Что такое вошь теркин

Опубликовано: 17.09.2024

Образ Василия Тёркина — это собирательный образ, который соединил в себе типичные черты характера и духовного облика обыкновенного русского солдата. Василий Тёркин — сильный, смелый, человек, он умён, смекалист, любит Родину, в тяжёлых ситуациях не падает духом. В нём всё настолько типично для советского солдата, что не следует искать его индивидуальных качеств. Герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин. Книга про бойца» стал символом всей Советской Армии («Парень в этом роде //В каждой роте есть всегда //Да и в каждом взводе»).

Портрет: описание внешности, речь

Молодой боец Василий Тёркин не был наделён особой красотой, он «не высок, не то чтоб мал», «ростом и плечьми всего не взял», но вид у этого бойца достойный, глядит Василий орлом.

Тёркин часто шутит, подбадривая сослуживцев, потому что: «На войне одной минутки //Не прожить без прибаутки, //Шутки самой немудрой».

Говорит он простым, по-настоящему народным языком, обстоятельно и складно.

Биография

Василий Иванович Тёркин родом из Смоленского края. Он жил и работал в колхозе. Василий Тёркин участвовал в двух войнах. С 1939 года он принимал участие в финской кампании: «На Карельской воевал — //За рекой Сестрою».

В Великую Отечественную войну Тёркин служил в пехотных войсках, был рядовым солдатом в первой роте стрелкового полка.

За то, что сбил фашистский самолёт, Василия Тёркина наградили орденом. Однажды при наступлении командир был убит, и Василий понял, что вести в бой взвод настал его черёд. «Взвод! За Родину! Вперёд. » — крикнул он. Бойцы бросились в атаку и взяли село. Василий был при этом тяжело ранен. Пролечившись в госпитале, он снова пошёл на фронт, был произведён в офицеры и закончил свой боевой путь в Берлине.

Характер, поступки

Василий Тёркин — обобщённый образ, черты его характера были типичны для многих бойцов, воевавших с фашистами, но у него они проявились самобытно и ярко.

Главной чертой характера героя поэмы является любовь к Родине, он считает: «Нынче мы в ответе //За Россию, на народ //И за всё на свете».

Василий часто вспоминает родную Смоленщину, мечтает её освободить от врагов: «Мне не надо, братцы, ордена, //Мне слава не нужна, //А нужна, больна мне Родина, //Родная сторона!»

Смелость Тёркина показана в главе «Переправа». Однажды, переправившись через реку, первый взвод закрепился на правом берегу, а остальные взводы не смогли достичь этого берега из-за сильного огня противника. Первый взвод не мог без подмоги идти дальше вперёд. Василий переплыл ночью холодную реку и доложил командованию, что лейтенант первого взвода просит поддержать взвод артиллерийской стрельбой, чтобы взвод смог пойти в бой и обеспечить переправу.

Тёркин — очень храбрый и умелый в бою солдат, он не теряется в самой сложной ситуации. Василий победил фашиста в рукопашном бою. Он сумел подбить вражеский самолёт, стреляя с колена из трёхлинейной винтовки, и получил за это орден. Когда был убит командир взвода, Тёркин повёл бойцов в атаку и был тяжёло ранен. Лёжа на снегу, он нашёл в себе силы вступить в схватку с самой Смертью и не сдался ей, дождался, когда его нашли и отнесли в санбат.

Василий любит свой полк, сослуживцев. Из госпиталя он пишет своим однополчанам, что озабочен «Лишь одной задачей, //Чтоб попасть в родную часть, //Никуда иначе».

Однополчане тоже любят Тёркина, их привлекает его оптимизм, смекалка, умение в трудную минуту ободрить, поддержать шуткой. Бойцы передают друг другу его шутки-поговорки. На любое замечание у Василия готов остроумный ответ. Например, после того, как Тёркина за сбитый самолёт представили к ордену, сержант сказал: «Вот что значит парню счастье». На это Тёркин ответил: «— Не горюй, у немца это — //Не последний самолёт…»

Василий остроумен, общителен, хорошо играет на гармони, поэтому на привале всегда около него собираются бойцы. Поддерживая боевой дух однополчан, он повторял: «Не унывай!», «Перетерпим. Перетрём…»

При встрече с мирным населением Тёркин ведёт себя с достоинством, но скромно, старается помочь, чем может. Например, направляясь после госпиталя в свой полк, Василий зашёл в избу старика и старухи. Он помог делу сделать пиле разводку, починил старые часы, поговорил с дедом, который тоже был раньше солдатом, о войне и обнадёжил хозяев, что немцев советские солдаты побьют.

Вывод

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» рассказывает читателю о защитнике родной земли от фашистских захватчиков. Поэт сделал простого солдата символом народа-победителя. Ответственность «за Россию, за народ и за всё на свете», коллективизм, вера в победу — эти лучшие черты советских людей Твардовский воплотил в собирательном образе Василия Тёркина.

Значение этого образа состоит в том, что это не просто литературный персонаж, а главный герой своей эпохи, наиболее глубокий, художественно совершенный образ народа, который воюет «ради жизни на земле». И сегодня, как и много лет назад, поэма «Василий Тёркин» — одна из книг, самых любимых в народе.

Характеристика образа Василия Тёркина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

С лиро-эпическим творением Александра Твардовского о простом солдате, который стал символом непобедимости народного духа, школьники знакомятся в восьмом классе. Поможет в изучении знаменитой поэмы «Василий Теркин» краткое содержание и литературоведческая справка. Воспользуйтесь подсказками, чтобы систематизировать учебный материал.

«Василий Теркин»: краткое содержание

Поэма «Василий Теркин», краткое содержание которой предлагаем изучить, была рождена на фронте. Впечатления автора о действиях пехоты, которая стала одной из главных движущих сил Второй мировой войны, воплотились в истории главного героя — Василия Теркина.

При подготовке к занятию по теме «Поэма Твардовского “Василий Теркин”» краткое содержание по главам поможет акцентировать внимание на важных деталях, характеристиках персонажей. Ориентируйтесь на такое изложение сюжета поэмы «Василий Теркин» по главам:

«Премудрый пескарь» кратко: содержание и анализ

От автора

В произведении несколько лирических отступлений, в которых Твардовский:

  • размышляет о важности прибаутки, которая поднимает боевой дух;
  • раздумывает о бесстрашии воинов;
  • вспоминает отчий дом;
  • опровергает слухи о смерти Василия Теркина;
  • прославляет каждого солдата, который стал воплощением его героя.

Фото: YouTube.com / Театр у микрофона: UGC

На привале

В первой роте появился солдат, который ест за двоих и удивляет интересными рассказами. Его шутки помогают замерзшим, в холодных и грязных шинелях, голодным бойцам не терять силу духа.

Запишите в краткое содержание: Василий Теркин — неказистый парень в «просоленной гимнастерке» — прошел ни одну сотню военных дорог — воевал на Карельском фронте за рекой Сестрой.

Перед боем

История Теркина о вине перед родными. Солдаты не могли их защитить и вынуждены были отступать. Герой в составе группы из десяти человек выходил из окружения. Он был политруком и старался подбодрить солдат.

«Уроки французского»: краткое содержание и анализ

Они остановились на постой в деревне, где жила семья командира. Его жена накормила и обогрела солдат, но порадоваться приходу мужа не смогла: советские войска отступили, оставляя их в немецкой оккупации.

Горькую правду осознавал и командир. Он до утра колол дрова, потому что хотел облегчить быт жене, искупить свой грех. На утро дети провожали отца слезами.

Фото: YouTube.com / Казаковтеатр: UGC

Переправа

Зима. Полк переправляется через реку. Первый взвод добирается до противоположного берега, начинается артобстрел. Переправа сорвана.

Все считали, что первый взвод погиб, но утром дозорные заметили плывущего в сторону бойцов человека. Это Теркин, который сообщил, что солдаты его взвода живы и просят поддержки артиллерии.

«Василий Теркин»: о войне

«Чудесный доктор»: краткое содержание и анализ

Весельчак и жизнелюб Теркин рассуждает о войне:

  • нельзя, чтобы в такое время твоя хата была с краю;
  • война неравная, но победит мужество и благородство, потому что они защищают родную землю.

Василий Теркин спокойно воспринимает вероятность гибели, говорит о том, что их подвиг еще будет воспет последующими поколениями.

Теркин ранен

Протягивая связь, Теркин попадает под артобстрел. Снаряд падает рядом с ним, но не взрывается. Боец, показывая свое бесстрашие, проверяет блиндаж, из которого велся вражеский огонь, и вступает в противостояние с немецким офицером, у которого пистолет. Теркин защищается штыком, побеждает, но его ранят.

Раздается выстрел советской артиллерии. Теркин понимает, что погибнет. На утро его обнаружили танкисты. Башенный стрелок держал его на руках и согревал своим дыханием. Так рождается солдатское побратимство.

«Человек в футляре»: краткое содержание и анализ

О награде

Теркин воюет не ради славы, возможности похвастаться и рассказать о подвигах, а ради жизни.

Гармонь

По дороге из госпиталя Теркин знакомится с танкистами, которые в бою потеряли командира. Они отдают Теркину его гармонь. Осиротевший инструмент в руках героя отогревает души людей — они забывают о страхе и потерях.

Фото: YouTube.com / Казаковтеатр: UGC

Два солдата

В разделе поэмы «Василий Теркин» «Два солдата» главный герой по пути на фронт («в трех верстах от фронта») задерживается на ночевку у пожилых супругов-крестьян. Дед — бывший солдат. Теркин помогает им по хозяйству, чинит часы. Герой обещает, что немца они разобьют.

О потере

Боец с бородой сокрушается, что потерял кисет, который напоминал ему о родном доме. Теркин говорит о своей потере — шапке. Он размышляет о том, что вещь потерять можно, а вот Родину — нельзя.

«Собачье сердце»: краткое содержание и анализ

«Василий Теркин»: поединок

Теркин, плохо владеющий раненой рукой, вступает в рукопашную с упитанным немцем и берет «языка».

Кто стрелял

Весна. Отдых после боя. Гул майского жука сменяет гуд бомбардировщика. Теркин поднимается и со зла стреляет в небо, подбивает самолет.

О герое

Василий вспоминает о госпитальном друге — мальчишке из Тамбова, который получил за свой подвиг орден. Родная Теркину Смоленщина пока что не могла похвалиться героем.

Фото: YouTube.com / Казаковтеатр: UGC

Генерал

Второй год войны, лето. Теркин в обороне. Его вызывают к генералу. Теркина награждают орденом и недельным отпуском домой. От последнего герой отказывается.

Бой в болоте

Идет бой за деревушку Борки. Солдатам кажется бессмысленным погибать за разрушенную деревеньку. Теркин считает, что лучше сидеть в своем болоте, в кругу своих однополчан, поддерживаемыми своими танками и артиллерией, чем как он год назад прятался от немцев один в копне сена под Москвой.

«Гранатовый браслет»: краткое содержание и анализ произведения

О любви

У каждого защитника дома осталась любимая женщина. Их любовь оберегает и вдохновляет солдат, предостерегает и стоит на страже их совести. Женщины в письмах не жалуются на тяготы военной жизни. Только у главного героя нет суженой. Большая любовь еще ждет его.

Отдых Теркина

Главного героя отправляют в Дом отдыха — теплая печь, чистое постельное белье, отличное питание. Но после первых суток пребывания в «раю» солдат убегает из этого мира покоя, чистоты и ограничений. Он ловит попутку и возвращается на передней край. Война не завершена, поэтому отдых может быть только перед боем.

В наступлении

Наступление. Молодые бойцы равняются на опытного и, как им кажется, бесстрашного Теркина. Но тому тоже страшно. В атаке убит командир — лейтенант. Главный герой заменяет его и ведет в бой подразделение. Его тяжело ранят.

«Вишневый сад»: краткое содержание и анализ пьесы

Фото: YouTube.com / Казаковтеатр: UGC

Смерть и воин

Теркин остался на поле боя: свои сочли его мертвым. К нему приходит Смерть. Она пугает героя увечьем, но он отказывается сдаваться и просит дать ему возможность увидеть победу и погулять среди живых. В санчасть Теркина доставляет похоронная команда. Смерть не отстает до последнего.

Теркин пишет

Герой из госпиталя сообщает в часть, что живой, но ранен в ногу. После выздоровления вернется к своим, чтобы вместе выгнать врага за пределы страны либо погибнуть.

Теркин–Теркин

Вернувшись в часть, Теркин почувствовал себя чужим, потому что у него появился конкурент — Иван Теркин — молодой рыжий парень, герой и балагур, орденоносец, гармонист. Василий сначала отнесся ревностно к нему, но потом уступил лидерство. Проблему решил командир, который сказал, что скоро в каждой роте будет свой Теркин.

«Шинель»: краткое содержание и анализ произведения

Дед и баба

Третья весна войны. Теркин в качестве разведчика приходит в село, где чинил деду и бабе часы. Старики прячутся в погребе, часы унес немец в качестве трофея. Василий обещает, что больше не отступит и привезет им из Германии пару таких часов.

На Днепре

Бабье лето, идет бой на Днепре. Теркин со всей пехотой переправляется вплавь на правый берег. Немцы сдаются в плен.

Про солдата-сироту

Войска освобождают один за другим населенные пункты. В каждом из них солдат встречают их родные. Один боец отпросился, чтобы навестить семью в селе Красный Мост, и узнал, что его жена и сын погибли. Он горько плачет о них. Их смерти требуют расплаты.

«Судьба человека»: сочинение по произведению

Фото: YouTube.com / Казаковтеатр: UGC

По дороге на Берлин

Советские солдаты в Европе. Их приветствуют как освободителей. По дороге Теркин встречает землячку, солдатскую мать, которая возвращается за Днепр. Он дает ей лошадь, корову, домашнюю утварь.

В бане

Баня в чужой стороне — воспоминание о Родине. Солдат раздевается, видны все шрамы от ран. Бойцы радуются завершению войны. Солдата в чистой гимнастерке с орденами сравнивают с Теркиным.

Нужен краткий пересказ? «Василий Тёркин» — одна из немногих поэм, которую легко пересказать благодаря плотности событий. Воспользуйтесь представленными подсказками, чтобы подготовиться к занятию по литературе.

«Василий Теркин»: анализ произведения

Изучаете поэму «Василий Теркин»? Анализ по главам позволяет увидеть, каков центральный персонаж произведения А. Твардовского, какими качествами наделен, понять, какие проблемы волнуют автора, как воплощен идейный замысел поэмы.

«Война и мир»: краткое содержание и анализ

Фото: YouTube.com / Казаковтеатр: UGC

Литературоведческая справка поможет понять идейно-художественное содержание поэмы. «Василий Теркин» — произведение, в котором воспета стойкость народа, его духовная мощь и сила, воля к победе главных героев Второй мировой войны — солдат.

Обратите внимание на такие художественные особенности этого произведения:

  • Кто такой Василий Теркин: замысел и история создания поэмы.

Вася Теркин — герой финского конфликта — стал героем фронтовой литературы в 1939-м году. Персонаж — продукт коллективного творчества сотрудников «На страже Родины» — ленинградской газеты, в которой работал Александр Твардовский. Герой стал настолько популярным, что писатель задумал написать масштабное произведение о неунывающем и удачливом воине.

Работа над поэмой о герое финской войны Васе Теркине была завершена к 1940 году. В начале Второй мировой войны А. Твардовский оказался в эпицентре военных действий — выходил из окружения в Киеве.

В 1942 году писатель вернулся к идее создать поэму о стойком солдате. Первые главы произведения появились в печати во время отступления советских войск. Поэма «Василий Теркин» до конца войны и на протяжении 1946 года выходила в периодике частями.

Фото: YouTube.com / Казаковтеатр: UGC

  • Центральные проблемы.

Сюжетообразующая тема произведения — это восхваление мужества и стойкости солдата, поклонение его героизму и подвигу, утверждение веры в победу. Поэма наполнена жизнеутверждающим пафосом. В контексте темы войны и подвига народа автор поднял такие проблемы, как:

  • любовь к родной земле;
  • ответственность за друзей и соратников на войне;
  • военная дружба;
  • подвиг простого солдата;
  • нелегкая армейская служба;
  • умение сопереживать и прощать, несмотря на вызовы войны;
  • значение для солдат любви и поддержки родных;
  • ценность свободы и взаимовыручки.

Раскрывая эти проблемы, писатель реализовал гуманистический идеал, продемонстрировал уважение к простому человеку, воспел истинного героя войны и победителя — народ.

Фото: YouTube.com / Казаковтеатр: UGC

  • « Василий Теркин»: главные герои.

Центральный персонаж поэмы — Василий Теркин — собирательный образ. Он воплотил лучшие человеческие, моральные качества, жизненные идеалы, черты характера.

Биография Василия Теркина — отражение принципа собирательности. Родом из смоленской деревеньки, простой парень. В разделе «На привале» автор говорит, что его герой не молод и не стар, некрасив, не высок, но и не мал ростом. Получил в бою осколочное ранение, но награжден так и не был, трижды побывал в окружении. Он имеет военный опыт — воевал в финскую.

Шутками поднимает боевой дух соратников по оружию, в бою демонстрирует отвагу и взаимовыручку, чувствует ответственность перед теми, кого призван защищать, не боится смерти, но хочет увидеть победу. Гармонист и песенник.

Стойкость народного духа Твардовский воплотил в образе деда — героя Первой мировой войны. Он огорчен отступлением советских войск, но верит в то, что они непременно победят немца. С топором в руках защищает от врагов старуху.

Гуманизмом веет от образа старого генерала, который награждает Теркина. Он с уважением, по-отечески говорит с простым солдатом, обещает тому освобождение родного края Василия.

Сюжет поэмы Твардовского изложен в тридцати завершенных частях. Есть пролог и эпилог. В произведении нет указания на конкретные даты, топографию событий, потому что задача писателя — создать масштабный и всеобъемлющий образ фронтовых дорог простого солдата-пехотинца — того, кто победил в войне.

Собранные автором истории объединяет центральный персонаж — Теркин — символ стойкости народного духа. Каждая часть произведения отличается завершенностью. Это обусловлено тем, что произведение печатали частями. Авторские диалоги, которые он ведет с героем, с самим собой, с читателями, делают изложение живым и эмоциональным.

Поэму «Василий Теркин» кратко рекомендуем перечитать перед занятием, чтобы систематизировать хронологию изложенных автором событий, акцентировать внимание на самых важных сюжетных поворотах.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

comments icon
Комментарии

В поле вьюга-завируха,
В трех верстах гудит война.
На печи в избе старуха,
Дед-хозяин у окна.

Рвутся мины. Звук знакомый
Отзывается в спине.
Это значит — Теркин дома,
Теркин снова на войне.

А старик как будто ухом
По привычке не ведет.
— Перелет! Лежи, старуха.—
Или скажет:
— Недолет…

На печи, забившись в угол,
Та следит исподтишка
С уважительным испугом
За повадкой старика,

С кем жила — не уважала,
С кем бранилась на печи,
От кого вдали держала
По хозяйству все ключи.

А старик, одевшись в шубу
И в очках подсев к столу,
Как от клюквы, кривит губы —
Точит старую пилу.

— Вот не режет, точишь, точишь,
Не берет, ну что ты хочешь. —
Теркин встал:
— А может, дед,
У нее развода нет?

Сам пилу берет:
— А ну-ка… —
И в руках его пила,
Точно поднятая щука,
Острой спинкой повела.

Повела, повисла кротко.
Теркин щурится:
— Ну, вот.
Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.

Посмотреть — и то отрадно:
Завалящая пила
Так-то ладно, так-то складно
У него в руках прошла.

Обернулась — и готово.
— На-ко, дед, бери, смотри.
Будет резать лучше новой,
Зря инструмент не кори.

И хозяин виновато
У бойца берет пилу.
— Вот что значит мы, солдаты,
Ставит бережно в углу.

А старуха:
— Слаб глазами.
Стар годами мой солдат.
Поглядел бы, что с часами,
С той войны еще стоят…

Снял часы, глядит: машина,
Точно мельница, в пыли.
Паутинами пружины
Пауки обволокли.

Их повесил в хате новой
Дед-солдат давным-давно:
На стене простой сосновой
Так и светится пятно.

Осмотрев часы детально, —
Все ж часы, а не пила, —
Мастер тихо и печально
Посвистел:
— Плохи дела…

Но куда-то шильцем сунул,
Что-то высмотрел в пыли,
Внутрь куда-то дунул, плюнул,
Что ты думаешь, — пошли!

Крутит стрелку, ставит пятый,
Час — другой, вперед — назад.
— Вот что значит мы, солдаты.—
Прослезился дед-солдат.

Дед растроган, а старуха,
Отслонив ладонью ухо,
С печки слушает:
— Идут!
— Ну и парень, ну и шут…

Удивляется. А парень
Услужить еще не прочь.
— Может, сало надо жарить?
Так опять могу помочь.

Тут старуха застонала:
— Сало, сало! Где там сало…

Теркин:
— Бабка, сало здесь.
Не был немец — значит, есть!

И добавил, выжидая,
Глядя под ноги себе:
— Хочешь, бабка, угадаю,
Где лежит оно в избе?

Бабка охнула тревожно.
Завозилась на печи.
— Бог с тобою, разве можно…
Помолчи уж, помолчи.

А хозяин плутовато
Гостя под локоть тишком:
— Вот что значит мы, солдаты,
А ведь сало под замком.

Ключ старуха долго шарит,
Лезет с печки, сало жарит
И, страдая до конца,
Разбивает два яйца.

Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Полагается по-русски
Выпить чарку перед ней.

— Ну, хозяин, понемножку,
По одной, как на войне.
Это доктор на дорожку
Для здоровья выдал мне.

Отвинтил у фляги крышку:
— Пей, отец, не будет лишку.
Поперхнулся дед-солдат.
Подтянулся:
— Виноват.

Крошку хлебушка понюхал.
Пожевал — и сразу сыт.

А боец, тряхнув над ухом
Тою флягой, говорит:
— Рассуждая так ли, сяк ли,
Все равно такою каплей
Не согреть бойца в бою.
Будьте живы!
— Пейте.
— Пью…

И сидят они по-братски
За столом, плечо в плечо.
Разговор ведут солдатский,
Дружно спорят, горячо.

Дед кипит:
— Позволь, товарищ.
Что ты валенки мне хвалишь?
Разреши-ка доложить.
Хороши? А где сушить?

Не просушишь их в землянке,
Нет, ты дай-ка мне сапог,
Да суконные портянки
Дай ты мне — тогда я бог!

Снова где-то на задворках
Мерзлый грунт боднул снаряд.
Как ни в чем — Василий Теркин,
Как ни в чем — старик солдат.

— Эти штуки в жизни нашей, —
Дед расхвастался, — пустяк!
Нам осколки даже в каше
Попадались. Точно так.
Попадет, откинешь ложкой,
А в тебя — так и мертвец.

— Но не знали вы бомбежки,
Я скажу тебе, отец.

— Это верно, тут наука,
Тут напротив не попрешь.
А скажи, простая штука
Есть у вас?
— Какая?
— Вошь.

И, макая в сало коркой,
Продолжая ровно есть,
Улыбнулся вроде Теркин
И сказал:
— Частично есть…

— Значит, есть? Тогда ты — воин,
Рассуждать со мной достоин.
Ты — солдат, хотя и млад.
А солдат солдату — брат.

И скажи мне откровенно,
Да не в шутку, а всерьез.
С точки зрения военной
Отвечай на мой вопрос.
Отвечай: побьем мы немца
Или, может, не побьем?

— Погоди, отец, наемся,
Закушу, скажу потом.

Ел он много, но не жадно,
Отдавал закуске честь,
Так-то ладно, так-то складно,
Поглядишь — захочешь есть.

Всю зачистил сковородку,
Встал, как будто вдруг подрос,
И платочек к подбородку,
Ровно сложенный, поднес.
Отряхнул опрятно руки

И, как долг велит в дому,
Поклонился и старухе
И солдату самому.
Молча в путь запоясался,
Осмотрелся — все ли тут?
Честь по чести распрощался,
На часы взглянул: идут!
Все припомнил, все проверил,
Подогнал и под конец
Он вздохнул у самой двери
И сказал:
— Побьем, отец…

В поле вьюга-завируха,
В трех верстах гремит война.
На печи в избе — старуха.
Дед-хозяин у окна.

В глубине родной России,
Против ветра, грудь вперед,
По снегам идет Василий
Теркин. Немца бить идет.

Читать полное произведение

О народном герое Василии Теркине


Образцом для подражания для защитников Отечества во время Великой Отечественной стал герой литературный, герой народный - Василий Тёркин.

«Книга про бойца» Александра Твардовского, как это ни покажется теперь странным, была задумана автором более чем за год до начала Великой Отечественной.

Уже после Победы, в 1951 году, Александр Трифонович в своём очерке «Как был написан «Василий Теркин». (Ответ читателям)» сам рассказал историю замысла и создания «Книги про бойца».

Замысел возник у Твардовского ещё в 1939-1940 годы, в ходе финской военной кампании, когда он был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины».

Имя героя - Вася Тёркин - и его образ родились как плод совместного творчества членов редколлегии газеты. Тёркин - «весёлый и мудрый, удачливый боец кратковременной финской кампании», завершившейся в марте 1940 года, стал сатирическим героем нескольких небольших стихотворений-фельетонов Твардовского, написанных для газеты.

Великая Отечественная застала Твардовского в глухой подмосковной деревушке Грязи. Здесь поэт облюбовал место для спокойной работы над задуманной поэмой о Василии Тёркине.

Воскресный день 22 июня резко нарушил эти планы: едва услыхав о нападении на нашу страну гитлеровской Германии, поэт выезжает в Москву в переполненном поезде звенигородского направления.

Он становится военным корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта.

В 1941-1942 годах вместе с редакцией Твардовский проходит с боевыми частями Красной Армии по дорогам войны многие сотни километров на особенно беспокойном, «жарком» Южном фронте. Отступает, оказывается в окружении и выходит из него.

Александр Трифонович написал и напечатал много стихотворений и фронтовых очерков и совсем забыл об оставленной в Москве рукописи поэмы, замысел которой уже не представлялся ему актуальным.

Весной 1942 года Твардовский был переведён в резерв в Москву, где вернулся к своим старым тетрадкам с записями о Тёркине.

Долго автор не мог найти ту самую ниточку, сюжет, сомневался в нужности этой работы, но вскоре понял, что нашёл то самое большое дело, которому можно отдаться до конца.

Когда в июне ему пришла счастливая мысль продолжить поэму о Тёркине, «уже как о бойце новой, большой войны», Александр Трифонович собрал разрозненные записи и наброски и снова садится за работу, которая сразу же приняла соответствующий военному времени фронтовой темп. Он решил написать поэму о нашем русском парне, который есть в каждой роте, который каждому знаком и близок.

«Война всерьёз, и поэзия должна быть всерьёз» - пишет Твардовский в своём дневнике.

27 июня 1942 года в письме к жене Марии Илларионовне в Чистополь он поделился своими мыслями о новом замысле:

«И надо было, чтоб в это самое время у меня явилась радостная мысль работать над своим «Тёркиным» на новой, широкой основе. Я начал - и пошло, пошло. Когда я отделывал «Переправу», я ещё не знал, что впрягаюсь в поэму, и потом всё сильнее впрягался, и вскоре у меня было такое ощущение, что без этой работы мне ни жить, ни спать, ни есть, ни пить. Что это мой подвиг на войне».

С 4 сентября 1942 года фронтовая газета «Красноармейская правда» одну за другой помещала на своих страницах главы поэмы Твардовского. В то же время они печатались в журналах «Красноармеец» и «Знамя».

Уже первая глава поэмы аттестует героя как человека «свойского», легко находящего общий язык с новым коллективом. Нормальность Теркина прямо выражена в развернутой авторской характеристике, начинающейся «установочным» четверостишием:

Тёркин - кто же он такой?

Просто парень сам собой

Авторская установка на обыкновенность главного героя не только не мешает, но, напротив, помогает созданию максимально обобщенного образа. Твардовский наделяет своего героя подчеркнуто «общерусской» внешностью, избегает слишком выпуклых внешних примет («особые» портретные приметы сделали бы его образ излишне индивидуализированным).

Образ Тёркина близок фольклорному типу персонажей, своей неуязвимостью и «всеприсутствием» в самых разнообразных ситуациях он напоминает находчивого героя бытовой солдатской сказки.

Поэма имела большой успех. Отрывки из неё читают по радио Орлов и Левитан.

Твардовский и сам читает «Тёркина» на фронте, встречается с солдатами, посещает с творческими вечерами госпитали и трудовые коллективы.

До войны ещё в помине

Был ты, Тёркин, на Руси.

Тёркин? Кто такой? А ныне

Тёркин - кто такой? -

25 ноября 1942 года в издательстве газеты «Красноармейская правда» было подписано к печати первое издание поэмы (А. Твардовский. Василий Теркин. Книга про бойца. Библиотечка газеты «Красноармейская правда», вып. 16. Издательство газеты «Красноармейская правда». Действующая армия. Западный фронт. 1942. 104 стр.). Издание книги, которая была отпечатана в Москве, в типографии «Гудок», приурочивалось к XXV годовщине Октября.

Вслед за вступлением «От автора» в книгу вошло десять глав: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «О войне», «Тёркин ранен», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «О потере» и «Поединок».

Обложку и заставки к этому изданию сделал фронтовой художник Орест Георгиевич Верейский (в будущем - народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР). Его творческое содружество с Твардовским с этого времени становится постоянным. Художник создал впоследствии несколько серий замечательных иллюстраций к «Василию Тёркину».

«Пусть хоть немного порадует тебя, - писал Александр Трифонович о первом издании поэмы супруге, - пусть она будет тебе моим большим письмом-отчётом за время после последней встречи».

Поэма имела большой успех у народа и издавалась, несмотря на военное время, большими тиражами.

Тогда знаменитая «Книга про бойца» не была ещё создана в том виде, в каком она существует сейчас, однако автор, вероятно, считал её на данном этапе законченной.

Война продолжалась, и вёл свой поэтический бой с фашизмом Твардовский. «Книга про бойца» создавалась в течение всей войны, следовала за её ходом, сочетая в себе: оперативность, едва ли не газетность, и в то же время высочайшую художественность.

После выхода первой части Твардовский без промедления преступает ко второй части, и поэма перерастает в «Книгу про бойца».

Печатание второй части его «Книги про бойца» началось 12 декабря 1942 года в газете «Красноармейская правда».

В 1942-1943 году поэт пережил тяжёлый творческий кризис. В армии и в гражданской читательской аудитории «Книгу про бойца» принимали на «ура», но партийное руководство раскритиковало её за пессимизм и отсутствие упоминаний о руководящей роли партии.

«Поэма отвечает его сердцу», признавался секретарь союза писателей СССР Александр Фадеев, но «. надо следовать не влечениям сердца, а партийным установкам».

Тем не менее, Твардовский продолжает работу, крайне неохотно соглашаясь на цензурную правку и купюры текста.

В феврале 1944 года Твардовский приступил к работе над третьей частью «Книги про бойца», без которой мы теперь её не представляем. Какой Теркин без глав «Смерть и воин», «В бане», «Про солдата-сироту» и без прощания автора с Тёркиным в последней главе «От автора»!

В итоге «Книга про бойца» была завершена в 1945 году вместе с окончанием войны. Последняя глава («В бане») была закончена в марте 1945 года.

Ещё до окончания работы над произведением Твардовский был удостоен Сталинской премии.

Василий Тёркин - это символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего: они как бы средние. Он «большой охотник жить лет до девяноста», человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него - стихийное бедствие, горячая работа. Вся «Книга про бойца» пронизана мечтой о мирной жизни.

Тайна обаяния Василия Теркина в особом отношении к нему автора, который отдал герою всё лучшее, что имел сам, свой огромный неисчерпаемый талант и своё большое сердце, своё вдохновение, шутки и выдумки, тепло и бодрость духа.

Обаяние Тёркина и в том крайне обострённом чувстве «земли родимой»: «Лучше нет родной сторонки, что у каждого одна».

Тёркин величает землю матерью, говорит о Родине «большой и малой»; они сливаются в его сознании и в мыслях героя воедино: спасти родину-мать от вторгшегося злого врага. Об этом мечтали они ежеминутно каждый день.

Важна принадлежность Тёркина к самому массовому роду войск - пехоте. Герой - пехотинец.

«В нём - пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти», - писал Твардовский в самом начале своего замысла.

Тёркин - из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны.

Герой Твардовского - это герой конкретной войны, Великой Отечественной. Вместе с тем есть в нём то, что сближает его с русским солдатом всех времён.

Образ воюющего народа, представленный в начале книги именно Тёркиным, к концу «Книги про бойца» заметно расширился. Теперь в него органично включены и главный герой, и множество эпизодических персонажей, и лирическое «я», и адресат книги - её читатель («друг и брат», по словам автора).

Важно и то, что книга завершается вовсе не оптимистическими здравицами: в финале выражено чувство вины, и сама книга посвящается памяти павших:

Повесть памятной годины,

Эту книгу про бойца,

Я и начал с середины

И закончил без конца

С мыслью, может, дерзновенной

Посвятить любимый труд

Павшим памяти священной,

Всем друзьям поры военной,

Всем сердцам, чей дорог суд.

И закончил без конца

С мыслью, может, дерзновенной

Посвятить любимый труд

Павшим памяти священной,

Всем друзьям поры военной,

Всем сердцам, чей дорог суд.

Симбиоз Автора и Героя на фоне эпической темы большой войны создаёт особый лиро-эпический сплав. В связи с этим можно считать «Книгу про бойца» произведением совершенно особого и небывалого жанра.

Твардовский не случайно не называет его «поэмой» (подзаголовок «Поэма» фигурировал только в первых публикациях отдельных глав в газете «Красноармейская правда»), а именно «Книгой про бойца».

В годы войны появилось несколько значительных поэм, как правило лирических или лиро-эпических (среди них, например, «Сын» П.Г.Антокольского и «Россия» А.А.Прокофьева).

В отличие от большинства из них, либо посвящённых конкретным эпизодам войны, либо сугубо лирических по характеру, книга Твардовского говорит о войне в целом, даёт жизнь солдата во всех её проявлениях. Поэтому по аналогии с пушкинским «Евгением Онегиным» о «Василии Тёркине» часто говорят как об энциклопедии фронтовой жизни.

И это справедливо: по широте охвата событий войны, по конкретности изображения армейского быта книга Твардовского - уникальное явление в поэзии военных лет.

Вспомним, например, что помимо ярких динамичных эпизодов она содержит множество лаконичных, но выразительных фрагментов, посвящённых подробностям фронтового быта - шинели, шапке-ушанке, сапогам и многим другим деталям одежды, воинского снаряжения, даже питания в походных условиях.

Народный характер героя сказывается не только в эпизодах сражений, но в ещё большей мере - в самом отношении к войне прежде всего как к тяжёлой работе.

В годы Великой Отечественной стихами «Тёркина» говорила вся сражающаяся страна - как на фронте, так и в тылу, в городах и весях.

Не зарвёмся, так прорвёмся,

Будем живы - не помрём.

Срок придёт, назад вернёмся,

Что отдали, всё вернём.

Обычно скупой на похвалы Иван Бунин, один из самых взыскательных мастеров русской литературы XX века, так отозвался из Парижа о «Тёркине»: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова».

Потрясающий успех «Книги про бойца», отрывки из которой на фронте заучивали наизусть, передавали друг другу вырезки из газет, как реальной мобилизующей силы народа в годы Великой Отечественной и в трудные послевоенные годы во многом объясняется тем, что в нём воплотилась поражающая своей силой жажда жизни, неукротимая энергия и стальная выдержанность русского характера - с его естественной, само собой разумеющейся, постоянной тревогой о доме, семье, матери, детях, заботой о природе родного края, привязанность к земле-матушке.

Поэтому «Книга про бойца», какими бы суррогатами не хотели её сегодня вытеснить либералы, бессмертна.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Василий Теркин стал главным героем одноимённого произведения. В этом образе автору удалось соединить все положительные черты русского солдата: героизм, отвагу, честь, доблесть. Даже фамилия у героя говорит сама за себя. Теркин — «тертый калач» тот, кому довелось пройти через множество испытаний. Василий — настоящий боец.

Молодой человек в 25 летнем возрасте уже испытал много горя, но несмотря на это сохраняет желание участвовать в сражении. С каждым испытанием герой делается более закаленным, преодоление трудностей придает ему бодрости и новой силы. Теркин не только солдат, он сохраняет в себе образ честного, благородного, сильного крестьянского мужика.

Вместе с тем, он по — настоящему осознает всю реалистичность военных действий. Перед его глазами возникают картины смерти, боли, голода. Он не по наслышке знает о всех лишениях и бедах. Находясь в таком положении он не отчаивается, а продолжает таить в сердце надежду на лучшее и вставать на защиту родной земли. Такое отношение способствует сохранению человечности и смелой решительности.

Образ русского солдата находит свое сходство с персонажами из фольклора — древнерусскими богатырями. Василий Теркин сочетает в своём наступательном характере простодушие с некоторым оттенком баловства. При всем этом внешне герой описывается далеко не богатырскими чертами — невысокий и худой. Это реальный человек, с присущими ему слабостями и переживаниями.

В военных условиях оголяется неподдельная истинность любви к родным краям и решительное стремление отстоять победу. Его не останавливают погодные условия, дождь ли снег, в любой момент он готов пойти в наступление.

Кроме мужества и отчизнолюбия, Теркин являет собой олицетворение трудолюбия. И пилой ловко работает и часы чинит. Своими бесхитростными шутками, поддержкой товарищей и широтой души он с первых страниц поэмы симпатизирует читателям. Да и сам автор называет Теркина русским чудо мужиком, лихим солдатом на войне, не лишним гостем на гулянке.

С помощью образа Теркина автор демонстрирует читателю, каким мужественным может быть простой рабочий человек. Благодаря таким людям нашей стране удалось побороть врага.

Вариант 2

В одном из боев он смог самостоятельно сбить вражеский самолет. В одной из сцен автор описывает бой Василия с Немцом. Он смог одолеть его прямо голыми руками, хотя автор описывает, как это было трудно и тяжело. За свои огромную заслугу в бою Василий получил добавку в обед. Это был единственный солдат который получал добавку, так как продукты и так были на пределе. Но повара всегда возмущались, но Василия трудно было оскорбить, и ответ он всегда смеялся.

Теркин был родом из Смоленского края, и он всеми силами хотел прославить этот чудный край. Когда он идет в бой он не когда не думает о наградах. Хотя и говорит своим товарищам, что неплохо было бы после войны вернуться домой с наградой. Но жажда награды некогда не переваливала через края его патриотизма, то есть он больше думал о победе в войне, чем о награде. Также Василию было жалко простых людей, и он пытался их защищать. Как говорил сам Теркин, что простой люд не в чем, не виноват и не чего не кому не должен.

Твардовский в этом герое показывает всю мощь Русского народа. Также он показывает настоящий патриотизм человека. Теркин не когда не предаст свои родину даже под угрозой смерти. Таких людей как Василий Теркин можно отнести к группе истинных Сыновей Отечества. Василий Теркин внес большой вклад в свою родину. Вот например к сыновьям отечества относится Кутузов. Он смог поднять народ на последнее сражения и разбить войско Наполеона. Так вот Василий сделал почти тоже самое. В своем батальоне он был лидером, и все шли за ним. Он вел в бой своих людей и постоянно приводил их из боя. Вот кем был Василий Теркин…



Вариант 5

Александр Трофимович Твардовский — автор незабываемого произведения « Василий Тёркин» Будучи сам в гуще событий, так как он сам воевал на фронте и прошёл всю войну в качестве военного корреспондента, много общался с солдатами, и сам не раз попадал в разные сложные ситуации. Всё что он описывает в своей книге, он слышал от простых бойцов, пехотинцев. Во времена Великой Отечественной пехота сыграла важнейшую роль в истории войны, и главным образом именно ей принадлежит главная заслуга в победе. Вот и главный герой повести у автора принадлежал к пехоте.

Образ получился собирательным и усреднённым. Он обычный парень, мечтающий о любви, о счастье, семье и о мирной жизни. Один участник войны написал: Немцы любили, умели и хотели воевать, а мы воевали по необходимости. Тёрки тоже воевал по необходимости. На его любимую землю напал жестокий враг. Его безмятежная счастливая жизнь в колхозе была жестоко оборвана грозной бедой, и война стала для него работой, как горячая страда в колхозе, когда грянули дожди. Вся страна превратилась в единый боевой лагерь, и даже в тылу фашист не мог спать спокойно. Тёркин бесконечно любит свою родину, называя землю «матушкой». Его жизнерадостностью, смелостью и добротой пронизана каждая глава книги. Жизнелюб и добряк Тёркин и в огне не горит и в воде не тонет. Потому что очень велика его воля к победе над фашистами, чтобы освободить матушку землю от проклятого захватчика. Он смекалист, так как мастерски выходит из всех передряг, в которые его ставит автор. Кроме того, он обладает большим чувством юмора, что помогает с легкостью, навеселе переносить тяготы и трудности фронта, и, что не маловажно помогает читателю с замиранием сердца следить за приключениями нашего героя и переживать за него.

На фронте все солдаты с нетерпением ждали выхода каждой новой главы про Тёркина. Они любили его как брата и как друга. И каждый находил в себе и в своих товарищах что-то от любимого героя. Автор пытается показать через своего Тёркина каким должен быть русский народ. Только великое мужество, бескорыстие и доброта могли привести страну к победе. И мы победили, потому что русские инженеры были талантливее, технологи гениальнее, а наши двенадцати- и четырнадцатилетние мальчишки, вставшие к станкам вместо ушедших на фронт отцов, оказались более умелыми и выносливыми, чем великовозрастные немецкие солдаты. И про каждого из них можно сказать, что его звали Василий Тёркин. Солдаты сражались и умирали не потому, что их посылали командиры на смерть, а потому что они сражались за родину. Этот подвиг был, есть и будет всегда, это особенность русского солдата — жертвовать собой: брестская крепость держалась до ноября, все погибли за родину! И таких примеров десятки тысяч!

«Василий Тёркин» можно назвать бестселлером того времени. Слава русскому солдату!



Сочинение про Теркина

Образ Василия Теркина, созданный А.Т.Твардовским знаком каждому читателю. Он был создан в самые тяжелые для страны годы.

Первоначально герой Василий Теркин был придуман коллективом журналистов, одним из которых был Твардовский еще до Великой Отечественной войны. Позднее, а именно при Финской войне к нему пришла мысль создать полноценное произведение в стихах о данном герое.

Вернувшись с войны, писатель начинает работу над книгой, которую предполагает завершить в 1941 году, придумав ей название – «Книга про бойца». Но случилась новая война, и поэт уходит на фронт. К своему произведению Твардовский возвращается в 1942 году. В этом же году автор переименовывает поэму с первого — «Книга про бойца» на второе — «Василий Теркин».

Поэма была написана во время войны. Главы произведения печатались в периодической газете и солдаты с нетерпением ждали новых выпусков. Поэма пользовалась большим успехом, ведь Василий Теркин – это собирательный образ русского солдата. Каждый солдат, находившийся на фронте, узнавал в нем себя. Персонаж Василий Теркин придавал бойцам сил, и вдохновлял их на сражения.

Главный герой являлся добродушным, простым крестьянином. Именно как о личности, о Василии Теркине ничего не повествуется. Известно лишь, что ему около 30 и он со Смоленщины. Однако являясь примером для многих, он всегда старался поддержать боевой дух солдат, рассказывая им курьезные ситуации из своей военной жизни. У Василия Теркина на фронте было ранение, но он смог перенести все тягости военной жизни, тем самым олицетворяя силу духа русского народа и желание жить, во что бы то ни стало.

Главной чертой данного героя является то, что он ничем не выделялся на фоне других. Теркин был обычным парнем, наделенным смелостью, мужеством, чувством юмора. Для него война была такой же работой, которую нужно хорошо выполнить. Тем самым Твардовский хотел показать, что такие качества как у Василия присущи всем простым русским людям. Однако Теркин не только хороший солдат, он еще и мастер на все руки, способный починить часы или наточить пилу. А как резво он играет на гармони в перерывах между боями.

Василий Теркин не испугался смерти, оказавшись с ней лицом к лицу. Он просит у нее отсрочку, чтобы увидеть салют Победы и смерть дает ему такую возможность.

Образ Василия Теркина является прообразом всего русского народа, воплотившего в себе небывалый героизм и непоколебимое мужество.

Образ Василия Теркина

Главный герой поэмы является собирательным, обобщенным образом, воплощающим весь воюющий народ. О конкретной личности Василия Теркина не говорится почти ничего. Известно только, что ему за двадцать — ближе к тридцати, и что родом он, так же как и автор, со Смоленщины, что «на Карельском воевал — за рекой Сестрою».

Теркин — большой жизнелюб, «охотник жить лет до девяноста», встал в строй из запаса, служит в пехоте, в войсках, «самых близких к земле, к холоду, к огню и смерти». Для него война — обычная работа, которую нужно сделать правильно, умело, не ради славы, а «ради жизни на земле».

Автор неоднократно подчеркивает «обыкновенность» Теркипа и во внешности, и в поступках. В главе «На привале» автор так представляет своего героя:

Теркин — кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный… Не высок, не то чтоб мал, Но герой — героем …

Через обыкновенность, усредненность Твардовский показывает. типичность Теркина, ведь он является воплощением солдатской массы, вынесшей на себе все тяготы войны. Однако образ Теркина лишен схематизма. Это жизнерадостный, полнокровный герой, со своим особым характером.

Он весельчак, балагур на привале, любитель сытно поесть, он не прочь развеселить товарищей игрой на гармони («Гармонь»), помочь старикам («Два солдата»), наколоть дров солдатке («Перед боем»).

Это жизнелюбивая, добродушная, широкая русская натура, имеющая щедрое сердце, соединяющая в себе такие исконно русские качества, как душевность и благородство, сметливость и мудрость, решимость и мужество.

Василий Теркин — образ героический. Он, не задумываясь, переправляется на другой берег вплавь в ноябре, чтобы сообщить о том, что переправившийся взвод закрепился на том берегу («Переправа»), занимает вражеский дзот и удерживает его до прихода своих («Теркин ранен»), сбивает вражеский самолет («Кто стрелял?» ), заняв место убитого лейтенанта, поднимает бойцов в атаку и первым врывается в село («В наступлении»), подбадривает и воодушевляет измученных солдат во время боя за безвестный «населенный пункт Борки», «Где война стелила путь, / / Где вода была пехоте / По колено, грязь — по груды («Бой в болоте»).

В главе «Поединок», являющейся кульминацией всей поэмы, Теркин вступает в рукопашный бой с немцем, физически более сильным:

Тервин знал, что в этой схватке Он слабей: не те харчи.

Но моральный дух, уверенность в победе оказываются сильнее у Теркина, поэтому он выходит победителем:

И тогда-то, Злость и боль забрав в кулак, Неваряженной гранатой

Теркин немца — с левой — шмяк! Немец охнул и обмяк …

Эта глава перекликается с былинным эпосом, а сама схватка вырастает до символического обобщения «Человек-народ». Теркин, символизирующий Россию, противостоит сильному и грозному противнику, символизирующему фашистскую Германию:

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, — Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка все решит.

Но следует отметить, что образ Теркина намеренно лишен aвтором романтического ореола. как будто даже снижен. Это достигается за счет введения разговорной лексики, просторечий («хрястнул немца промеж глаз», «в·санки сунул», «дал леща», .Теркин немца с левой — «шмяк» и др.)

Таким образом автор стремится подчеркнуть, что главный герой не только обобщенный образ-символ, но и личность, индивидуальность, что для него война — работа, тяжелая, грязная, но необходимая, неизбежная, не за славу, не за ордена и медали, не за повышение по службе. И только в заключительной строфе автор позволяет себе подняться до масштабного, торжественного звучащего обобщения:

Страшный бой идет, кровавый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле.

В споре двух сил одержали победу добро, любовь и сама жизнь. Эти строки неоднократно звучат в поэме, являются своеобразным рефреном, подчеркивающим главную тему произведения: беспримерный подвиг русского солдата.

Тот же прием обобщения и индивидуализации встречаем в главе «Теркин — Теркин». Василий встречается со своим однофамильцем Иваном. Иван отличается от Василия только цветом волос (он рыжий), фронтовой профессией (бронебойщик), а в остальном оба героя похожи. Спор между ними решает старшина:

Что вы тут не разберете, Не поймете меж собой? По уставу каждой роте Будет придан Теркин свой.

Таким образом автор подчеркивает, что Теркин — не единичное явление, что таких, как он, миллионы, он неотделим от воющего народа, от солдатской массы, и цель у всех одна — освобождение Родины, России.

Поэму Твардовского часто называют энциклопедией военной действительности эпохи Великой Отечественной войны» (по аналогии с «Евгением Онегиным» Пушкина). Действительно, книга про бойца написана исключительно правдиво. Правда войны, как бы ни была горька, бьет прямо в душу.

Поэт не приукрашивает события, не изображает подвиги своего героя как легкие и забавные, наоборот, в поэме самыми сильными главами являются главы, окрашенные трагическим пафосом: «Переправа», «Бой в болоте», «Смерть и воин», «Про солдата-сироту».

Тема постоянной опасности и смерти возникает неоднократно. Но противостоит страху смерти на войне патриотическое чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но в то же время лежащее в глубине души каждого.(Л. Н. Толстой). И носителем этого чувства, благодаря которому была одержана трудная победа в войне, является «святой и грешный русский чудо-человек», воплощенный в поэме в образе главного героя.

Читайте также: