Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству на теле хозяина живут вши

Опубликовано: 17.09.2024

Разделы: Биология

Задачи:

  • Сформировать общие биологические понятия о приспособленности организмов к совместной жизни в биогеоценозах, взаимосвязи организмов со средой.
  • Продолжить обучать делать выводы, работать с учебником, тетрадью.
  • Научить школьников выявлять типы отношений между организмами, давать им краткую характеристику.
  • Сформировать у школьников познавательный интерес к процессу изучения различных типов отношений между одним или разными биологическими видами.

Основные понятия: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, антагонизм, агрессия.

Оборудование: таблица “Распространение плодов и семян животными”, влажный препарат “Аскарида”, стенд "Грибы-паразиты".

Тип урока: комбинированный

План урока:

1. Актуализация знаний учащихся (игра в цепочку, письменная работа)ю

2. Изучение нового материала:

а) типы отношений между организмами;
б) взаимополезные связи;
в) полезно-нейтральные связи;
г) полезновредные связи;
д) взаимовредные связи.

3. Закрепление изученного материала (задания по группам, биологические задачи).

4. Анкета (если остается время).

5. Домашнее задание: § 26, вопросы к параграфу.

I. Организация класса

– На прошлом уроке мы изучили типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Сегодня вы научитесь выявлять типы отношений между организмами, давать им краткую характеристику. Вы заранее по жребию разделились по группам, выбрали себе капитана. Каждая группа (4–5 человек) получает оценку за работу с терминами, каждый учащийся получает оценку за письменное задание.

II. Актуализация знаний учащихся

1. Для начала проведем разминку.

Игра в цепочку на знание терминологии. Учащимся предлагаются термины на выбор, на подготовку дается 1 мин.

Цепи питания, биотоп, биогеоценоз, коадаптация, биогеоценоз.

2. Проверка знания теории – письменная работа.

– Ответьте на вопросы, используя условный код:

  • а – биогеоценоз,
  • б – биотоп,
  • в – консументы,
  • г – продуценты,
  • д – редуценты,
  • е – микроорганизмы и грибы,
  • ж – 1, 3–10,
  • и – растения,
  • к – круговорот веществ и поток энергии,
  • л – животные,
  • м – Сукачев В.И.,
  • н – Вавилов Н.И.,
  • о – мимикрия,
  • п – отпугивающий.

Вопросы:

1) Что является основным структурным компонентом биосферы?
2) Что относится к основным структурным элементам биогеоценоза?
3) Как называются растительноядные и плотоядные животные, потребители органического вещества?
4) Какие организмы относятся к редуцентам?
5) Сколько % энергии переходит на каждый последующий пищевой уровень?
6) Какой из компонентов биоценоза наиболее подвержен изменениям?
7) Какой процесс является основным в биогеоценозе?
8) Кто создал учение о биогеоценозе?
9) Как называется способ защиты животных, когда неядовитые виды похожи на ядовитые?
10) Выпадение какого звена в цепи может привести к серьезным последствиям для биоценоза?

III. Изучение нового материала

– Назовите типы связей в поэме Э.Дарвина “Храм природы” – учебник, стр 102.

Каждый живой организм живет в окружении множества других, вступая с ним в самые разнообразные отношения, как с положительными, так и с отрицательными для себя последствиями. Связь с другими организмами обеспечивает питание и размножение, возможность защиты, смягчает неблагоприятные условия среды. В то же время биотическое окружение – это и опасность ущерба или гибели. Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют типы отношений:

Взаимополезные (+ +) – увеличение численности одного, и увеличение скорости численности другого.

а) Симбиоз (греч. sym – вместе, bios – жизнь) или сожительство. при которой оба партнера или 1 из них извлекает пользу от другого.
Примерами симбиоза можгут служить:

– лишайник (гриб + водоросль),
– рак отшельник (поселяется в пустой раковине моллюска и возит на себе раковину вместе с полипом) и актиния (коралловый полип, который ловит добычу, часть которой, пораженная стрекательными клетками, падает на дно и поедается раком).

б) Мутуализм (от лат. – взаимный)- взаимополезное сожительство (используется рис 32, стр.104)

  • Полезновредные (+ –)
  • Полезнонейтральные (+ 0) – 1 вид – польза; 2 вид – безразлично.

Комменсализм – совместная трапеза.
а) нахлебничество – акулы, дельфины – их сопровождают рыбы-лоцманы, для которых много пищи, экстременты).
б) квартиранство – тело животных, их постройки служат убежищем.
Пример: мальки прячутся под зонтиками крупных медуз, где находятся под защитой щупалец, снабженных стрекательными клетками.
А растения могут использовать другие виды, как места обитания.

  • Взаимовредные (– –) – агрессия, активное вытеснение видов.

Антагонизм – присутствие одного вида исключает пребывание другого.
Конкуренция за пищу, пространство, убежище.

Вывод: все перечисленные формы приспособлений к совместной жизни между видами служат регуляторами численности животных и растений в биогеоценозе, определяя его устойчивость.

IV. Закрепление изученного материала

В заключение, выдаются задания каждой группе, чтобы проверить усвояемость материала –после обсуждения они проверяются.

1. Что такое "симбиоз"?

А – прямое уничтожение жертвы.
В – совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связей с другими видами.
С – форма взаимоотношений, при которых один вид использует другой в качестве источника питания, принося вред хозяину.

2. Под биотическим фактором понимают:

А – сумму воздействия живых организмов.
В – воздействие человека на организмы.
С – факторы неживой природы.

3. Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству?

А – на теле хозяина живут вши.
В – волки поедают мелких травоядных.
С – насекомые питаются нектаром цветковых растений.

4. Азотфтксирующие бактерии относятся к:

А – сапрофитам.
В – симбионтам.
С – паразитам.

1. Отмершие листья деревьев образуют опад, который служит местом обитания и пищей для многих организмов. К каким факторам относят это явление?

А – антропогенные.
В – биотические.
С – абиотические.

2. Выберите пример паразитизма:

А – береза и гриб подберезовик.
В – повилика и растение.
С – лишайники.

3. Выберите пример конкуренции:

А – акула и рыбы прилипалы.
В – деревья и микоризные грибы.
С – ель в березовом лесу.

4. Совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связи с другим видом, называется:

А – паразитизм.
В – мутуализм.
С – конкуренция.

1. Какой из данных вариантов может быть примером паразитизма?

А – вши, клещи, грибы трутовики.
В – рак отшельник и актиния.
С – береза под пологом елового леса.

2. Волки ежегодно убивают около 25% оленей. К какой форме взаимодействия относится это явление?

А – конкуренция.
В – хищничество.
С – мутуализм.

3. Что определяет наличие конкуренции?

А – ограничение общих ресурсов.
В – избыток общих ресурсов.
С – существует независимо от ресурсов.

4. Выберите пример мутуализма:

А – кедровая сосна и кедровка.
В – береза и гриб трутовик.
С – гриб-фитофтора и картофель.

1. Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу. ареал обитания:

А – конкуренция.
В – хищничество.
С – паразитизм.

2. Важное значение для хищников имеет:

А – количество пищи.
В – качество пищи.
С – разнообразие пищи.

3. Какое из перечисленных взаимодействий относятся к симбиозу?

А – воробей поедает червей.
В – кукушка откладывает яйца в гнезда мелких воробьиных.
С – в рубце одного из отделов сложного желудка жвачных животных обитает несколько кг. бактерий.

4. Выберите пример комменсализма: А- осина и микориза подосиновика. В-гиены и львы. С- растения семейства росянковые и насекомые.

1. В чем суть воздействия особей-конкурентов одного вида друг на друга?

А – в снижении плодовитости.
В – в уменьшении скорости роста популяции.
С – в приобретении новых качеств, способствующих выживанию.

2. Из перечисленных признаков выберите обязательный для типа взаимоотношения “хозяин-паразит”:

А – тесная связь с хозяином как результат естественного отбора.
В – полное истощение и быстрая смерть хозяина.
С – нанесение вреда хозяину без пользы для себя.

3. Из перечисленных ниже примеров адаптаций найдите наиболее характерные для хищников:

А – покровительственная окраска.
В – использование убежищ.
С – быстрота реакции.

4. Выберите из приведенного варианта тип взаимоотношений – конкуренция:

А – рысь и заяц.
В – серая и черная крысы.
С – рыба прилипало и акула.

В оставшееся время решаются биологические задачи:

1. Биогеоценоз представляет собой сложную систему. Почему важно знать, какие связи между организмами разных видов сложились в этой экосистеме? Под влиянием каких факторов эти связи могут быть нарушены? Какими могут быть последствия нарушения взаимосвязей в экосистеме?

2. Состояние биогеоценоза зависит от разнообразия обитающих в нем видов, численности их популяций. В ряде регионов нашей страны истребили волков. Численность каких животных при этом резко возросла? Почему в данных биогеоценозах пострадали многие кустарники, молодые деревца?

V. Анкета

  • Что затрудняло работу на приведенном уроке?
  • Что для вас было полезно на этом уроке?

VI. Подведение итогов урока

Выставление оценок, запись домашнего задания.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7


Физика
Экология
Электротехника
Молодежь
Тесты
Энергосбережение
Экология и охрана окружающей среды
Экология
Физическая электроника

Тесты по курсу Основы экологии и энергосбережения

для студентов специальности 1-31 04 03 " Физическая электроника "

1. Диапазон дозы экологического фактора, в пределах которого организм не растет, не развивается, но еще не погибает, называется:

1) зона оптимума;

2) зона нормальной жизнедеятельности;

3) зона угнетения;

4) пределы выносливости.

2. Суточным биоритмам подчиняются:

1) кочевки и перелеты птиц;

2) образование цветков у хризантем и георгинов;

3) открывание и закрывание устьиц на листьях растений;

4) распускание почек и листопад на деревьях и кустарниках.

3. Что относится к положительным антропогенным воздействиям:

2) создание заповедников;

3) осушение болот;

4) строительство гидроэлектростанций.

4. Под биотическим фактором понимают:

1) сумму воздействий живых организмов ;

2) воздействие человека на организмы;

3) факторы неживой природы;

4) разновидность климатического фактора.

5. Что такое симбиоз:

1) прямое уничтожение жертвы;

2) совместное существование организмов разных видов;

3) форма взаимоотношений, при котором один вид использует другого в качестве источника питания;

4) взаимовыгодное сожительство организмов разных видов.

6. Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству:

1) на теле хозяина живут вши;

2) волки поедают мелких травоядных;

3) насекомые питаются нектаром цветковых растений;

4) песцы доедают остатки пищи белого медведя.

7. Азотфиксирующие бактерии по отношению к бобовым растениям относятся к:

8. Сороки предупреждают копытных об опасности. О каком типе взаимодействий идет речь:

9. Выберите пример паразитизма:

1) повилика и растение;

2) береза и гриб подберезовик;

10. Выберите пример конкуренции:

1) акула и рыбы прилипалы;

2) деревья и микоризные грибы;

3) ель в березовом лесу;

4) муравьи и тли.

11. Роль хищников в природе заключается в:

1) уменьшении количества популяций жертв;

2) поддержании состава и численности популяций жертв на оптимальном уровне;

3) избирательном уничтожении животных с низкой способностью добывать себе корм;

4) все перечисленное.

12. Какой из данных вариантов может быть примером паразитизма:

1) вши, клещи, грибы-трутовики;

2) рак-отшельник и актиния;

3) береза под пологом елового леса;

4) лишайники, микориза, клубеньковые бактерии.

13. Волки ежегодно убивают около 25% оленей. К какой форме взаимодействия относится это явление?

14. Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу, ареал обитания – это:

15. Совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связи с другим видом, называется:

16. Важное значение для хищников имеет:

1) количество пищи;

2) качество пищи;

3) разнообразие пищи;

4) все эти показатели одинаково важны.

17. Какое из перечисленных взаимодействий относится к мутуализму:

1) воробей поедает червей;

2) кукушка откладывает яйца в гнезда мелких воробьиных птиц;

3) в рубце одного из отделов сложного желудка жвачных животных обитает несколько килограммов бактерий;

4) мелкие рыбки живут в полостях коралловых полипов.

18. Что определяет наличие конкуренции:

1) ограничение общих ресурсов;

2) избыток общих ресурсов;

3) достаток ресурсов;

4) существует независимо от ресурсов.

19. Выберите пример мутуализма:

1) кедровая сосна и кедровка;

2) береза и гриб-трутовик;

3) гриб фитофтора и картофель;

4) лишайники на стволе дерева.

20. Выберите пример комменсализма:

1) осина и микориза подосиновика;

2) рыбки карапуса в полости голотурий;

3) растения семейства росянковые и насекомые;

4) белый медведь и песцы.

21. Из перечисленных ниже примеров адаптации найдите наиболее характерные для хищников:

1) покровительственная окраска;

2) использование убежищ;

3) быстрота реакции;

4) наличие шипов, игл, панциря.

22. Кто ввел в науку термин «экология»?

23. Экология - это:

1) наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами;

2) наука, изучающая растения, животных и среду обитания;

3) наука, изучающая влияние человека на окружающую среду;

4) наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами и средой их обитания.

24. Из перечисленных абиотическим фактором является:

2) деятельность человека;

25. Какие приспособления способствуют выживанию животных в засушливых районах?

2) накопление жиров;

3) образование метаболической воды в организме в результате окислительных реакций;

4) накопление воды в тканях.

26. Что изучает экология:

1) структуру клеток организма;

2) закономерности взаимодействия организмов и окружающей среды;

3) закономерности строения земной коры;

4) морфологические особенности строения организмов.

27. Из перечисленных примеров выберите антропогенный фактор:

2) развитие промышленности;

3) взаимосвязи между особями;

28. Под биотическими факторами понимают:

1) воздействия живых организмов;

2) воздействия человека;

3) факторы неживой природы;

4) антропогенные загрязнения.

29. Фактором(ами), ограничивающим(и) распространение растений и животных в условиях пустыни, является(ются):

1) избыток тепла;

2) недостаток влаги и пищи;

3) избыток тепла и пищи;

4) отсутствие почвы и недостаток пищи.

30. К гомойотермным (теплокровным) животным относятся:

а) треска; б) кит; в) дельфин; г) лягушка; д) ящерица; е) собака.

31. Зоной пессимума называется диапазон экологического фактора, в пределах которого организм:

1) не растет, не развивается, но еще не погибает;

2) активно растет, развивается и размножается;

3) хорошо растет, развивается, но не размножается;

32. Укажите правильный перечень абиотических экологических факторов:

1) свет, хищники, кислотные осадки;

2) влажность, минеральный состав почвы, сила ветра;

3) сила ветра, паразиты, излучения;

4) бактерии, хищники, зеленые растения.

33. Укажите правильный перечень биотических экологических факторов:

1) свет, температура, кислотные осадки;

2) влажность, состав почвы, высота местности;

3) сила ветра, паразиты, насекомые;

4) фитофаги, бактерии, хищники, зеленые растения.

34. Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:

1) половодье, весенние разливы рек;

3) внесение в почву удобрений;

4) создание елью условий существования в ельнике.

35. Из перечисленных факторов выберите абиотические:

1) вырубка лесов;

2) влажность, свет, температура;

3) влияние организмов друг на друга;

4) создание заповедников.

36. Фотопериодизм – это реакция организма на изменение:

1) температуры воздуха;

2) влажности воздуха;

3) продолжительности дня;

37. Большая часть энергии солнечного излучения, достигающего земной поверхности приходится на долю:

1) видимого спектра;

2) инфракрасных лучей;

3) ультрафиолетовых лучей;

4) теплового излучения.

38. Из перечисленных животных выберите пойкилотермных (холоднокровных):

39. К каким факторам среды относятся рельеф, климат, почва, воздух:

40. В лесном массиве был создан заповедник. К какому экологическому фактору можно отнести этот факт?

41. Линька птиц и перелет в теплые страны связаны с:

1) понижением температуры воздуха;

2) изменением влажности воздуха;

3) уменьшением количества кормов;

4) изменением продолжительности дня.

42. Назовите организм, у которого физиологические процессы ускоряются в связи с повышением температуры окружающей среды:

43. Условиями существования называются:

1) все элементы и явления природы, которые окружают организм;

2) составные части среды обитания, без которых организм существовать не может;

3) составные части среды обитания, которые оказывают на организм прямое или косвенное влияние;

4) элементы среды, которые вызывают у организма приспособительные реакции.

44. Экологическими факторами называются:

1) все элементы и явления природы, которые окружают организм;

2) составные части среды обитания, без которых организм существовать не может;

3) составные части среды обитания, которые не оказывают на организм никакого влияния;

4) элементы среды, которые прямо или косвенно влияют на организм.

45. Диапазон экологического фактора, в пределах которого организм хорошо растет и развивается, называется:

Тема: «Типы взаимодействия организмов»

Основная часть

1.Какой из перечисленных компонентов экосистемы является редуцентом?

В. Дождевой червь.

2.Какая из перечисленных пищевых цепей составлена правильно?

А. Муха → лягушка → уж.

Б. Уж → лягушка → муха.

В. Лягушка → муха → уж.

3.Численность белки в еловых лесах в первую очередь зависит от:

А. Количества хищников.

Б. Суровости зимы.

4.Большую роль в накоплении биомассы играют:

5.От чего зависит степень конкуренции?

А. От ареала конкурентов.

Б. От количества конкурентов.

В. От сильного сходства или различия потребностей конкурентов.

6.Что такое симбиоз?

А. Прямое уничтожение жертвы.

Б. Совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связей с

В. Форма взаимоотношений, при которых один вид использует другой в качестве источ-

ника питания, принося вред хозяину.

7.Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству?

А. На теле хозяина живут вши.

Б. Волки поедают мелких травоядных.

В. Насекомые питаются нектаром цветковых растений.

8.Азотфиксирующие бактерии относятся к:

9.Сороки предупреждают копытных об опасности. О каком типе взаимодействия идет речь?

Б. Межвидовая взаимопомощь.

10.Выберите пример паразитизма:

А. Берёза и гриб подберёзовик.

Б. Повилика и растение.

11.Выберите пример конкуренции:

А. Акула и рыбы прилипалы.

Б. Деревья и микоризные грибы.

В. Ель в березовом лесу.

Дополнительная часть

12.Роль хищников в природе заключается в:

А.Уменьшении количества популяций-жертв.

Б. Поддержании состава и численности популяций-жертв на оптимальном уровне.

В. Избирательном уничтожении животных с низкой способностью добывать себе корм.

Г. Всё перечисленное.

13.Многие хищники не способны предотвратить вспышки численности жертв. С чем это связано?

А. Хищники имеют меньший жизненный цикл.

Б. Во время вспышки численности «жертв» плодовитость хищников уменьшается.

В. У хищников скорость роста популяции меньше, чем у жертв.

Г. Всё перечисленное.

14.Выберите из приведенного ниже списка организм, не относящийся к консументам:

Б. Водосбор лекарственный.

Тема: «Типы взаимодействия организмов»

Основная часть

1.Какой из данных вариантов может быть примером паразитизма?

А. Вши, клещи, грибы-трутовики.

Б. Рак-отшельник и актиния.

В. Берёза под пологом елового леса.

2.Волки ежегодно убивают около 25% оленей. К какой форме взаимодействия относится это явление?

3.Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу, ареал обитания- это:

4.Совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связи с другим видом, называется:

5.Важное значение для хищников имеет:

А. Количество пищи.

Б. Качество пищи.

В. Разнообразие пищи.

6.Какое из перечисленных взаимодействий относится к симбиозу?

А. Воробей поедает червей.

Б. Кукушка откладывает яйца в гнёзда мелких воробьиных.

В. В рубце одного из отделов сложного желудка жвачных животных обитает несколь-

ко килограммов бактерий.

7.Какие из приведённых ниже организмов могут выступить в роли и консументов и редуцентов?

8.Что определяет наличие конкуренции?

А. Ограничение общих ресурсов.

Б. Избыток общих ресурсов.

В. Существует независимо от ресурсов.

9.Какая из пирамид чисел характерна для цепи питания: растения → тли → божьи коровки?

10.Выберите пример мутуализма:

А. Кедровая сосна и кедровка.

Б. Берёза и гриб-трутовик.

В. Гриб-фитофтора и картофель.

11.Выберите пример комменсализма:

А. Осина и микориза подосиновика.

Б. Рыбки карапуса в полости голотурий.

В. Растения семейства росянковые и насекомые.

Дополнительная часть

12.В чем суть воздействия особей-конкурентов одного вида друг на друга?

А. В снижении плодовитости.

Б. В уменьшении скорости роста популяции.

В. В приобретении новых качеств, способствующих выживанию.

Г. В полной гибели особей данного вида.

13.Из перечисленных признаков выберите обязательный для типа взаимоотношений

«хозяин-паразит»:

А. Тесная связь с хозяином как результат естественного отбора.

Б. Полное истощение и быстрая смерть хозяина.

В. Нанесение вреда хозяину без пользы для себя.

Г. Извлечение пользы для себя без вреда для хозяина.

14.Из перечисленных ниже примеров адаптаций найдите наиболее характерные для хищников.

А. Покровительственная окраска.

Б. Использование убежищ.

В. Быстрота реакции.

Г. Наличие шипов, игл, панциря.




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Лысакова Тамара ФёдоровнаНаписать 3154 15.03.2019

Номер материала: ДБ-499879

  • Биология
  • 9 класс
  • Тесты
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    12.03.2019 772
    12.03.2019 451
    10.03.2019 143
    10.03.2019 165
    06.03.2019 114
    02.03.2019 210
    01.03.2019 257
    24.02.2019 137

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Рассмотрим эти типы взаимоотношений подробнее. По ходу моего рассказа, заполняем таблицу:
Тип отношений
Особенности отношений
Примеры

Нейтральные (0 0) – очень редко встречаются, поскольку организмы все равно обладают косвенными связями Белка – лось, пример Дарвина (старые девы и удойность молока)
Полезнонейтральные (+ 0) – 1 вид – польза; 2 вид – безразлично.Комменсализм – совместная трапеза. а) Нахлебничество – акулы, дельфины – их сопровождают рыбы-лоцманы, для которых много пищи, экстременты). б) Квартиранство – тело животных, их постройки служат убежищем. Пример: мальки прячутся под зонтиками крупных медуз, где находятся под защитой щупалец, снабженных стрекательными клетками; рыба клоун – актиния; гнезда птиц – членистоногие. Растения могут использовать другие виды, как места обитания.
в) Сотрапезничество – потребление разных веществ или частей одного и того же ресурса ( хищник, падальщики, насекомые, бактерии)
Вредно-нейтральные – Аменсализм (отрицательная трапеза) (- 0) ель – травы под ней.
Взаимополезные (+ +) – увеличение численности одного, и увеличение скорости численности другого.
а) Симбиоз (греч. sym – вместе, bios – жизнь) или сожительство. при которой оба партнера или 1 из них извлекает пользу от другого. Примерами симбиоза могут служить:
– лишайник (гриб + водоросль), грибокорень (гриб + корень растения), азотфиксирующие бактерии – корневые волоски бобовых растений.
б) Мутуализм (от лат. – взаимный)- взаимополезное сожительство – рак отшельник (поселяется в пустой раковине моллюска и возит на себе раковину вместе с полипом) и актиния (коралловый полип, который ловит добычу, часть которой, пораженная стрекательными клетками, падает на дно и поедается раком), клевер и шмель
в) Протокооперация (первичное сотрудничество) Совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно (опыление пчелами разных растений)
Полезновредные (+ –) –(хищничество и паразитизм, полупаразитизм) широко распространены в природе.
а) Хищничество. Один из интереснейших случаев – растения- хищники (видеоотрывок) Вопрос: Назовите причину такого явления ( недостаток веществ в местах проживания)
б) Паразитизм (+-) – одни организмы живут за счет питательных веществ или тканей других организмов. Паразитизм бывает внешний( клопы, блохи, клещи, пиявки, комары, грибы-паразиты) и внутренний(простейшие, черви)
Взаимовредные (– –) – использование одного ресурса несколькими видами, проживающими в сходных экологических условиях, агрессия, активное вытеснение видов. Антагонизм – присутствие одного вида исключает пребывание другого. Конкуренция за пищу, пространство, убежище.
а) Внутривидовая – важный фактор эволюции и саморегулирования внутри популяции (охрана участка, борьба за самку, разновозрасные растения)
б) Межвидовая – отношения близкородственных организмов, или с организмов экологически одинаковыми потребностями). Насекомоядные птицы
Вывод: все перечисленные формы приспособлений к совместной жизни между видами служат регуляторами численности животных и растений в биогеоценозе, определяя его устойчивость.
Проблемный вопрос: Почему важно знать типы связей между видами?(можно прогнозировать , что произойдет при нарушении связей)
В оставшееся время решаются биологические задачи:
1. Состояние биогеоценоза зависит от разнообразия обитающих в нем видов, численности их популяций. В ряде регионов нашей страны истребили волков. Численность каких животных при этом резко возросла? Почему в данных биогеоценозах пострадали многие кустарники, молодые деревца?

Работа в группах.
1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?
Ответ: хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.
2. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки. Но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?
Ответ: в результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшит прорастание семени, а потом вместе с пометом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида.
3. Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит, и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер – хищник». Убедительны ли эти доводы?
Ответ: нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры – здоровых.
4. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?
Ответ: в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – дупло-гнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.

IV. Закрепление изученного материала
В заключение, выдаются задания каждой группе, чтобы проверить усвояемость материала –после обсуждения они проверяются.
1 группа:
Что такое "симбиоз"?
А – прямое уничтожение жертвы. В – совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связей с другими видами. С – форма взаимоотношений, при которых один вид использует другой в качестве источника питания, принося вред хозяину.
Под биотическим фактором понимают:
А – сумму воздействия живых организмов. В – воздействие человека на организмы. С – факторы неживой природы.
Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству?
А – на теле хозяина живут вши. В – волки поедают мелких травоядных. С – насекомые питаются нектаром цветковых растений.
Азотфтксирующие бактерии относятся к:
А – сапрофитам. В – симбионтам. С – паразитам.
В чем суть воздействия особей-конкурентов одного вида друг на друга?
А – в снижении плодовитости. В – в уменьшении скорости роста популяции. С – в приобретении новых качеств, способствующих выживанию.

2 группа:
1. Отмершие листья деревьев образуют опад, который служит местом обитания и пищей для многих организмов. К каким факторам относят это явление?
А – антропогенные. В – биотические. С – абиотические.
2. Выберите пример паразитизма:
А – береза и гриб подберезовик. В – повилика и растение. С – лишайники.
3. Выберите пример конкуренции:
А – акула и рыбы прилипалы. В – деревья и микоризные грибы. С – ель в березовом лесу.
4. Совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связи с другим видом, называется:
А – паразитизм. В – мутуализм. С – конкуренция.
5. Из перечисленных ниже примеров адаптаций найдите наиболее характерные для хищников:
А – покровительственная окраска. В – использование убежищ. С – быстрота реакции.

3 группа:
1. Какой из данных вариантов может быть примером паразитизма?
А – вши, клещи, грибы трутовики. В – рак отшельник и актиния. С – береза под пологом елового леса.
2. Волки ежегодно убивают около 25% оленей. К какой форме взаимодействия относится это явление?
А – конкуренция. В – хищничество. С – мутуализм.
3. Что определяет наличие конкуренции?
А – ограничение общих ресурсов. В – избыток общих ресурсов. С – существует независимо от ресурсов.
4. Выберите пример мутуализма:
А – кедровая сосна и кедровка. В – береза и гриб трутовик. С – гриб-фитофтора и картофель.
5. Из перечисленных признаков выберите обязательный для типа взаимоотношения "хозяин-паразит”:
А – тесная связь с хозяином как результат естественного отбора. В – полное истощение и быстрая смерть хозяина. С – нанесение вреда хозяину без пользы для себя.

4 группа:
1. Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу. ареал обитания:
А – конкуренция. В – хищничество. С – паразитизм.
2. Важное значение для хищников имеет:
А – количество пищи. В – качество пищи. С – разнообразие пищи.
3. Какое из перечисленных взаимодействий относятся к симбиозу?
А – воробей поедает червей. В – кукушка откладывает яйца в гнезда мелких воробьиных. С – в рубце одного из отделов сложного желудка жвачных животных обитает несколько кг. бактерий.
4. Выберите пример комменсализма:
А- осина и микориза подосиновика.
В-гиены и львы.
С- растения семейства росянковые и насекомые.
5. Выберите из приведенного варианта тип взаимоотношений – конкуренция:
А – рысь и заяц. В – серая и черная крысы. С – рыба прилипало и акула.

Вывод урока.
Отношения организмов в природе сложные и многообразные и часто грань между ними условна. Понимая это, человек обязан, относится к природе осторожно, бережно, для того, чтобы ее сохранить.

Домашнее задание: Параграфы 77, 78, подготовить презентацию, закончить таблицу.

1В 2В
1 Экология 0
2 Среда обитания 10
3 Экологические факторы 9
4 Абиотические факторы 8
5 Биотические факторы 7
6 Антропогенные факторы 6
7 Лимитирующие факторы 5
8 Адаптация 4
9 Экологическая ниша 3
10 Анабиоз 2
0 Толерантность 1

Дополнительный вопрос:
Перечислите типы адаптаций организмов.
Приведите несколько примеров

2) Создание заповедников;

3) осушение болот;

4) строительство гидроэлектростанций.

41. Под биотическим фактором понимают:

1) сумму воздействий живых организмов ;

2) воздействие человека на организмы;

3) Факторы неживой природы;

4) разновидность климатического фактора.

42. Что такое симбиоз:

1) прямое уничтожение жертвы;

2) совместное существование организмов разных видов;

3) форма взаимоотношений, при котором один вид использует другого в качестве источника питания;

4) взаимовыгодное сожительство организмов разных видов.

43. Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству:

1) на теле хозяина живут вши;

2) волки поедают мелких травоядных;

3) насекомые питаются нектаром цветковых растений;

4) песцы доедают остатки пищи белого медведя.

44. Азотфиксирующие бактерии по отношению к бобовым растениям относятся к:

45. Сороки предупреждают копытных об опасности. О каком типе взаимодействий идет речь:

2) межвидовая взаимопомощь;

4) Конкуренция.

46. Выберите пример паразитизма:

1) повилика и растение;

2) береза и гриб подберезовик;

47. Выберите пример конкуренции:

1) акула и рыбы прилипалы;

2) деревья и микоризные грибы;

3) ель в березовом лесу;

4) муравьи и тли.

48. Роль хищников в природе заключается в:

1) уменьшении количества популяций жертв;

2) поддержании состава и численности популяций жертв на оптимальном уровне;

3) избирательном уничтожении животных с низкой способностью добывать себе корм;

4) все перечисленное.

49. Какой из данных вариантов может быть примером паразитизма:

1) вши, клещи, грибы-трутовики;

2) рак-отшельник и актиния;

3) береза под пологом елового леса;

4) лишайники, микориза, клубеньковые бактерии.

50. Волки ежегодно убивают около 25% оленей. К какой форме взаимодействия относится это явление?

51. Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу, ареал обитания – это:

52. Совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связи с другим видом, называется:

53. Важное значение для хищников имеет:

1) количество пищи;

2) качество пищи;

3) разнообразие пищи;

4) все эти показатели одинаково важны.

54. Какое из перечисленных взаимодействий относится к мутуализму:

1) воробей поедает червей;

2) кукушка откладывает яйца в гнезда мелких воробьиных птиц;

3) в рубце одного из отделов сложного желудка жвачных животных обитает несколько килограммов бактерий;

4) мелкие рыбки живут в полостях коралловых полипов.

55. Что определяет наличие конкуренции:

1) ограничение общих ресурсов;

2) избыток общих ресурсов;

3) достаток ресурсов;

4) существует независимо от ресурсов.

56. Выберите пример мутуализма:

1) кедровая сосна и кедровка;

2) береза и гриб-трутовик;

3) гриб фитофтора и картофель;

4) лишайники на стволе дерева.

57. Выберите пример комменсализма:

1) осина и микориза подосиновика;

2) рыбки карапуса в полости голотурий;

3) растения семейства росянковые и насекомые;

4) белый медведь и песцы.

58. Из перечисленных ниже примеров адаптации найдите наиболее характерные для хищников:

1) покровительственная окраска;

2) использование убежищ;

3) быстрота реакции;

4) наличие шипов, игл, панциря.

59. Аллелопатия – это:

1) химическое взаимовлияние растений друг на друга при помощи продуктов метаболизма;

2) взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное сожительство;

3) потребление остатков пищи хозяина;

4) выгодное, но не обязательное совместное существование.

60. С точки зрения экологии, конкуренция отличается от хищничества тем, что:

1) от конкуренции «страдают» оба конкурирующих вида;

2) результаты конкуренции сказываются очень быстро;

3) конкуренция приводит к полному истощению ресурса;

4) конкуренция не отличается от хищничества, так как это его разновидность.

Читайте также: