эксперименты с внешностью всегда вызывают интерес. Особенно, если это не просто спор, а жест с благотворительным посылом. Если после целого месяца «небритья» не затянуло, то возвращайтесь к обычному распорядку и вновь ощутите на щеках нежное прикосновение пены, а в руке – любимый станок.

Читайте также: