Мужчина роста высокого но уже сгорбленный старостью длинные волосы кто это

Опубликовано: 15.05.2024

Образовательные: • проверка знания содержания и понимания текста произведения А.С. Пушкина; углубить понимание идейно - художественного богатства романа
• помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести
Развивающие: • совершенствование умения систематизировать сведения, делать вывод, задавать вопросы, отвечать на них, аргументировано возражать и дополнять;
• совершенствование навыка взаимодействия в диалоге;
• развивать навыки самостоятельной работы с текстом
Воспитательные:

Оборудование:
• воспитание способности к нравственному выбору, формирование нравственных позиций учащихся

• портрет поэта, иллюстрации к повести, слайд-презентация

Ход урока.
Раунд 1. Блиц – разминка.
1. В каком возрасте Петруша Гринёв был отдан на руки Савельичу? (В 5 лет)
2. Чему выучился Петруша у него? (Русской грамоте и свойствам борзого кобеля)
3. Сколько лет было Петруше, когда для него наняли француза - учителя? (В 12 лет)
4. С какими продуктами был выписан из Москвы Бопре? (С годовым запасом прованского масла и вина)
5. Назовите синоним из текста повести к слову «лентяй», «недоучка». (Недоросль)
6. Какую прессу читал Батюшка Петруши? («Придворный календарь»)
7. Во сколько лет изменилась судьба Гринёва? (В 16 лет)
8. Какую верхнюю одежду взял в путь Гринёв? (Заячий тулуп и лисья шуба)
9. Какой размер проигрыша установил Зурин? Сколько раз проиграл ему Гринёв?
(2 копейки по 50 раз. Итог – 100 рублей)

Раунд 2. «Кто это?» (Угадать героев повести по их портретам)
1. Волосы обстрижены в кружок, оборванный армяк и татарские шаровары. (Пугачёв)
2. Мужчина роста высокого, но сгорбленный старостью, длинные седые волосы, белый старый полинялый мундир, в речи – немецкий выговор. (Генерал из Оренбурга)
3. Старушка в телогрейке с платком на голове. (Капитанша)
4. Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. (Швабрин)
5. Старик бодрый, высокого роста, в колпаке и китайском халате. (Комендант)
6. Молодой и статный казак (Урядник)
7. Девушка лет восемнадцати, круглолицая, румяная, со светло - русыми волосами, гладко зачёсанными за уши. (Маша)
8. Ему лет за 70, нет ни носа, ни ушей, голова выбрита, вместо бороды несколько седых волос; он малого роста, тощ и сгорблен, узенькие глазки. (Башкирец)
9. Грозные лица стройные голоса, унылое выражение лиц. (Пугачёвцы во время пения)
10. Густая рыжая борода, сверкающие серые глаза, красноватые пятна на лбу и щеках, нос без ноздрей. (Хлопуша)
11. Тщедушный, сгорбленный, страшный, с седою бородою, с голубой лентой через плечо. (Белобородов)
12. В белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке, голубые глаза, румяное лицо, прелестная улыбка. (Екатерина II).

Раунд 3. «Чьи это вещи?»
1. Висящие на стене винтовка и казацкая шашка. (Хозяин постоялого двора)
2. Старая чугунная пушка. (Белогорская крепость)
3. Клубок ниток. (Капитанша)
4. Нитка с грибами. (Иван Игнатьевич)
5. Рысьи шапки, колчаны. (Пугачёвцы)
6. Красивый казацкий кафтан, обшитый галунами, высокая соболья шапка с золотыми кистями. (Пугачёв)
7. Два жареных поросёнка, банный веник. Пугачёв)
8. Глазетовый кафтан и три чашки чая. (Старичок на военном совете в Оренбурге)
9. Письмо, принятое дрожащей рукой Маши Мироновой. (Екатерина II)

Раунд 4. «Кто сказал?»
1. «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу доброту. Век не забуду вашей милости». (Пугачёв)
2. «Ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине. В Оренбурге тебе делать нечего, Рассеяние вредно молодому человеку!» (Генерал из Оренбурга)
3. «Как завижу, бывало, рысьи шапки да как заслышу визг, веришь, отец мой, сердце так и замрёт. А теперь так привыкла, что с места не сдвинусь». (Капитанша)
4. «Без их благословления не тебе нам счастья. Покоримся воле Божьей». (Марья Миронова)
5. «Нечего на старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой стороне». (Капитанша)
6. «Вот вам новый командир. Слушайтесь его во всём, А ОН отвечает мне и за вас, и за крепость». (Пугачёв)
7. «Чтоб я пустил тебя одного! Да этого не проси, Коли ты уж решился ехать, то я хоть пешком да пойду за тобой». (Савельич)
8. «Мы сего благородием старые приятели: сядем-ка да поужинаем». (Пугачёв)
9. «Спасибо, государь, спасибо, отец родной. Дай Бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня, старика, призрел и успокоил. Век за тебя буду Бога молить, а о заячьем тулупе и поминать не стану». (Савельич)

Раунд 5. «Где это находится?» (Интерьер)
1. «Улицы были тесны и кривы, избы низки и большей частью покрыты соломой». Белогорская крепость)
2. Постель, шкаф, лампадка перед кивотом, зеркальце в простенке. (Комната Маши Мироновой)
3. Стены оклеены золотой бумагой; лавки, стол, рукомойник на верёвочке, полотенце на гвозде, ухват, шесток с горшками. (Штаб Пугачёва)
4. Чистенькая комната, убранная по-старинному, шкаф с посудой, диплом на стене, лубочные картинки. (Изба Мироновых)

Раунд 6. «Кто это? Определи героя по характеру».
1. Вышедший в офицеры из солдатских детей, человек необразованный и простой, но самый честный, из «самых почтенный людей». (Капитан Миронов)
2. «…на дела службы смотрела, как на хозяйственные, и управляла крепостью так точно, как своим домом». (Капитанша)
3. «Люди беспутные и горькие пьяницы». (Стихотворцы, по мнению капитана)
4. «Как мужчины странны! За одно слово они готовы резаться и жертвовать не только жизнью, но и совестью и благополучием». (Дуэлянты Гринёв и Швабрин в оценке Маши Мироновой)
5. «Человек умный, хорошей фамилии и имеет состояние!» (Швабрин в представлении Маши Мироновой)
6. «Человек самый прямодушный и правдивый» (Комендант Иван Кузьмич)

Раунд 7. «Закончи фразу!»
1. «Не могу сказать, что я обрадовался своему избавлению, но не скажу, однако ж, что я о нём… (сожалел)». (Гринёв)
2. «Пугачёв уехал, народ бросился… (за ним)». (Автор)
3. «Казнить так казнить, миловать… (так миловать)». (Пугачёв)
4. «Один из старших подал ему мешок с деньгами, и он стал их… (метать пригоршнями)». (О Пугачёве)
5. «Шайка выступила из крепости в порядке. Народ пошёл… (провожать Пугачёва)».
6. «Улица моя тесна, воли мне… (мало). Ребята мои умничают, они… (воры)». (Пугачев)
7. «Но видит Бог, что жизнею моей рад я заплатить тебе за то, что противно… (чести) моей и христианской». (совести)». (Гринёв Пугачёву)
8. «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме… (меня одного)». (Гринёв)
9. «Моя любовь уже не казалось батюшке пустой блажью, а матушка только и желала, чтоб её Петруша… (женился на капитанской дочке)».

Раунд 8. «Соедини имена и отчества».

• Василиса
• Мария
• Иван
• Пётр
• Алексей
• Иван • Андреевич
• Егоровна
• Игнатьевич
• Ивановна
• Кузьмич
• Иванович

Раунд 9. «Где проявляются эти черты характера»?

• Свободолюбие
• Чувство благодарности
• Наивность, слабость к лести
• Смелость и отвага
• Жестокость • Взятие Белогорской крепости
• Сказка старой калмычки
• Вторая встреча с Гринёвым
• Буран
• Сцена разговора в мятежной слободе

Раунд 10. «Восстанови текст»!
« Ты признайся, когда молодцы мои тебе верёвку… ? Я чаю, небо … показалось … А покачался бы на … , если бы не твой слуга. Я тотчас … старого хрыча. Ну. Думал ли ты, ваше … , что человек, который … тебя к умёту, был самый великий … ?»
Слова для справок. Накинули, на шею, с овчинку, перекладине, узнал, благородие, вывел, государь.
Подведение итогов, награждения.

Примечание: работа проводится на уроке в группах, задания, правильные ответы и итоги конкурса выводятся на интерактивную доску.

***
Автор – Алипова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы школы – гимназии № 17 г. Астана.
Стаж работы - 30 лет.
Категория – высшая.

Последнее обновление

Помочь фонду

Статьи по теме

  • 1
  • 2
  • >>

Рекомендуемые книги


Страницы старого дневника Г.С.Олькотт
Купить за 350р >>


Лечебник Агни-Йоги. Медицина третьего тысячелетия
Купить за 300р >>


Учение Живой Этики (в 4-х томах). Том 1
Купить за 650р >>

Оставайтесь с нами

Отзывы наших читателей

Отзывы наших читателей

Мистерия пугачёвщины

Словно зеркало русской стихии,

Отстояв назначение своё,

Отразил он всю душу России!

И погиб, отражая её.

Н.Рубцов

«Капитанская дочка » — последнее крупное произведение Пушкина. Прозрачно ясное, с детства близкое; родные герои, известные положения — ничего таинственного; но постепенно, вглядываясь в эту прозрачность, угадываешь, сначала в виде туманных теней, а потом во всё более отчетливых знаках, иное бытиё, с иными законами и логикой, и затягивает непреодолимое желание понять их значение и смысл.

Мистерия пугачёвщины

Иллюстрация художника Александра Бенуа к "Капитанской дочке"

Возникнет в повести топор — символ власти и принуждения; выхватит его мужик из-за спины и начнёт махать, и наполнится комната мёртвыми телами; мелькнёт он разбойным знаком в странном воровском разговоре; взмоет секирою палача в эпилоге, невидимо блеснув лезвием, и вознесётся над толпой мёртвая голова — символ искупления и вечной жизни; . проплывёт по повествованию зловещий знак рока и жертвы — виселица — то в поэтической строфе эпиграфа, то на площади перед гудящей толпой, то в свирепом пении разбойников, то посреди реки, высвеченная луною. мелькнут в облике вожатого черты волка — символа зла, дикости, но иногда и могучего защитника. протекут «пернатые» знаки: орел — вдохновение, власть, сила, ворон — пророчество, лебедь — чистота, искупление. и совсем не случайный заячий тулупчик (не пустил Пушкина заяц из Михайловского на Сенатскую площадь в декабре 1825 — остерёг его). возникнут символы чисел (3,9,33,10. ) — свидетели тайн, до поры скрытых.

Иногда рассеянно скользишь взглядом по строкам пушкинских стихотворений и вдруг кольнёт — только что это было! 1830-й — «Стамбул, гяуры. ».

На кольях, скорчась, мертвецы

Оцепенелые чернели.

и, почти буквально, те же чёрные силуэты в 1827-м — «Какая ночь. ». Или в том же стихотворении — ночь, виселица, всадник под нею и одичало упирающийся конь. А в 36-м Альфонс садится на коня. и тот же неумолимый рок выносит его к раскачивающимся висельникам, и вновь. конь всхрапел и боком прошёл их мимо. Или вихрь — то в «Бесах», то в «Метели», то в «Капитанской дочке». один и тот же образ. почти в одних и тех же словах. Что это? Бог весть! Но картины запечатлеваются намертво и долго ещё будоражат душу, что-то напоминая ей.

Вглядываясь пристальнее, вникая в образную ткань повести, начинаешь ощущать в смене ритмов, интонаций череду картин, с загадочной неизбежностью сменяющих друг друга:

— Вот среди голой степи и ясного неба является облачко, и через мгновение мы уже в центре ревущей бури. мутно небо, ночь мутна. и из самого сердца завывающего мрака — уверенный голос: я стою на твёрдой полосе — человек. но что-то и волчье. сметливость его и тонкость чутья меня изумили. Тайные черты видятся в этом образе: ему подвластно живое и мёртвое, стихии и люди . сворачивай вправо да поезжай. — уверенный тон, самостоятельность. его хладнокровие ободрило меня.

— И успокоенный герой проваливается в дрёму. лошади тяжело ступали. кибитка тихо подвигалась. покой, тишина — включается скрытая часть духовного сознания.. .я находился в том состоянии чувства и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. и его посещает сон, в котором видит он матушку, подталкивающую его к странным действиям, и в котором. вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни... — силы интуитивные, материнские, силы скрытые владеют им; в полудрёме видит он постоялый двор, брадатого хозяина его, колеблющийся огонёк лучины; слышит таинственный ночной разговор и. окончательно засыпает.

— Утро возникает внезапно как начало новой жизни. буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Бурная вспышка стихии, тревоги, волнения, решительные и неожиданные действия — всё ушло. Утро ясно, и события выглядят понятно и безобидно. Судьба как бы опекает героя, окружающее благоприятствует его будущему. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь; появляется заячий тулупчик и признательное обетование — век не забуду ваших милостей. В ублаготворённом состоянии. я отправился далее. и скоро позабыл о вьюге, вожатом, тулупе.

Мистерия пугачёвщины

Что-то знакомое мерещится в этих образах, их последовательности и смене. Всмотримся.

— Герой у генерала. Он увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостью, длинные волосы его были совсем белы. Начальник Петруши, человек зрелый и опытный, к тому же соратник Гринёва-старшего; как и отец Петруши, он убеждён в верности своих представлений о жизни: . ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине — логичность, сила воли, авторитет; как-то причудливо этот образ связан с образом вожатого — им очевидно суждена встреча, чем-то они сплетены.

— Как волею первого приведён он в ночной умёт, так приказ второго перемещает его в небольшую деревушку с её уютными и тёплыми обитателями (старинные люди!) в атмосферу традиционности, благожелательности. Василиса Егоровна, душа этого мира, чем-то напоминает матушку из сна. Петруша принят запросто и радушно. Согласие, гармония и религиозность царят в этом мире. Герой привязался к доброму семейству.

— Здесь зарождается сильное и чистое чувство, целиком его захватившее. Благоразумная и чувствительная девушка — Марья Ивановна — вдохновила героя, и его стихи, незатейливые, но искренние, стали первым проявлением этого чувства; эмоциональная сердечная связь, встречи, полные взаимной радости.

Конечно же! Это — Таро — Старшие Арканы. Первые две триады их прошли перед нами, завершив завязку повести. Да и названия глав: «Крепость», «Любовь», «Суд» — намекают на это же.

Таро. Странные эти карты, поражающие воображение, — знаки бренности и вечности, силы и рока, страдания и освобождения — появились в наших ларьках в начале 90-х — вероятно, как инструмент возрождающихся святочных гаданий. Но через год-два из разных источников («Знаков Христа» — В.Сидорова, репринтно переизданного комментария к «Великой Книге Тота» — В.Шмакова и др.) мы узнали, что это — древнейшее знание, накопленное тысячелетиями. По преданию, в Древнем Египте, при нашествии варваров-гиксосов, оно было зашифровано знаками-иероглифами, после чего — рассеяно в среде непосвящённых; в таком виде пережило долгие века и через гадалок, цыган, крестоносцев в XIV веке было занесено в Европу, где стало популярным. Е.П.Блаватская считала Таро остатком древнейшего знания, источник которого «. следует искать не здесь, а в Гималаях, в Снежных Цепях. Оно родилось в таинственной области, определить место нахождения которой никто не смеет и которая вызывает чувство безнадёжности у географов и христианских теологов». В 97-м на прилавках появилась книга «Египетские мистерии», приписываемая Ямвлиху, но, как следует из предисловия, видимо, имеющая значительно более поздний источник — иллюминатские таинства. Мистерии трактуют Таро как путь посвящения: каждая карта соответствует определённому этапу духовного продвижения ученика, а при достижении последнего этапа ему открываются древнейшие тайны и он достигает посвящения.

Пушкин, конечно, знал о существовании Таро и видел карты. По тексту «Пиковой дамы» ясно, что он изучал источники, скорее французские. Но насколько это могло влиять на композицию «Капитанской дочки»? С нетерпением листаем дальше. Подтвердится ли догадка?

— Счастливое течение событий внезапно омрачается вмешательством едкого и коварного цинизма; не в силах сдержать нахлынувшего негодования — ты лжёшь, мерзавец. герой оказывается втянутым в конфликт и, вынужденный действовать под чужим давлением, теряет самоконтроль. присутствие Швабрина было мне несносно; попытки примирения сменяются нетерпеливым желанием наказать обидчика; нежная беседа с Марьей Ивановной не успокаивает героя, а только ускоряет неминуемый поединок; развязка близка — почти победа!, и— неожиданный конец. что-то меня сильно кольнуло в грудь. я упал и лишился чувств. благородные побуждения, внезапно сменяемые тёмными страстями, попеременно влекут колесницу событий, всё ускоряя развязку.

Очнувшись, я не мог опомниться и не понимал, что со мною сделалось. Марья Ивановна подошла к моей кровати. мучительное томление, сомнения — всё исчезло разом. я схватил её руку и прильнул к ней, обливая слезами умиления, счастье воскресило меня, молодость и природа ускорили выздоровление. Равновесие духа восстановлено, счастье кажется близким и очевидным.

— Но судьба вновь искушает героя: письмо отца, несправедливость, обида повергают его в уныние. Не в силах перебороть страдание, я потерял охоту к чтению и словесности, дух мой упал, я боялся сойти с ума или удариться в распутство. Из счастливого влюблённого в один миг он превращен роком в изгоя и отшельника. Марья Ивановна почти со мною не говорила и всячески старалась избегать меня. Дом коменданта стал для меня постыл. Герой одинок, оставлен, чувствует себя так, как будто вырван с корнем из этой жизни; ему необходимо услышать голос духа.

—Неожиданные происшествия. дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение. Приходят тревожные вести. напряжение растёт. я чувствовал в себе великую перемену, волнение души моей было мне гораздо менее тягостно, нежели то уныние, в котором ещё недавно был я погружён. неведомая сила возникает под стенами крепости. всадники то съезжаются, то разъезжаются, и вдруг — приступ; и всё смешалось и перевернулось — торжество победителей, жертвы, виселица, роковым образом связавшая жертвы с палачами. Оргия победителей. .меня потрясла эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми обречёнными виселице. Какой денёк!. Какие cmpacmu! Но для героя это — счастливый поворот судьбы, начало нового цикла: крутится колесо фортуны и возвращается на круги своя, и через недолгое время вновь. увидел я деревушку на крутом берегу Яика, и через четверть часа въехали мы в Белогорскую крепость.

Пройдут перед нами чередой картины, таинственно перекликающиеся с символикой поворотного одиннадцатого аркана; сойдёт со сцены магическая фигура вожатого, уступая место той, которой назначено привести события к их завершению; затем — двенадцатого, тринадцатого, четырнадцатого (в основном на пространстве пропущенной главы). вместе с героем ощутим мы тяжесть оков пятнадцатой карты. надели мне на ноги цепь и заковали её наглухо. отвели в тюрьму; станем взволнованными свидетелями катастрофы рокового аркана — шестнадцатого.

— Вдруг неожиданная гроза меня поразила. казнь должна была бы меня настигнуть. но из уважения к заслугам отца. — сослать на вечное поселение в Сибирь. Сей удар едва не убил отца, — мы почти воочию видим роковую вспышку молнии, на глазах рушащийся бастион и опрокидывающиеся стремглав фигуры этого аркана; но логика мистерии влечёт нас далее.

— Потеряно не всё; Марья Ивановна — символ надежды, возрождения — скрывала ото всех свои слёзы и думала, как меня спасти.

— Таинственным образом приходит верное решение: . вдруг Марья Ивановна, тут же сидевшля за работой, объявила, что необходимость заставляет, её ехать в Петербург.

— Долгожданная победа светлых и разумных сил, к которой неудержимо стремилось повествование, достигнута. Дело ваше кончено. Я убеждена в невиновности вашего жениха. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние.

— Наступает судный день, окончательно примиряющий и духовно преобразующий противоборствующие силы; он присутствовал при казни Пугачёва, который узнал его в толпе и кивнул ему головою.

— Достигнут Мир, равновесие, гармония. Пётр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует. в селе, принадлежащем десятерым помещикам (десять наследников, живущих в мире, — символ завершённости и совершенства).

А где же странный блуждающий аркан? Конечно же — это Петруша Гринёв, несостоявшийся «сержант гвардии». При легкомысленном попустительстве беспечного outchitel'я Петруша мастерит из географической карты искусительного змея, правда, хранительница-судьба прилаживает хвост его к мысу Доброй Надежды! Несведущим и наивным, простодушным и безрассудным вступает он в жизнь. Соблазны завихрились вокруг него; не в силах сопротивляться их напору, первый же самостоятельный день я кончил так же беспутно, как и начал. Как ребёнок, не отличающий добра от зла, он не видит подстерегающих опасностей, готовых наброситься на него и поглотить. но правдивость его и доброжелательность, доверчивость и прямота, вызывающие сочувствие и поддержку окружающих, удерживают его от губительной опрометчивости. Хранимый преданным Савельичем и верной Марьей Ивановной, он благополучно и с лёгким сердцем завершает свой странный, полный гибельных опасностей путь, иному характеру, видимо, непосильный.

Переведя мистерию на язык романа, Пушкин не просто сделал внятной нам древнюю мудрость: он пересоздал её образы на нашем национальном материале; акценты переставились так, как они складывались в родной стихии. Действие здесь разворачивается не в древних символах египетских таинств и не в знаках европейского магического ритуала, а в понятиях отечественной истории и российского характера.

Главным героем её стал наивный юноша, проходящий длинный путь блужданий, ошибок, потерь и искуплений, которому, благодаря чистоте, вере и твёрдости (недаром он — Пётр), суждено прийти туда — не знаю куда и обрести то — не знаю что.

Движущий толчок мистерии — бунт; в истоке её — трагическая фигура мятежника, осознающего таинственную важность своей роковой судьбы.

Главная же нравственная сила, которой суждено непостижимым образом укротить выпущенные на волю беснующиеся страсти и привести всё действие к мирному суждённому исходу, это — таинственная женская сила, чьи черты. смиренная, одетая убого, но видом величавая жена. проскальзывают то в образе матушки, то Василисы Егоровны, но более всего, конечно, — Марьи Ивановны, капитанской дочки.

Мы вправе рассматривать повесть как символ, как знак, но мы редко воспринимаем её таким образом; напротив, очень тёплые «жизненные» образы как бы заслоняют от нас не только глубинный метафизический пласт событий, но и исторический — научно обобщённый (вожатый — не совсем Пугачёв из Истории пугачёвского бунта, как метко указала М.И.Цветаева). До боли близкие образы не только главных героев, но и чуть проявленных — отца Герасима с его словоохотливой женой, бойкой Палашкой, Чумакова, звонко заводящего песню, Бопре (мадам, же ву при, водкю), скуповатого генерала-немца — занимают наше внимание, не давая разглядеть глубинное течение разворачивающейся тайны; а оно есть, тесно сплетённое с «житейскими» подробностями, но ими не исчерпаемое и их не заменяющее. Главная особенность художественной ткани в том и состоит, что она насыщена символами иного бытия — не то что для нас обыденная жизнь. А так ли свободна от них эта «обычная жизнь»? Не ощущаем ли мы за иными стихийными и социальными событиями более мерный ритм и более определённую поступь иного жизненного пространства, нам в общем ведомого, но часто небрежно не замечаемого и не учитываемого в суетливой повседневности?

Мистерия пугачёвщины

Последние строки повести помечены 19 октября 1836 г. Эта дата священна не только для лицеистов «пушкинского призыва», но и для всей русской культуры: через сто дней — роковая дуэль на Чёрной речке; через сто лет — ещё одна чёрная година —1937 год, и Марина Ивановна Цветаева пишет эссе «Пушкин и Пугачёв».

В этом году исполняется двести лет Пушкину. Пушкин (по Гоголю) — это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. Осознаём ли мы метафизическую, сакральную сущность этих сроков, рождает ли это в нас какой-либо отзвук? Ждём? Надеемся? Готовимся?

Пушкин. «Капитанская дочка». Её особый холодный степной колорит, на фоне которого чудесно выявляются духовные жемчужины героев, даёт нам возможность почувствовать странный нездешний свет, истекающий со страниц — свет правды. Истина приходит к нам в неповторимом и предельно конкретном обличий и сама в себе несёт указание на свой Высокий Источник. Постижение её всегда интимно и трудно передаваемо, но обретение это угадываешь безошибочно.

Знания древние и вечно обновляемые различными путями достигают нас и путеводно светят, умудряя и наставляя в минуты бурь, невзгод, падений и катастроф.

«Я вижу некий свет», — сказал я наконец.

«Иди ж, — он продолжал, — держись сего ты света;

Пусть будет он тебе единственная мета.

Пока ты тесных врат спасенья не достиг, Ступай!»

Исторические и литературные портреты

Полковник пугачевского войска, крепостной крестьянин, приговоренный за уголовное преступление к вечной каторге, клеймению и вырыванию ноздрей. Во время осады Оренбурга был послан губернатором в лагерь Пугачева, чтобы разоблачить их вождя как самозванца, вместо этого он стал одним из деятельных участников бунта.

/Афанасий Соколов или Хлопуша /

«..тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку»

/Белобородов/

Фаворит Екатерины 2 граф, силач и храбрец, участник дворцового переворота1762 года. Именно ему императрица доверила охранять свергнутого императора Петра3, в Ропше, и ему приписывают его случайное убийство, якобы в картежной драке.

/Алексей Орлов/

« Я увидел мужчину роста высокого, но уже сгорбленного старостью. Длинные волосы его были совсем белы. Старый полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоановны, а в его речи сильно отзывался немецкий»

/ генерал в Оренбурге Андрей Карлович/

Прошел блестящий путь в армии от капрала до генералиссимуса. Участвовал в Семилетней и русско-турецких войнах. За победу при Рымнике получил титул графа Российской и Священной римской империи. Был направлен Екатериной на борьбу с Пугачевым в город Царицын, но прибыл к месту назначения, когда восставшие уже были разбиты. Ему лишь довелось конвоировать самозванца в Симбирск.

«Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита, вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен»

/ Старый башкир/

Единственный сын Екатерины 2 и императора Петра3. Он войдет в историю как Русский Гамлет. Именно в период празднования его свадьбы в Петербурге узнали о начавшемся бунте яицких казаков под предводительством Пугачева

«Увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и трубкой в зубах».

София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, немка по происхождению она объявит себя казанской помещицей в знак солидарности с пострадавшим дворянством этой губернии от жестокости пугачевцев. /Екатерина 2/

«Невысокого роста с лицом слирлым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» / Швабрин /

Команда________________________________

Команда________________________________

Команда________________________________

Кем был Бопре до того как стать гувернером (парикмахер, солдат)

Когда и где был казнен Пугачев (1775 год в Москве)

К какому географическому пункту прилаживал Петруша мочальный хвост (Мыс доброй надежды)

Как назывался бунт в Москве, предшествующий восстанию Пугачева

Как звали отца Гринева (Андрей Петрович)

Что такое фортеция (крепость)

Участник пугачевского восстания, лидер башкир, молодой и храбрый богатырь (Салават Юлаев)

Как звали Савельича (Архип Савельевич)

Город, выдержавший полугодовалую осаду (Оренбург)

Какую бурлацкую песню любил Пугачев (Не шуми, мать зеленая дубравушка)

1. Кто был учителем Швабрина (Василий Кирилович Тредьяковский)

Название документа, который рассылал самозванец, призывая крепостных крестьян к погромам и расправе над помещиками (манифест)

Что такое сикурса, которую просит прислать Марья Ивановна (подмога)

Генерал регулярной армии, который разбил войско Пугачева под Самарой

В ту пору лев был сыт, хоть с роду оно свиреп.

«За чем пожаловать изволил в мой вертеп?»

Спросил он ласково./А. Сумароков/

Как называется глава, которая начинается с этого эпиграфа?

Восстановить текст

Отец мой,________________ Гринев, в молодости служил при графе __________ и вышел в отставку в 17.. году.

С тех пор жил он в своей _____________ деревне, где женился на _____________.

Нас было ___ человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младеченстве.

Я был записан в ___________ полк.

С пятилетнего возраста, отдан был я стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованного в ______.

Восстановить текст

Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы,____ и _____; но ничего не видал кроме ________, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли 3 или 4 _____________; с другой скривившаяся _______ с лубочными крыльями. «Где же крепость?»- спросил я с удивленьем «Да вот она»- отвечал ямщик. У ворот увидел я старую ______; избы частично были крыты _______.

Восстановить текст

Божьею милостью мы, _______, император и самодержец _______ и прочая, и прочая, и прочая.

Жалуем сем именным указом всех_________ вольностью и свободой, не требуя __________ наборов, __________ податей; владением _________.

А кои прежде были _________, оных противников нашей власти и возмутителей империи всячески ловить, казнить и вешать.

Листок оценок для жюри

Конкурс исторических и литературных портретов

1 балл за каждый правильный ответ

1 балл за каждый ответ +

1 балл за дополнительный

1 балл за каждое правильное слово

Максимально 7 баллов

Итоговое количество баллов




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Новичкова Екатерина АлексеевнаНаписать 982 18.03.2016

Номер материала: ДВ-536793

  • Русский язык
  • 7 класс
  • Конспекты
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    18.03.2016 1783
    18.03.2016 286
    18.03.2016 440
    18.03.2016 6498
    18.03.2016 1255
    18.03.2016 3461
    18.03.2016 16995

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

«Узнай героя» (по роману «Капитанская дочка»)

«… в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина»

«…в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, . Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности»

«…жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет»

«…он ротмистр ** гусарского полку и находится в Симбирске при приеме рекрут, а стоит в трактире. … пригласил меня отобедать с ним вместе чем бог послал, по-солдатски»

« Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостию. Длинные волосы его были совсем белы. Старый полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоанновны, а в его речи сильно отзывался немецкий выговор»

«У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире»

«… ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым»

«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась»

«…сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо»

« Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов»

« Один из них, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку»

« Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому широкому лицу выражение неизъяснимое. Он был в красной рубахе, в киргизском халате и в казацких шароварах»

« Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена»

« Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую»

«Узнай героя» (по роману «Капитанская дочка»)

«… в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина» (Андрей Гринев)

«…в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, . Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности» (месье Бопре)

«…жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет» (Петр Гринев)

«…он ротмистр ** гусарского полку и находится в Симбирске при приеме рекрут, а стоит в трактире. … пригласил меня отобедать с ним вместе чем бог послал, по-солдатски» (Зурин)

« Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостию. Длинные волосы его были совсем белы. Старый полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоанновны, а в его речи сильно отзывался немецкий выговор» (генерал в Оренбурге)

«У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире» (Василиса Егоровна)

«… ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» (Алексей Швабрин)

«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась» (Мария Ивановна Миронова)

«…сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо» (Емельян Пугачев)

« Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин … , обстриженного в кружок и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов» (Алексей Швабрин)

« Один из них, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку» (наперстник Емельяна Пугачева Белобородов)

« Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому широкому лицу выражение неизъяснимое. Он был в красной рубахе, в киргизском халате и в казацких шароварах» (наперстник Емельяна Пугачева Афанасий Соколов)

« Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена» (Алексей Швабрин)

« Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую» (Императрица)

Ченкина Нина Борисовна

Викторина поможет закрепить читательские умения учащихся, так как внимание восьмиклассников акцентируется на роли портрета , действий и речевой характеристики персонажей. Её можно проводить перед началом изучения повести, чтоб определить уровень подготовки к её усвоению; можно использовать для проверки знаний учащихся по завершении изучения произведения.

ВложениеРазмер
Портрет, речь как средства характеристики персонажей. 17.41 КБ

Предварительный просмотр:

1. «Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».

2. « Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём».

3. « Старик бодрый и высокого росту. в колпаке и в китайчатом халате».

4. « Один из них, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего примечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку».

5. «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

6 « Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское».

7.«…увидел я высокого барина лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах».

8. « Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели».

9. «Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно чёрные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена»

10. «Он был высокого роста, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и щеках придавали его рябому широкому лицу выражение неизъяснимое».

1. «Он осматривал яблони, обнажённые дыханием осени, и с помощью старого садовника бережно их укутывал тёплой соломой»

2. «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

3. «Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности»

4. « Только слава, что солдат учишь: ни им служба не даётся, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да Богу молился; так было бы лучше»

5. « Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я. тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к к молодому человеку».

6. « Он усмехнулся злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня и ускорил свои шаги»

7. «Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля»

8. « Я не смею взять на себя столь великую ответственность, когда дело идёт о безопасности вверенных мне провинций её императорским величеством…»

9 « Старичок в глазетовом кафтане поспешно допил третью свою чашку, значительно разбавленную ромом».

10. «Имя Марии Ивановны не было произнесено гнусным злодеем, оттого ли, что самолюбие его страдало при мысли о той, которая отвергла его с презрением; оттого ли, что в сердце его таилась искра того же чувства, которое и меня заставило молчать».

1. «Я офицер и дворянин; вчера ещё дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке…»

2.«Конечно, и я грешен, и эта рука повинна в пролитой христианской крови. Но я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье да в тёмном лесу, не дома, сидя за печью».

3 «Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущёвым. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, убийцами, с беглыми холопьями. Стыд и срам нашему роду!»

4. «Швабрина сказнить не беда; а не худо и господина офицера допросить порядком: зачем изволил пожаловать»

5.» Я знаю всё, я всё вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его».

6. «Не ты первый, не ты последний. Стерпится, слюбится. Швабрин Алексей Иваныч вот уж пятый год как к нам переведён за смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал…»

7. «Извините меня, если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чём состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь»

8 «Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания; об этом и говорить нечего. Но надобно подумать о безопасности женщин»

9. « Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией. Коли найдёшь себе суженую, коли полюбишь другую – бог с тобою, Пётр Андреевич…»

10. «Злодей –то видно силён; а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда»…

11. «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!»

12 « помилуй, сударь, что это ты изволишь говорить? Я причина, что ты был ранен! Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча! Старость проклятая помешала…»

13. «Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умёту, был сам великий государь? Ты крепко передо мною виноват, но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу…»

14. « Какой мошенник! Что смеет нам ещё нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамёна! Ах он собачий сын! Да разве он не знает, что мы уже сорок лет в службе и всего, слава богу, насмотрелись»

15. «И тогда будь я киргизский баран, …если эти воры не выдадут нам своего атамана, скованного по рукам и по ногам».

1 Швабрин. 2.Башкирец. 3.Комендант. 4.Капрал Белобородов. 5. Екатерина II. 6 Емельян Пугачёв. 7.Зурин. 8.Мария Ивановна. 9.Швабрин. 10.Хлопуша.

1. Генерал Оренбургской крепости. 2О Швабрине. 3. Бопре. 4.Об Иване Кузмиче. 5. О Савельиче. 6.О Швабрине. 7. О Савельиче. 8. О генерале, коменданте Оренбургской крепости. 9.Коллежский советник. 10.О Швабрине.

1.Гринёв. 2.Хлопуша. 3.Андрей Петрович Гринёв. 4. Белобородов. 5.Мария Ивановна. 6.Василиса Егоровна. 7.Императрица Екатерина. 8.Гринёв.9.Мария Ивановна. 10.Иван Кузмич. 11.Комендант Иван Кузмич. 12.Савельич. 13.Пугачёв. 14.Василиса Егоровна.15 коллежский советник.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Викторина по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Викторина составлена по главам повести для проверки знания содержания произведения.


Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Глава 1. «Сержант гвардии»1. Как звали отца главного героя? (Андрей Петрович)2. Под чьим надзо.


урок-викторина по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели: - обобщить и закрепить знания по содержанию повести в игровой форме; - научить внимательно и осознанно читать произведение; - развивать связную речь учащихся, логическое .


Викторина по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Викторина по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".


Викторина по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Викторина по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" позволяет вспомнить как основные события произведения, так и незначительные, но важные детали для понимания авторской позиции и проблематики .


Литературная викторина по повести Пушкина «Капитанская дочка».

Литературная викторинапо повести Пушкина «Капитанская дочка».

Этот материал можно использовать на заключительном уроке по произведения А.С.Пушкина.

Читайте также: