Кого вши съели заживо

Опубликовано: 03.05.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Все знают Ферекида философа Сироского http://www.touravia.ru/All_Regions/Grek/Cityandcurort/Cityandcurort_43.html http://ru.wikipedia.org/wiki/Сирос , который обладал даром предсказаний (испил воду из колодца и утвердительно заявил всем, что на следующий день в этой местности произойдет землетрясение, что и сбылось); он был учителем Пифагора.

Так вот, как гласит легенда, он заживо был изъеден вшами. http://ru.wikipedia.org/wiki/Вошь
Я этому не верил. Мне казалось, что историки для красного словца сгущают краску.

Вот отрывок из Диогена Лаэртского, где он приводит письмо самого Ферекида другому философу Фалесу –«впал я в болезнь: меня изъели вши и бьет лихорадка. Болезнь меня гнетет все неотступнее; ни из врачей, ни из друзей я никого к себе не впускаю, они стоят у дверей, а на расспросы их, каково мне, я в замочную щель выставляю палец мой, изъеденный болезнью. И на завтра я велел им прийти хоронить Ферекида".

Не верил, пока сам не увидел. На днях привезли на исследование женщину. Она была крайне истощена, от голода глаза впали и были огромных размеров по сравнению с исхудалым лицом, кожа вся в глубоких расчесах, превратившаяся в желтовато-коричневую панцирную корку; волосы на голове представляли кишащую массу насекомых вытянутой формы, серого цвета, которых было так много, что создавалось впячетление муравейника; как будто вместо головы у человека самый что не есть огромный, со снующими насекомыми, терекон. При ближайшем рассмотрении это были вши.






Невероятное количество вшей, которым не было уже место на волосах, голове; они сидели друг на друге как в мегаполисе в часы пик в метро или в автобусе, вшивая давка. Волосы склеились, вши, гниды, их экскременты создали колтун. После такого зрелища я поверил кончине Ферикида, который погиб, будучи изъеден вшами. Читая беды немцев под Сталинградом, верю всему написанному (хотя раньше сомневался). Очевидцы описывают, как от умерших немецких солдат расползалось "шевелящееся серое покрывало" состоявшее из вшей. Завшивленность достигала практически нереальных величин. Так с 12 доставленных военнопленных в военно-полевом госпитале было снято 1,5 кг (!) вшей, что в среднем давало цифру в 125 г на одного человека (т.е. при среднем весе имаго вши — 0,1 мг, с одного раненого снимали до 1 250 000 особей!).


Привожу отрывок немецкого военнопленного Герберта Бамберга «Дистрофики» - «Наступило время опустошительного нашествия вшей. Мы щелкали их безустанно, но эти твари размножались миллионами. Даже представить себе было невозможно, что маленькие и мельчайшие насекомые кишмя кишели в моей гимнастерке и свитере. Мое тело за короткое время было сильно раскусано. Все чесалось невозможно, и а почесывание руками лишь вредило пораненной коже. О сне не было и речи. Чтобы хоть как-то уснуть, я сбрасывал ночью свитер на землю под нары. Это немного помогало, но спустя какое-то время, эти крошечные твари нашли дорогу ко мне наверх. Вскоре между пальцев появились царапины, которые жутко чесались. Я расчесал их. Кожа поранилась. Мясо с кровью выступало наружу. С этим я пытался жить, как мог. Целыми днями все сидели на нарах и щелкали вшей. Мне вспомнился отрывок из Фауста Гёте: "Властелин мух, клопов и мышей". Да, дьявол был с ними в союзе. Бельевые вши питаются кровью людей. У них есть острые клещевидные хоботки. Давя особенно крупных вшей ногтями больших пальцев, мы пачкались своей кровью. В лагере мы столкнулись с такой массой паразитов, что эта беда запомнилась мне как самая страшная угроза. Суровыми зимними месяцами мы были отданы им на съедение. Дезинфекции, как это было в армии Вермахта, не проводилось. Наверное, это выглядело смешно, как "Plennije" сидели на нарах с голым торсом, и подобно близоруким, разглядывая перед носом каждый квадратный сантиметр одежды, без устали щелкали вшей ногтями. Это кровавое занятие похоже всем доставляло удовольствие, только вот вид раскусанного вшами тела его не приносил. Многие наверняка задумывались: В кого мы превратились? Инстинкт самосохранения приводил к гротескным танцевальным сценам. Что это были за танцы? Это был ад. Смерть танцевала вместе с нами, так как это был танец умирающих. Глаза людей выглядели чрезмерно большими. Многие танцевали в последний раз, ибо на следующий день они лежали мертвыми на нарах». Что бы понять суть происходящего можно почитать данную ссылку http://www.solovki.ca/camp_20/louse.php где описывается особой методе ГПУ, подавить волю заключенных изнуряя их вшами.

Вошь без устали сосет человеческую кровь впрыскивая свою слюну, которая вызывает аллергические реакции, вплоть до поражения головного мозга и внутренних органов, поэтому существуют такие русские пословицы –« вошь, что заемный грош, спать не дает. Принялся за дело, как вошь за тело».
Рабочие коготки, которыми вошь цепко держится за волосы жертывы, а это гнида (яйцо вши), которое похоже на горшочек с крышечкой.

Хотя есть странные легенды о вшах. Вши возникли из пыли, праха, пепла и даны человеку, дабы он не пребывал в лени и безделии. Сербы рассказывают, что Богородицу, спасающуюся с младенцем Христом, застиг в пути дождь, и она попала в хижину пастуха. Чтобы обсушиться, она стала будить пастуха, но он спал мертвым сном. Богородица бросила в пастуха горсть пепла, из которого произошли Вши, чтобы они покусали и разбудили пастуха. Согласно польской легенде, Христос увидел людей, сидящих на улице без дела в воскресенье, в то время как шла служба в церкви, и бросил в них горсть праха (пыли) со словами: “Вот теперь вам будет, чем заняться”. Из горсти праха образовались Вши, которых люди должны были искать.
А в средневековом городе Гурденбурге (Швеция) вши принимали участие в выборе мера города. Вошь имеет как все паразиты регрессию, в данном случае, потерю остроты зрения, различает свет и темноту (избегает света, стремясь в темные места); но зато обонятельными усиками прекрасно определяет вожделенный запах теплой человеческой плоти. Так вот претендентами на высокий пост могли быть в то время только достопочтенные люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились на площади возле ратуши вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое (вошь предпочитает 4 группу крови, а не любит 1 группу).

Привожу ссылку на актуальность данной проблемы и в настоящее время http://www.profilaktika.ru/index.php?id_mag=8&id_st=59&id_rub=32 Есть и такие сплетни http://www.google.com/imgres?imgurl=http://img.lenta.ru/news/2007/02/21/lice/picture.jpg&imgrefurl=http://lenta.ru/news/2007/02/21/lice/&h=255&w=340&sz=15&tbnid=wQ6-DefJtYwsRM::&tbnh=89&tbnw=119&prev=/images%3Fq%3D%25D0%25B2%25D0%25BE%25D1%2588%25D1%258C&usg=__9mIQiVbBuunLV9pWM2tZO6u4D9A=&ei=gibuScqINMWD_Aa0xYDMDw&sa=X&oi=image_result&resnum=4&ct=image

. Его нашли в одном сапоге,
И от страха рот до ушей,
И на вздувшейся шее тугой петлей
Удавка из белых вшей.

И никто с тех пор не вопит:"Даешь!"
И смеется исподтишка
Ее Величество Белая Вошь,
Повелительница зека,
Вот тогда-то ее и назвали все
"Королева материка".
А.Галич

skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)

Соотноси всё с вечностью

СМЕРТЬ МАЗЕПЫ: ОТ ЯВНОГО ПРОКЛЯТЬЯ ДО ТАЙНОЙ СВЯТОСТИ

(Серия «Мифы Украины: Мазепа»)

Одной из самых больших тайн «мазепознавства» является смерть старого гетмана. Действительно, и по дате смерти и по месту его погребения точных данных, которые историки могли бы достаточно убедительно доказать, попросту не существует. Есть только версии, согласно которым Мазепа умер то ли в августе, то ли в сентябре или октябре 1709 года, а может даже в марте следующего 1710 года, как утверждает Н. И. Костомаров.

Неизвестно также и как умер Мазепа: от старости и болезней, от тоски и безысходности или от страха? Принял яд или был заеден вшами? Не ясно и где гетман был похоронен: в Варнице, Бендерах или в Галаце? Впрочем, историческое мазепоискательство продолжается. И не исключено, что поклонникам гетмана удастся что-нибудь в этом деле прояснить. А пока приходится довольствоваться легендами.

Согласно одной из них, Мазепа был «буквально заеден вшами». Валентин Пикуль так описал бесславный конец ясновельможного гетмана: «Мазепа выл и скребся, отряхивал вшей горстями, но они возникали вновь с такой непостижимой быстротой, будто организм старца сам порождал эту нечисть». И его поклонников вряд ли утешили сказанные по смерти гетмана слова Карла XII : «Достойная смерть великого человека! Вши заели и римского диктатора Суллу, они загрызли иудейского царя Ирода, а испанского короля Филиппа Второго вши не покинули даже в гробу. » [1].

Однако подобная смерть, если такой исход имел место, в какой-то степени уже равносильна проклятью. Но закончились ли злоключения гетмана на этом? Или всё только начиналось?

Так или иначе, по инициативе писателя Богдана Сушинского «святі останки гетьмана Мазепи» (М. Шудря) в 1999 году были перевезены из Румынии в Батурин. Но чьи останки сейчас выдаются за мазепинские, с учётом того, что могила гетмана в Галаце была вскоре после его смерти разграблена искавшими золото янычарами, а труп выброшен в Дунай, неизвестно. Хотя те, кто в своём патриотическом рвении «обманываться рад», могут считать, что «справки, выданной в мэрии города Галаца, достаточно для идентификации праха великого гетмана и что антропологическим и генетическим исследованием можно пренебречь» [2].

Впрочем, поскольку воображение «мазепинцев» никто не ограничивает, они могут предлагать новые версии. Одна из самых интересных – предложена украинским историком М. Волгиным, который, сопоставив имеющиеся данные, пришёл к выводу, что останки Мазепы были захоронены не в румынском Галаце, а в церкви Спаса на Берестове. И поскольку версия М. Волгина отличается высокой степенью оригинальности, приведём её изложение полностью: «многочисленные союзники Ивана Мазепы, а также монахини монастыря сделали все возможное, чтобы спасти останки своей игуменьи, ее дочери и знаменитого сына от гнева потерявшего голову Петра. Они перезахоронили тела возле старинной церкви Спаса на Берестове в саркофагах из розового овручского камня. В 1989 году археологическая экспедиция под руководством Виктора Харламова, занимавшаяся поисками могилы основателя Москвы Юрия Долгорукого, нашла эти захоронения с возможным прахом И.С. Мазепы, его матери Марии Магдалены Мазепиной, захороненной по монашескому чину, и его сестры. Харламов безуспешно старался выдать найденные останки за сестру Юрия Долгорукого, а вторые останки — за останки самого основателя Москвы. Во втором каменном саркофаге находился хорошо сохранившийся скелет мужчины, рост которого не превышал 157 сантиметров . Киевские антропологи на базе рабочей группы палеонтологии Центра анатомии Медицинского факультета Геттингенского университета Германии провели рентгенодиагностику костей из саркофага и эндоскопические исследования. Результаты оказались следующими: скелет принадлежит человеку 60—70 лет, низкого роста, грузного телосложения, с большими — широкими и длинными ладонями, страдавшему остеохондрозом и хроническим плекситом (заболевание нервных сплетений). Думаю, читатель наслышан о старческих недугах славного гетмана Украины Мазепы, так что вывод напрашивается сам собой: археологи наткнулись на семейное перезахоронение семьи Мазепы: И. С. Мазепы, его матери и сестры Александры (Олеси), умершей в 1695 году и перезахороненной вместе с матерью и братом» [3].

Однако, как останки Мазепы оказались рядом с его умершей ранее роднёй? М. Волгин отвечает на этот вопрос просто, заодно объясняя и нестыковки историков с датой смерти гетмана: «Путаница с датами смерти гетмана и отсутствие его праха подтверждают упорно живущую легенду о том, что гетман не умер, а инсценировал свою смерть, умело направляя хищных преследователей по ложному следу.

Сам же Иван Степанович добрался инкогнито до Киевской лавры и под прикрытием своего союзника киевского митрополита Иосафа Кроковского принял иночество, затем схиму и окончил свои дни в покаянии» [4]. Вот такая благостная история по принципу «можешь не верить, но врать не мешай». Хотя, кто может её опровергнуть? А вдруг так и было? И, наверное, эту версию «мазепинцы» подхватили бы с радостью. Ведь сама идея – красивая. Только как тогда быть с его захоронением в Батурине? Надо определяться, чтобы не оказаться в положении буриданова осла.

В любом случае никто не сомневается в том, что Мазепа умер. Но его предательство, будучи заточенным против русской цивилизации, живёт и множится в душах тех, кто использует имя гетмана для её раскола. Поэтому борьба вокруг «образа» Мазепы будет идти столько, сколько одна из сторон будет его делать своим знаменем и «поднимать на щит», создавая угрозу для единства другой.

Библиография и примечания

1.Пикуль В. «Железная башка» после Полтавы / В. Пикуль // Пикуль В. Миниатюры: Исторические новеллы / Валентин Пикуль. – К.: Молодь, 1987. – С. 32-33.

Страну атакуют адские напасти

Две новости в последние дни вызывают острую и далеко не бытовую тревогу. Федеральные СМИ сообщают об угрозе всероссийской эпидемии педикулеза, а вслед за ней – и сыпного тифа, которого в богоспасаемом отечестве не наблюдалось с 1988 года. Одновременно отмечается невиданное нашествие тараканов разных мастей в крупных городах и прежде всего в столице. Эти скверные известия, растиражированные одно за другим, рождают рой мрачных ассоциаций и суеверных страхов.

Страну атакуют адские напасти

Словно полная разруха

Главный санитарный врач РФ Анна Попова привела пугающую статистику. Резкий рост, пардон, вшивости показывают 22 региона страны. За год в Карачаево-Черкессии количество зафиксированных случаев педикулёза увеличилось в пять раз, в Якутии – почти вдвое, в Амурской области – в полтора раза, в Волгоградской – на 34%, в Москва – на 11%, в Санкт-Петербург – на 4%. По словам чиновницы, реальная картина может оказаться в несколько раз страшнее официальных данных. Распространение вшивости специалисты объясняют притоком мигрантов, приростом бомжей и даже модой на селфи, партнеров для которого молодежь выбирает часто, что называется, не глядя. К удивлению обывателя, паразиты донимают не только маргинальные слои населения. В Екатеринбург из-за вспышки педикулеза временно закрывали даже элитную гимназию «Корифей». В восьми регионах зафиксированы факты заболеваний сыпным тифом.

В начале декабря на телеканале «Россия 1» передача «Утро Россия» «порадовала» документальными свидетельствами об увеличении численности в крупных городах тараканов. Москвичи утверждают, что лет десять, по крайней мере, черные, так называемые американские тараканы были в белокаменной «эксклюзивом». Теперь же они оккупировали практически всю подземную столицу. Горожане и коммунальщики с ужасом говорят о миллионных популяциях, которые, стремительно размножаясь и захватывая новые территории, еще и мутируют, усложняя задачу борьбы с ними. О привычных всем рыжих прусаках и говорить нечего, они счастливо переживают новое пришествие повсеместно. Добрались экзотические черные «американцы» и в сибирские города, где их отродясь не видывали. Провинции охвачены понятной паникой.

В соцсетях и на форумах в Интернете люди обсуждают неприятную тему с брезгливостью и возмущением. «Словно идет война, полная разруха в промышленности и сельском хозяйстве, словно голод кругом», - пишет кто-то из соотечественников. На самом деле сослагательность в этой реплике сомнительна. Разрухи в промышленности и сельском хозяйстве не видит только слепой, до реальной голодухи рукой подать, а что касается войны… Достаточно послушать телеэфир, начиная ежеутренними сводками с театров боевых действий и заканчивая сакральным Посланием Президента Федеральному Собранию, – и от ощущения мирного благоденствия не останется камня на камне. Непринужденную гаерскую «шутку» ходячей политической сенсации Кремля – Владимир Жириновский о ядерном бомбометании в Босфор трудно списать на разудалый юмор. Во всяком случае, внешний мир, по-видимому, далек от комической трактовки подобного цинизма. Рецидив эффектной репризы российского лидера про кузькину мать, которой мы в последнее время бурно вдохновились, рождает весьма серьезные реакции наших оппонентов.

Но делать конкретные причинно-следственные прогнозы не в нашей компетенции. Ставить социально-политические диагнозы тоже. Мы можем лишь поделиться субъективными ощущениями от текущего момента. Вести о нашествии ползучих паразитов и вредителей, о «радужных» тифозных перспективах придали красноречивый натурализм, тошнотворный привкус хоррора мутной картине российской действительности. Сгустили атмосферу мрачного средневековья, первобытного ужаса, в которое погружается массовое сознание.

Первобытный ужас

В средние века европейцы называли вшей «божьими жемчужинами», причисляя их к признакам святости. У христианских аскетов подвигом считалось кормить собой этих отвратительных насекомых. Король Арагонский по прозвищу Католик так преуспел в этой «добродетели», что был буквально съеден вшами заживо. У славянских же народов сохранилось языческое представление о вшах как о предвестниках несчастий, потерь и погибели. Вши – эти древнейшие твари – воспринимались как мистические знаки, посланники мира преисподней. Хтоническая природа их, природа, связанная с нижним, подземным миром, осознавалась каждым неграмотным крестьянином. Наши предки верили, что вошь может самопроизвольно «зародиться» непосредственно из тела, из кожи человека вне какого-либо эпидемиологического механизма, перед большой бедой, а чаще всего – перед смертью. По поверьям она и создана-то была из горсти праха, пепла.

Вот и во мне никакими рациональными объяснениями не заглушается первобытный хтонический ужас перед знамением вшивости в нынешней России. Одна на другую громоздятся и наползают зловещие аллюзии. Вспоминаются фантасмагорические художественные и фольклорные образы, связанные с этой поганью. Всплывает ближневосточная поговорка: «Если перхоть шевелится, значит, это вши». Рядом приплясывают и наши, исконно русские присказки: «В одном кармане – вошь на аркане, в другом – блоха на цепи», «Богата, как вошь рогата» и, наконец, самая едкая – «Разыгралась вошь в коросте».

У японского классика Рюноскэ Акутагавы есть ироничная и одновременно жуткая новелла «Вши». В ней повествуется, как самураи могущественного сёгуна плывут в военный поход на боевых кораблях. Воинам приходится вести неустанные сражения со вшами, которые «были абсолютно повсюду», «ползали по знаменам, ползали по мачтам, ползали даже по якорям. Было даже трудно понять, кто же плывет на этих судах - люди или насекомые? И, разумеется, эта мерзость десятками ползала по одежде». Один из бойцов ползучих тварей не истреблял, а копил, они не давали ему замерзнуть и простудиться. Другой повадился варить в кипятке и съедать изловленных паразитов. Пока два доблестных самурая с горячностью выясняли, чья позиция разумнее и похвальней, корабли «с развевающимися на ветру белыми и алыми флагами плыли на запад; карательная экспедиция направлялась в княжество Тесю». Ну как тут избежать щекотливого параллелизма? Ежели каждое утро по экранам зомбоящиков гордо движутся пред очами завшивевших россиян тяжелые военные корабли и разворачиваются показательные парады военной техники?

Бравурный маршевый мажор мгновенно стихает. Перед мысленным взором встают могильная теснота фронтовых окопов или холодная сырость лагерных бараков. Негромко, щемяще звучат скупые аккорды Галича:

И вот в этот-то час, как глухая дрожь,

Проплывает во мгле тоска.

И тогда просыпается Белая вошь –

Леденящим холодом, космической безысходностью веет от этих пронзительных строк…

И невольно воскресают в душе трагические главы из Ветхого Завета. Об ожесточившемся сердце фараона и казнях египетских. Когда обрушились на безбожное царство кромешные бедствия, осквернения и мерзости. Несметными полчищами покрыли землю жабы, а потом мошки, пёсьи мухи, тучи беспощадной саранчи. Пораженные, истерзанные казнями египтяне кричали в панике: «Это перст Божий!» А впереди ждали их гниение заживо от неизлечимых язв и нарывов, низвергнувшиеся с неба «град и гром, и огонь между градом». И тьма египетская, что «непроглядней ночной темноты». И поражение первенцев – истребление наследия и гибель будущего.

Самый затрапезный и верный метод спасения от вшей не хитер, но докучлив. Надо искать в голове. Искать неустанно, бдительно и кропотливо. И когда повыловим из собственных голов всех вшей и тараканов всех мастей, тогда, может, и обойдет нас лихо, минует тифозный бред и отступит бесславный крах.

Говорят, гетман-изменник Мазепа умер не своей смертью, а был загрызен кишевшими вшами заживо. Какая же мерзкая смерть! Мазепа лишь повторил кончину иудейского царя Ирода и римского диктатора Суллы. Немного не дотянулся до испанского короля Филиппа Второго, которого вши не только съели живьем, но и в гробу сопровождали! (А ну-ка не чесаться — я просто вижу, как ваши руки потянулись к голове! Потому, что мои руки тоже… того.)

Да, будем говорить о головных вшах. Не беда, что 21-й век на дворе — эти твари поганые (как и клопы) всегда будут людолюбами. Вы знаете, сколько в США тратится ежегодно на вошебойные средства? Нам бы такие деньги: от 6 до 12 миллионов долларов! Итак, кто о чем, а вшивый про баню…

Кстати, о бане: сразу развенчаю миф, что заражение педикулезом связано с личной гигиеной. Американский школьник моется 3 раза в день: душ утром, душ в школе после спортзала, душ на ночь. (По количеству выливаемой на себя воды американец занимает первое место в мире — все помешаны на личной гигиене: заповедь номер раз — от человека не должно пахнуть человеком, и заповедь номер два — исподнее дважды не надевают!) И вот при такой стерильности американские дети приносят домой вшей! (Педикулез особо направленно поражает детей от 3 до 12 лет, а в первую очередь именно девочек, поскольку, как говорили, волос долог, а ум короток.) И баня — это скорее всего то место, где можно подхватить вшей.

Что тут еще развенчать? Пожалуйте: вши не прыгают с больной головы на здоровую. Вши ползают. Но ползают быстро. Поэтому, если вы заметите, что ваш ребенок чешет голову, то вошь вы вряд ли увидите. Она бодренько бежит от ваших пытливых пальцев. Как милого узнают по походке, так и вшей узнают по гнидам. Сама головная вошь может быть и коричневой, и серой, и белой, а вот гнида в стадии яйца почти прозрачна, в стадии нимфы еле заметна глазу, и лишь в возрасте взрослой гниды ее можно легко заметить у основания волос ближе к скальпу — ей тепло надо! Поэтому вошь откладывает свои мерзкие яйца на самых теплых участках головы — у основания шеи, за ушками, в пучке под резинкой «конского хвостика», на той стороне головы, на которой любит спать ваш ребенок.

(А с какой стати-то мой, — подумает каждая мамаша… А поди знай!
Жизнь — смешная: вши снятся, а денег так и нет…)

Может ваш ребенок стать тем одним (из десятка других), который получит от кого-то вошь в подарок? Ох, не зарекайтесь. Мои дети дважды были атакованы вшами: один раз в детском саду, второй раз в школьном возрасте. И не обижайтесь на медперсонал детских учреждений, если они, как вы считаете, унизительно копаются в волосенках ребятишек. Перефразируя святое: где двое собрались во имя детского коллектива, третьей будет вошь!

Ну, ладно, свершилось: позор обрушился на вашу голову! Давайте вошь прогонять совместными усилиями. Мы уже знаем, где вероятней всего искать гниды, мы знаем, что вошебойных препаратов предлагается ну просто море, мы знаем адрес ближайшей аптеки. Все? Нет, не все: все эти препараты — инсектициды. Детям лет до трех их бы не надо. Детишкам-аллергикам или болеющим (как и после болезни) они тоже нежелательны. Кроме того, вши в процессе нашего с ними сосуществования уже успели приспособиться ко многим препаратам.
Поэтому я бы посоветовала обратиться к дерматологу — они в курсе новейших эффективных средств.

Очень часто лечение приходится повторять именно потому, что опаникевший родитель хватает первое попавшееся средство. В любом случае следует помнить, что лечить от вшей своего ребенка вы будете ядом! Поэтому строго следуйте инструкции, ни в коем случае не увеличивайте дозу препарата. И бог вам в помощь!

Вошь мы убили, а вот на гниды эти препараты действуют слабовато — мешок личинки состоит из хитиновой оболочки, которая трудно поддается разрушению. Кто гнид давил, как я, ногтями, вспомните этот щелк — крепкий орешек! Поэтому мой всем совет — обзаводитесь специальным гребнем. Только вычесывание частым гребнем и личное рукопашное истребление даст результат.

Стричь наголо или не стричь? А это вы спросите у ребенка… Поэтому наберитесь терпения. Совершенно не обязательно уродовать малыша. Мой метод убеждения был прост: или ты сидишь под моими чуткими руками по часу-два (волосами бог детей не обидел — палец не просунуть!), или стрижемся. Сидели как миленькие и терпели.

Хорошо, обработали голову препаратом, как положено по рецепту. У девочек обратите особое внимание на ту область головы, где они затягивают хвостики — там наиболее вероятно скопление вшей. Если на голове расчесы от покусов, обработайте эти расчесы перекисью водорода. Я специально не даю никаких инструкций, так как каждый препарат имеет свою, отдельную. Перед вычесыванием гнид смочите волосы ребенка 3% уксусом — он помогает отслоению хитиновой оболочки гниды от волоска.

Вошь живет на голове человека примерно 2 месяца, за это время она откладывает несколько сотен гнид. (Без хозяина вошь остается живой двое суток.) Поэтому проявите особое усердие в борьбе с гнидами: одна упущенная — и все пошло по новой. Педикулез страшен не последствиями для здоровья (сыпняк уже ушел в прошлое), а стремительностью размножения этих тварей. Поэтому я верю про историю с Мазепой!

Что еще развенчать? А все, что я только что написала! Никакое лечение не поможет, никакое ручное вычесывание, если мы не проведем полной санации всего, с чем мог соприкасаться пораженный педикулезом ребенок! Поэтому объявляем всеобщую мобилизацию и приступаем: стираем в горячей воде всю одежду, шарфы, куртки, пальто (то, что нельзя постирать — немедленно в пластиковый мешок и в морозильник на сутки!)

Кипятится или перестирывается постельное белье, меняются подушки, одеяла, все переглаживается горячим утюгом, стерилизуются все расчески, заколки, щетки, сменяются все головные уборы (или вымораживаются и проглаживаются изнутри), ворсистая мебель проглаживается горячим утюгом, ковры тщательно пылесосятся — в общем, устраивайте настоящий аврал. Потому как это — реальная полундра! Причем, проводите это одномоментно с лечением волос, иначе ни то, и другое не даст результата.

Верьте-не верьте: сама вся исчесалась, пока набивала текст. Что еще подсказать и развенчать — домашние животные не переносят педикулез: Pediculus humanus capitis не живет на кошках-собаках. У них свои собственные блохи. (Обратите внимание — чесаться я прекратила. Блохи меня не волнуют! Вас тоже?).

А напоследок улыбнемся коротким анекдотикам:

Что шепчет мазохист вше? — Укуси меня!
Как зовут вошь, упавшую с головы хозяина? — Бездомная.
Кто такой лысый? — Эгоист!

И отдадим честь народной мудрости, ведь вошь оказалась на редкость фольклорной — достала она народ так, что попала в народное творчество. (И обратите внимание на веселую незлобливость народных поговорок.)

Попался, как вошь в щепоть.
В одном кармане вошь на аркане, а в другом — блоха на цепи.
Вши воду видели — и ладно (о плохой стирке).
Была бы шуба, а вши будут.
Блюди рогожу, а шубу вши съели.
Осердясь на вшей, да шубу в печь.
Без снасти и вошь не убьешь.
Принялся за дело как вошь за тело.
Душа в теле, а вши рубаху съели.
Вошь, что заемный грош — спать не дает.
Купить — как вошь убить, продать — как блоху поймать.
Быстрая вошь на гребень первой попадет.
Надевай шапку — вши расползутся.
Блошка да мошка, а за ней вошка — а упокою нет.
Кто про что, а вшивый про баню
— вот так изящным движением пера я вернулась к заглавию статьи.

Почти за 500 лет до н. э. Геродот писал, что у египетских жрецов и писарей всегда были тщательно выбриты головы, «…чтобы никакая вошь или иная нечистая тварь не могла прицепиться к ним, когда они служат богам…» С этой же целью брили головы и подбородки фараоны, цари и вельможи в Древнем Египте, Вавилонии и Ассирии.

Те пышные шевелюры, которые мы можем видеть на древних египетских фресках и барельефах, являются ничем иным, как париками. Основная же масса высших слоев египетского общества, в том числе и женщины, предпочитали быть лысыми. Вши серьезно начали заедать уже древний мир, поэтому не удивительно, что принимались такие радикальные меры предосторожности. Даже в относительно чистоплотном Риме диктатор Сулла умудрился умереть от вшивой болезни, паразиты буквально съедали его тело.

Известно чудесное свойство шелковой ткани – в ней не заводятся вши, что делало ее особенно ценной в далекие времена, и, соответственно, стоила огромных денег. Долгое время шелк производился только в Китае, что приносило этой стране баснословные доходы. Кочевники, соседствовавшие с китайцами, предпочитали брать дань с этой страны в виде шелка. Во-первых, его можно было выгодно «загнать», пустив в Европу по Великому шелковому пути, во-вторых, наличие шелковой одежды помогало решать кочевым вождям личные гигиенические проблемы, которых хватало, если учесть, что мыться они, мягко говоря, не любили и часто не мылись совсем.

У монголов существовало поверье, что если человек помоется в реке, то это может вызвать грозу со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями. Поэтому если блюстители монгольского порядка заставали человека за таким богопротивным занятием, как мытье, то провинившемуся грозила серьезная кара, вплоть до лишения жизни.

Одна из основных причин педикулеза - отсутствие средств гигиены, грязь и нечистоплотность. Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века (то есть совсем недавно) вообще не существовало. И нужно сказать, что положение дел исправлялось весьма медленно. В начале прошлого века российский писатель и публицист Иван Солоневич, описывая впечатления от путешествия по Европе, писал: «Историки говорят о московской грязи и об европейской чистоте. Версальский двор купался, конечно, в роскоши, но еще больше он купался во вшах: на карточный стол короля ставилось блюдечко, на котором можно было давить вшей. Были они, конечно, и в Москве - больше их было или меньше - такой статистики у меня нет. Однако, кое-что можно было бы сообразить и, так сказать, косвенными методами: в Москве были бани, и Москва вся - городская и деревенская, мылась в банях, по крайней мере, еженедельно. В Европе бань не было. И сейчас, больше двухсот лет после Петра, бань в Европе тоже нет. Города моются в ваннах - там, где ванны есть, деревня не моется совсем, не моется и сейчас. В том же городке Темпельбурге, о котором я уже повествовал, на пять тысяч населения имеется одна ванна в гостинице. А когда мой сын однажды заказал ванну для нас обоих - он пришел раньше и вымылся, я пришел позже, и администрация гостиницы была искренне изумлена моим требованием налить в ванну чистой воды: истинно русская расточительность - не могут два человека вымыться в одной и той же воде!»

Христианские проповедники Средневековья призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще.

Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости.

Интересно, что средневековые европейские медики считали мытье в ванной не то что ненужным делом, но даже вредным. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани.

Баня вернулась в Европу лишь в XVIII веке, когда Пётр I, посетивший Амстердам и Париж, велел соорудить там бани для сопровождавших его солдат. А после 1812 года русская армия понастроила бани во всех освобождённых от Наполеона странах.

Король-Солнце, или Король-Амбре?

Если уже две тысячи лет назад в семье китайского императора ежегодно использовалось 15 000 листов туалетной - толстой, мягкой, опрысканной благовониями - бумаги, то в Европе туалетная бумага появится только в 1860-е гг.

Епископ Мерзенбурга Титмар писал о князе Владимире Святославовиче: «Упомянутый король носил венерин набедренник, усугублявший его врожденную склонность к блуду». «Венерин набедренник» - это, говоря современным языком, трусы, о которых просвещенный европейский христианский иерарх понятия не имел. Такая вот гигиена по-европейски.

Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2-3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например, во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен- Симона. Придворные дамы Версальского дворца прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе) вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Известна история, которую так любят рассказывать версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты. Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля.

На мусульманском Востоке бани были само собой разумеющимся, ибо ещё пророк Мухаммед объявил поход в баню обязательным, говоря: «Чистота — половина веры». Ещё одно из высказываний Мухаммеда: «Тепло хаммама (бани) увеличивает плодовитость и, соответственно, количество почитателей ислама». Крестоносцы, шлявшиеся по Ближнему Востоку, как у себя дома, и перенявшие у мусульман экзотическую привычку мыться, почитателями ислама все-таки не стали и перенесли эту привычку на свою христианскую родину, где она, однако, стараниями их соотечественников, была быстро похерена. Так что удивляться тому, что в опочивальне Людовика «пахло» отнюдь не «Шанелью», не стоит.

Как вши Наполеона победили

В 2006 году газета «The New York Times» писала: «Вторжение великой армии Наполеона в Россию в 1812 г . считается одним из крупнейших военных фиаско в истории. Из полумиллиона солдат, посланных на Москву, домой вернулись не более 5%.

Часть армии погибла в Бородинском сражении и других битвах, но многие погибли от голода и болезней или замерзли от холода во время отступления под снегом.

Поскольку многие солдаты умерли от лихорадки, и было известно, что они страдали от вшей (об этом написано во многих источниках, включая «Войну и мир» Толстого), ученые давно предполагали, что войско пало жертвой болезней, которые переносят вши, таких, как траншейная лихорадка и тиф.

Теперь исследователи Средиземноморского университета в Марселе (Франция) предоставили весомые доказательства того, что вши действительно сделали свое дело. Проанализировав почву и останки зубной ткани в одной из братских могил наполеоновской армии, обнаруженной несколько лет назад в Вильнюсе (Литва), ученые обнаружили остатки вшей и ДНК переносимых ими болезнетворных бактерий. В 2,5 фунтах почвы были найдены останки пяти вшей, причем на трех из них были обнаружены бактерии, вызывающие траншейную лихорадку. Ученые изучили зубную ткань 35 солдат и выявили у семи из них бактерии траншейной лихорадки, а у трех - бактерии, вызывающие тиф».

По легенде, жертвой вшей в сое время стал и гетман Иван Мазепа: «Петр I настойчиво требовал от Турции выдачи ему изменника Мазепы, и на ясновельможного, погруженного в ужас расплаты, вдруг напали вши! Мазепа выл и скребся, отряхивал вшей горстями, но они возникали вновь с такой непостижимой быстротой, будто организм старца сам порождал эту нечисть. Согласно легендам, Мазепа был буквально заеден вшами, отчего и умер».

Вши заедали немцев под Сталинградом. Очевидцы описывают, как от умерших немецких солдат расползалось «шевелящееся серое покрывало», состоявшее из вшей. Завшивленность достигала практически нереальных величин. Так с 12 доставленных военнопленных в военно-полевом госпитале было снято 1,5 кг (!) вшей, что в среднем давало цифру в 125 г на одного человека (т.е. при среднем весе вши — 0,1 мг, с одного раненого снимали до 1 250 000 особей!).

Бывшие узники сталинского СЛОНа (Соловецкий лагерь особого назначения) вспоминали, что вшей использовали для пытки заключенных и выбивания показаний. Возможно, что были такие случаи, однако те же политзаключенные 30-х – 40-х годов прошлого века были свидетелями и обратного. «Если в партии заключенных, отправленных с распределительного пункта, при тщательном досмотре на месте прибытия обнаруживалась хотя бы одна вошь, врач распределительного пункта получал тридцать суток карцера», - свидетельствовал Владимир Чернавин в своих «Записках вредителя».

Как бы там ни было, но избежать педикулеза в скотских лагерных условиях было просто невозможно. Другой опытный «сталинский сиделец» писатель Варлам Шаламов вспоминал: «Конечно, вшивость - понятие, нуждающееся в уточнении. Какой-нибудь десяток вшей в белье за дело не считается. Вшивость тогда начинает беспокоить и товарищей и врачей, когда их можно смахивать с белья, когда шерстяной свитер ворочается сам по себе, сотрясаемый угнездившимися там вшами».

Заключенные как могли боролись с этой напастью своими, доступными им методами, так как мер, предпринимаемых лагерной администрацией, явно не хватало. «Зека» либо вываривали одежду, либо закапывали ее на ночь в снег.

Сыпной тиф, переносимый вшами, стал воистину стихийным бедствием во времена Гражданской войны в России. За три года войны безвозвратные потери от острых инфекционных болезней, в том числе и тифа, превысили 2 млн. человек. Сыпному тифу в большей мере были подвержены белогвардейские войска, они стали источником распространения эпидемий. Убедительную картину рисовал бывший народный комиссар здравоохранения Н.А.Семашко: «Когда наши войска вступили за Урал и в Туркестан, громадная лавина эпидемических болезней (тифов всех трех сортов) подвинулась на нашу армию из колчаковских и дутовских войск. Достаточно упомянуть, что из 60-тысячной армии противника, перешедшей на нашу сторону в первые же дни после разгрома Колчака и Дутова, 80% оказались зараженными тифом. Сыпной тиф на восточном, возвратный, главным образом, на юго-восточном фронте, бурным потоком устремились на нас». Эпидемия сыпняка приняла такие масштабы, что В.И. Ленин в декабре 1919 г . ставил вопрос о борьбе с ней в общероссийском плане: «Или вши победят социализм, или социализм победит вшей». Социализма нет уж лет двадцать, а вши как были, так и остались. Прав был Владимир Ильич.

Бытуют странные легенды о вшах. Вши возникли из пыли, праха, пепла и даны человеку, дабы он не пребывал в лени и безделии. Сербы рассказывают, что Богородицу, спасающуюся с младенцем Христом, застиг в пути дождь, и она попала в хижину пастуха. Чтобы обсушиться, она стала будить пастуха, но он спал мертвым сном. Богородица бросила в пастуха горсть пепла, из которого произошли вши, чтобы они покусали и разбудили пастуха. Согласно польской легенде, Христос увидел людей, сидящих на улице без дела в воскресенье, в то время как шла служба в церкви, и бросил в них горсть праха (пыли) со словами: “Вот теперь вам будет, чем заняться”.

А в средневековом городе Гурденбурге (Швеция) вши принимали участие в выборе мэра города. Вошь имеет, как все паразиты, регрессию, в данном случае, потерю остроты зрения, различает свет и темноту (избегает света, стремясь в темные места); но зато обонятельными усиками прекрасно определяет вожделенный запах теплой человеческой плоти. Так вот, претендентами на высокий пост могли быть в то время только достопочтенные люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились на площади возле ратуши вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

Читайте также: